Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:56, контрольная работа
Мировое сообщество уже давно пришло к заключению, что невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы любой страны за счет разрушения природной среды и истощения ее ресурсов. Жизнеобеспечивающая продуктивная природная среда признана наивысшей общечеловеческой ценностью. В интересах всего человечества при решении проблем развития экономики необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам сохранения природной среды и здоровья населения. В основе решения этих проблем должен лежать принцип упреждения — недопущения нанесения непоправимого ущерба человеку и природе.
Введение………………………………………………………………….…….....3
1. Российская экологическая политика и экологическое движение…..............4
2. Объединение усилий мирового сообщества в решении экологических проблем …………………………………………………………………….…………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство транспорта
Федеральное агентство
Государственное
Высшего профессионального
«Омский государственный
Кафедра:
Дисциплина:
Экология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « ЭКОЛОГИЯ »
Тема
«Возникновение
и развитие природоохранной
деятельности человека.»
Выполнил: студент
Омск 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Российская экологическая политика и экологическое движение…..............4
2. Объединение
усилий мирового сообщества в
решении экологических проблем …………………………………………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Мировое сообщество уже давно пришло к заключению, что невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы любой страны за счет разрушения природной среды и истощения ее ресурсов. Жизнеобеспечивающая продуктивная природная среда признана наивысшей общечеловеческой ценностью. В интересах всего человечества при решении проблем развития экономики необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам сохранения природной среды и здоровья населения. В основе решения этих проблем должен лежать принцип упреждения — недопущения нанесения непоправимого ущерба человеку и природе.
Нужно
сохранять баланс между решением
различных социально-
1. Российская экологическая
политика и экологическое
движение
Исторические аспекты. Процесс формирования и реализации экологической политики России осуществляется длительное время. Еще в конце XIX в. в стране появились первые частные и государственные природные заповедники, которые впоследствии стали основой выделения особо охраняемых природных территорий, способствовавших сохранению уникальных природных ландшафтов планеты.
Начало «зеленого» движения в России было положено в 1924 г., когда было создано Всероссийское общество охраны природы. Оно стало старейшей и массовой общественной экологической организацией в стране. В задачи общества входило экологическое образование и воспитание населения, научно-техническая и природоохранная деятельность, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Сейчас общество является членом Международного союза охраны природы.
В конце 30-х гг. ХХ в. в СССР началось формирование системы экологической безопасности, основанной на применении гигиенических нормативов окружающей среды, получивших название предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ. В это время стали создаваться и первые общенациональные программы экологического характера, а также первые специализированные органы государственного управления экологической ориентации, например, в сфере заповедного дела. В деятельности государственных органов появилась экологическая направленность. Так, службе санитарно-эпидемиологического надзора было вменено в обязанность вести контроль за состоянием окружающей среды в поселениях.
С 60-х гг. XX в. в России экологическая деятельность стала самостоятельной сферой государственного управления. Был принят Закон РСФСР «Об охране природы», который послужил законодательной основой экологической политики. В министерствах и ведомствах страны стали создаваться подразделения, ответственные за управление природопользованием. С середины 60-х гг. прошлого века Государственный комитет СССР по гидрометеорологии начал осуществлять фоновый мониторинг среды и контролировать ее загрязнение производственными источниками. Государственный комитет СССР по строительству при осуществлении территориального проектирования стал учитывать экологические приоритеты.
Этот период ознаменовался разработкой концептуальных основ формирования экологической политики в стране, а также созданием научной базы экономического подхода к управлению природопользованием. Академик С.Г. Струмилин обосновал отказ от отношения к природным ценностям как «даровым благам». Однако в тот период запасы природных ресурсов были еще велики, и осознания необходимости бережного отношения к природе не было.
В 70-е гг. XX в. мировая общественность активизировала деятельность в защиту окружающей среды, что наложило отпечаток на отечественную экологическую политику. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая в мировой истории международная конференция по вопросам окружающей среды, заложившая основы глобальной экологической политики. В то же время была принята Конвенция ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия, положившая начало фундаментальной деятельности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.
В нашей стране в ответ на мировые события были приняты кардинальные решения по совершенствованию охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. С этого периода началось централизованное государственное планирование и целевое финансирование природопользования. Стало господствовать прямое государственное регулирование с почти полным отказом от использования экономических рычагов в данной сфере. Вместе с тем финансирование осуществлялось по остаточному принципу, фактор экологической опасности в полной мере не учитывался. Продекларированные цели бережного отношения к природной среде не находили подтверждения на практике, в связи с чем назрела неизбежность значительных перемен в экологической политике.
Во второй половине 80-х гг. XX в. произошла активизация экологического движения в стране. Одной из причин этого послужила авария на Чернобыльской АЭС, которая вызвала обеспокоенность множества людей по поводу влияния научно-технического прогресса на природу и жизнь человечества. Возникали самодеятельные экологические организации, происходили митинги, пикеты против строительства новых и за ликвидацию имеющихся экологически опасных промышленных объектов.
В 1988 г. началась инициативная работа по созданию партии «зеленых», рождение которой произошло в 1990 г. Через год в партии произошел раскол, и часть ее членов вошла в Российскую партию зеленых (РПЗ), а другая часть образовала Лигу зеленых партий, просуществовавшую до 1994 г.
РПЗ поставила основными целями содействие созданию общества, ориентированного на гармонию между человеком и природой, защиту прав человека и воспитание людей в духе человеколюбия. Для достижения поставленных целей РПЗ призывала к осуществлению природоохранных мер, постепенному прекращению использования атомной энергетики, обязательному проведению независимой экологической экспертизы при строительстве хозяйственных объектов и др. Ее территориальные организации возбуждали судебные разбирательства по фактам нарушения природоохранного законодательства. Однако с течением времени общественное влияние РПЗ резко снизилось.
Наряду с РПЗ в тот же период родилась еще одна экологическая организация, которая стала одной из крупнейших по тому времени в стране, - Социально-экологический союз (СоЭС). Он объединил в своих рядах активистов природоохранного движения и представителей общедемократических сил. Они боролись за демократические принципы и гарантии экологических прав граждан.
В России также активно действовало экологическое общественное движение «Кедр», которое принимало участие в избирательных компаниях в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг., но не смогло преодолеть пятипроцентного барьера. Ныне на основе движения «Кедр» функционирует Российская экологическая партия «Зеленые».
В 90-е гг. XX в. стал осуществляться переход от административных к экономическим методам управления в области охраны окружающей среды. Была сформирована новая структура управления природопользованием во главе с соответствующим министерством, которому подчинялись региональные представительства. Этот период характеризовался гласностью, созданием ряда общественных экологических организаций, широким освещением экологических проблем в средствах массовой информации.
В 1990 г. был начат крупномасштабный эксперимент по переходу к платному природопользованию. Принятый закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 закрепил основные инструменты экономического механизма защиты окружающей среды. Они включают, среди прочих, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; предоставление предприятиям налоговых, кредитных и иных льгот при осуществлении эффективных природоохранных мер; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Таким образом, в период после 1990 г. шло активное формирование правовых основ экологической политики. Принят ряд важнейших федеральных законов и введены платежи предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды, которые направлялись в экологические фонды. Однако в последствии экологические фонды потеряли свою значимость.
С середины 1990-х гг. наметился отход проводимой государством политики от экологической направленности. Созданный в России механизм управления природопользованием оказался неэффективным. Это нашло отражение в ухудшении показателей, характеризующих экологическую ситуацию в стране, здоровье населения, росте природоемкости производства.
В этот же период начался кризис российского «зеленого» движения. Его лидеры отказались от политической деятельности и выступали не за изменение существующего общества, а за создание альтернативного общества в виде экологических поселений, не наносящих вред окружающей среде. Впоследствии часть активистов «зеленого» движения примкнула к международной организации «Гринпис», которая полностью остается в стороне от политической деятельности. «Гринпис» России начал действовать в 1992 г.
В 1996 г. понизился статус главного природоохранного органа страны до уровня государственного комитета. Была ослаблена Межведомственная комиссия по экологической безопасности. В 1998 г. была упразднена правительственная Комиссия по окружающей среде и природопользованию. Ее восстановление в 2000 г. не принесло реальных результатов и осталось формально-бюрократическим.
Начало XXI в. характеризуется кризисом в экологической политике России. Утратили независимость органы государственного экологического контроля, они были слиты с органами государственного управления природными ресурсами. Возникла ситуация, когда Министерство природных ресурсов РФ совмещает в себе государственный контроль в области охраны среды и управление хозяйственным использованием природных ресурсов. Стали частыми случаи несоблюдения экологического законодательства. Ослаблен государственный контроль за охраной окружающей природной среды. Практически прекратила деятельность служба заповедного дела, потеряла свою независимость служба экологической экспертизы. В вузах, техникумах, средних школах стали исключаться экологические дисциплины.
Современное состояние экологической деятельности. Экологическое движение в настоящее время включает общероссийские и региональные общественные объединения со своими территориальными структурами (Всероссийское общество охраны природы, Социально-экологический союз, Российский экологический союз, Российский «Зеленый Крест», Общественное экологическое движение «Кедр», Российский фонд «Инженерная экология», Ассоциация развития российской экологической прессы, Российское экологическое движение и др.), а также многочислен-ные экологические организации на местах. Они были объединены в 1996 г. в Российское экологическое движение (РЭД — «зеленые»). Также продолжает функционировать Российский «Зеленый Крест».
Информация о работе Возникновение и развитие природоохранной деятельности человека