Возможности решение экологических проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать возможности решения экологических проблем.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и виды экологических проблем.
2. Проанализировать экологическую ситуацию в России.
3. Выявить пути оптимизации взаимоотношение общества и природы.
4. Рассмотреть основные пути решение экологических проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Основные экологические проблемы
1.1 Понятие и виды экологических проблем……...………………………...6
1.2 Экологическая ситуация в России………………………………...……23
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….....31
Глава.2 Решение экологических проблем
2.1 Пути оптимизации взаимоотношений общества и природы……….....32
2.2 Сохранение биоразнообразия...…………………………………………36
2.3 Пути решения проблемы энергосбережения…………………………..45
2.4 Решение проблемы нехватки пресной воды…………………………...56
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………….66
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Нурписов.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Шадринский  Государственный Педагогический Институт

Факультет физической культуры и социальной безопасности

Кафедра социальной безопасности 
 
 
 
 
 
 
 

Возможности решение экологических  проблем 
 

Курсовая  работа  
 
 
 

Исполнитель: студент группы 473

                                                                             Нурписов Самат Тлеукабулович

                                                               Научный руководитель:

                                                              Старший преподаватель

                                                                     Зырянова Нина Николаевна 
 
 
 
 

Шадринск 2009г

Оглавление 

     Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Основные экологические проблемы

     1.1 Понятие и виды экологических проблем……...………………………...6

     1.2 Экологическая ситуация в России………………………………...……23

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….....31

Глава.2 Решение  экологических проблем

     2.1 Пути оптимизации взаимоотношений общества и природы……….....32

     2.2 Сохранение биоразнообразия...…………………………………………36

     2.3 Пути решения проблемы энергосбережения…………………………..45

     2.4 Решение проблемы нехватки пресной воды…………………………...56

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………….66

Список литературы………………………………………………….……………...68 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В процессе жизнедеятельности человек  постоянно взаимодействует с  окружающей средой, образуя систему  «человек – среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.

       Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, которые при определенных условиях способны оказывать прямое или косвенное (немедленное или отдаленное) воздействие на деятельность и здоровье человека.

       Среда обитания тесно связана с понятием «биосферы Земли». Основоположником современных представлений о  сфере жизни (биосфере) является выдающийся русский ученый академик В.И.Вернадский (1863 – 1945). В старое, «узкое», понятие «биосфера» он вложил новое, более емкое содержание.

       Биосфера  – наружная оболочка (сфера) Земли, область распространения и существования  жизни, включая все живые организмы  и элементы неживой природы, составляющие среду их обитания.

       Каждый  уровень биосферы характеризуется присущими ему свойствами, а также свойствами входящих в него элементов – экосистем. Экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания, являются одним из основных предметов изучения экологии.

       Экология  – наука о взаимодействии живых  организмов между собой, а также  с окружающей средой.

       Экосистема  включает в себя два основных компонента: биоценоз (животные, растения, микроорганизмы) и экотоп (факторы неживой природы).

       Биосферу  можно представить как огромную, сложную экосистему, работающую в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. Стабильность биосферы основывается на высоком разнообразии живых организмов, которые выполняют различные функции в поддержании общего потока веществ и распределения энергии, взаимосвязи биогенных и абиогенных процессов.

       По  мере освобождения от забот о пропитании человек все больше времени стал уделять обустройству своей среды  обитания. При этом он постепенно утрачивал связь с природной средой, уходил от ее законов, обусловленных способностью экосистем существовать и развиваться при минимальном расходовании энергии. Такое усиление антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду обусловило создание нового типа среды обитания – техносферы.

       Появление техносферы привело к тому, что  во многих регионах нашей планеты  она стала активно замещать биосферу. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В  наибольшей степени экосистемы разрушены  в развитых странах Европы, Северной Америки и в Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях и представляют собой небольшие «пятна» биосферы, которые подвержены сильному техносферному давлению.

       Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, представляют собой новую социальную реальность ХХ в. Их появление поставило под угрозу само существование цивилизации. Перспективы разрешения экологических проблем (мировых, национальных, региональных) зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности и путей решения современной кризисной экологической ситуации. Преодоление кризисной экологической ситуации возможно лишь посредством изменения общественной психологии, воспитание новых ценностей по отношению к природе, формирование экологической культуры, развития мировоззрения сознания человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости изменения экологической ситуации в современном мире.

       Объект  исследования – экологические проблемы в современных условиях.

       Предмет исследования – пути решения экологических проблем.

       Цель  исследования – проанализировать возможности решения экологических проблем.

       Задачи  исследования:

    1. Определить  понятие и виды экологических  проблем.

    2. Проанализировать  экологическую ситуацию в России.

    3. Выявить  пути оптимизации взаимоотношение  общества и природы.

    4. Рассмотреть  основные пути решение экологических  проблем.

       Методы  исследования – анализ экологических проблем и возможности их решение.

       Работа  состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, выводов, заключение. Список литературы включает 29 библиографических источника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава. 1Основные экологические проблемы 

1.1.Понятие и виды экологических проблем 

      Природа менялась под воздействием человека с первых этапов развития цивилизации. На среде обитания сказывались даже сбор ягод и плодов, охота и рыболовство. Неблагоприятные последствия изменений сразу и непосредственно отражались на условиях жизни семьи, рода, поэтому уже на заре хозяйственной деятельности начала складываться примитивная экологическая культура, формировались традиционные типы сберегающего природопользования. Они, несомненно, сыграли определённую роль в сохранении природного равновесия, однако наибольшее значение имели ограниченные масштабы вмешательства человека в природу. С ростом численности населения, увеличением объёмов производства возрастала степень этого воздействия, в результате способность природы к самовосстановлению была подорвана. В этом несоответствии глубины воздействия на природу и ее способности к самовосстановлению и заключены истоки возникновения и обострения экологических проблем, перерастания, локальных проблем в региональные, региональных в глобальные. [21,с.5-7]

      Всепроникающий  характер экологические проблемы приобрели в ХХ столетии, когда человечество вступило в эпoxy НТР и одновременно сознало, что оно оказалось на грани экологической катастрофы, угрожающей существованию цивилизации. Это совпадение не было случайным: влияние НТР на экологическую ситуацию носило двоякий характер. С одной стороны, с НТР связан стремительный рост производства и увеличение изъятия из природы различных видов сырья. Новые технические возможности позволили человеку выйти в космос, начать освоение районов с экстремальны ми условиями, где природные комплексы отличаются необыкновенной ранимостью. Изменения в природной среде, нараставшие до этого времени постепенно, приобрели лавинообразный характер. Но в это, же время применение новых технологий позволило сократить расходы сырья на единицу произведенной продукции. Благодаря достижениям НТР появились новые, эффективные способы зашиты окружающей среды, с этими же достижениями связаны и перспективы ее оздоровления. Помощь окажется действенной в том случае, если союзниками нашими будут научная мысль и современные достижения техники.

      Многогранность  проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества, их взаимосвязь с проблемами общественной сферы, разные территориальные масштабы определяют необходимость разделить их на проблемы:

      - глобальные, имеющие планетарный,  общечеловеческий характер, решение  которых возможно лишь на общечеловеческого  уровне;

      - региональные, актуальные для крупных  территорий, нередко выходящих за  пределы одного государства, решение которых возможно на общегосударственном или межгосударственном уровне (например, проблемы Большой Волги, 3ападной Сибири, Рейна или Альпийского региона);

      - локальные (местные) наиболее  ограниченного характера, касающиеся как территориальных комплексов, так и единичных объектов, решение которых осуществимо на местном уровне.

      Грань между территориальными уровнями условна: локальные проблемы в комплексе формируют проблемы региональные, региональные способны перерастать в глобальные.

      Экологические проблемы можно также разделить на возникающие в сферах неживой природы (в атмосфере и околоземном пространстве, гидросфере и литосфере) и возникающие в биосфере.

      Собственно  экологические проблемы тесно смыкаются  с проблемами социальными, которые возникают в общественной среде. Под их влиянием формируется морально-психологический климат среды обитания, от их состояния во многом зависит возможность реализации духовных и материальных запросов человека. [21,с.5-7]

      Таким образом, окружающая среда для человека, существа как биологического, так и общественного,- это комплекс природно-экологических и социальных условий, в которых проходит его производственная, духовная и личная жизнь.

        Комплексный характер среды обитания требует сопряженного анализа природно-экологических и социальных факторов, определяющих качество жизни человека. Такой анализ необходим еще и потому, что природная и общественная сферы тесно, связаны между собой. Многие проблемы социального круга зарождаются в природной сфере. Например, проблема здоровья человека во многом обусловлена неблагоприятными изменениями природной среды. С деградацией этой среды связана и продовольственная проблема.

      Многие  проблемы социального круга на глобальном и региональном уровне косвенно и непосредственно воздействуют на окружающую среду, ее состояние. К этой группе социальных проблем относится сверхбыстрый рост населения развивающихся стран, проблема их бедности, задолженности, зависимого положения в международном географическом разделении труда. Мощное влияние на состояние окружающей среды оказывают урбанизация, милитаризация и военные конфликты.

Информация о работе Возможности решение экологических проблем