Твердые бытовые отходы и влияние их на окружающую среду

Автор: s*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

Твердые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения. Они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего использования в быту. Это отходы, которые накапливаются в жилом фонде, учреждениях, предприятиях общественного назначения (школах, зрелищных и детских учреждениях, гостиницах, столовых и т.п.).

Содержание

Введение 4
Принципы Комплексного Управления Отходами (КУО) 6
Принципы Комплексного Управления Отходами 7
Иерархия КУО и интеграция подходов. 8
Этапы решения проблемы ТБО. 9
Системы сбора и промежуточного хранения отходов 11
Компостирование 12
Мусоросжигание 13
Брикетирование 15
Захоронение 15
Твердые бытовые отходы (ТБО)

Работа содержит 1 файл

Реферат Твердые бытовые отходы.doc

— 62.31 Кб (Скачать)

Традиционные подходы  к проблеме ТБО ориентировались  на  уменьшение  опасного

влияния на окружающую среду путем изоляции свалки от грунтовых  вод,  очистки

выбросов  мусоросжигательного  завода  и  т.д.  Нетрадиционный   взгляд   на

проблему,  коротко   выражаясь,   состоит   в   том,   что   гораздо   проще

контролировать что  попадает на свалку, чем то,  что  попадает  со  свалки  в

окружающую среду. Основа концепции КУО состоит  в  том,  что  бытовые  отходы

состоят из различных  компонент,  которые  не  должны  в  идеале  смешиваться

между собой, а  должны  утилизироваться  отдельно  друг  от  друга  наиболее

экономичными и  экологически  приемлемыми  способами.  Другие  принципы  КУО

показаны ниже.

|Принципы Комплексного  Управления Отходами                               |

|1 ТБО состоят  из различных компонент, к которым  должны применяться      |

|различные подходы.                                                      |

|2 Комбинация технологий  и мероприятий, включая сокращение  количества    |

|отходов, вторичную  переработку и компостирование,  захоронение на        |

|полигонах и мусоросжигание, – должна использоваться для  утилизации тех  |

|или иных специфических  компонент ТБО. Все технологии  и мероприятия      |

|разрабатываются  в комплексе, дополняя друг  друга.                       |

|3 Муниципальная  система утилизации ТБО должна  разрабатываться с учетом  |

|конкретных местных  проблем и базироваться на  местных ресурсах. Местный  |

|опыт в утилизации  ТБО должен постепенно приобретаться  посредством       |

|разработки и  осуществления небольших программ.                          |

|4 Комплексный подход  к переработке отходов базируется  на стратегическом |

|долговременном  планировании, обеспечивает гибкость, необходимую, для    |

|того, чтобы быть  способным адаптироваться к будущим  изменениям в составе|

|и количестве  ТБО и доступности технологий  утилизации. Мониторинг и      |

|оценка результатов  мероприятий должны непрерывно  сопровождать разработку|

|и осуществление  программ утилизации ТБО.                                |

|5 Участие городских  властей, а также всех групп  населения (то есть тех, |

|кто собственно "производит" мусор) – необходимый элемент  любой программы|

|по решению проблемы  ТБО.                                                | 
 

КУО предполагает, что  в дополнение к традиционным  способам  (мусоросжиганию

и  захоронению)  неотъемлемой  частью  утилизации   отходов   должны   стать

мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка  отходов

и компостирование (аэробное сбраживание органической части  отходов).  Только

комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий,  а  не  одна

технология, пусть  даже самая современная может  способствовать  эффективному

решению проблемы ТБО.

Для каждого конкретного  населенного  пункта  необходим  выбор  определенной

комбинации подходов,  учитывающий  местный  опыт  и  местные  ресурсы.  План

мероприятий по комплексному управлению  отходами  основывается  на  изучении

потоков  отходов,  оценке  имеющихся  вариантов  и  включает   осуществление

небольших «экспериментальных»  проектов,  позволяющих  собрать  информацию  и

приобрести опыт.

                   2.2.Иерархия КУО и интеграция  подходов 

|В рамках КУО  предполагается, что населенный  пункт,|[pic]               |

|район или область  выбирают подходы к решению      |                    |

|проблемы ТБО  в зависимости от своих специфических  |                    |

|местных условий  и ресурсов. Однако при определении|                    |

|целей программы  по утилизации ТБО и планировании  |                    |

|стратегии целесообразно  иметь представление об    |                    |

|определенной иерархии  комплексного управления     |                    |

|отходами. Такая  иерархия, символически            |                    |

|изображенная на  рисунке, подразумевает, что в     |                    |

|первую очередь  должны рассматриваться мероприятия  |                    |

|по первичному  сокращению отходов, затем по        |                    |

|вторичному сокращению: повторному использованию и |                    |

|переработке оставшейся  части отходов и в самую    |                    |

|последнюю очередь  – мероприятия по утилизации  или |                    |

|захоронению тех  отходов, возникновения которых  не |                    |

|удалось избежать  и которые не поддаются           |                    |

|переработке во  вторсырье.                         |                    | 
 

Сокращение  отходов  «у  источника»  на  самом  верху  этой  иерархии.   Под

сокращением понимается не только уменьшение общего количества отходов, но  и

уменьшение  их  токсичности  и  иных  вредных  свойств.  Сокращение  отходов

достигается  вследствие  переориентации  производителей  и  потребителей  на

продукты и упаковку, приводящие к меньшему количеству отходов.  В  настоящий

момент в России более разумно говорить не о сокращении объема отходов, а  об

ограничении их бесконтрольного  роста.

Вторичная  переработка  (включая  компостирование)  –  это  вторая   ступень

иерархии. Вторичная  переработка (»ресайклинг») не просто сохраняет место  на

свалках, но  и  улучшает  эффективность  мусоросжигания  путем  удаления  из

общего потока отходов  несгораемых материалов.

Ниже  в  иерархии  стоят  сжигание  мусора  и  захоронение   на   полигонах.

Мусоросжигание  уменьшает  объем  отходов,  попадающих  на  свалки  и  может

использоваться для  производства электроэнергии. Хотя сжигание  всех  отходов

без  разбора  –  это  технология  прошлого,  современные  мусоросжигательные

установки,   оборудованные   системами   очистки   выбросов,    генераторами

электроэнергии и  используемые в комбинации  с  другими  методами  утилизации

ТБО могут помочь справиться с потоком мусора, особенно в  плотно  населенных

областях.

Захоронение на полигонах  продолжает оставаться необходимым  для  отходов,  не

поддающихся вторичной  переработке, несгораемых или  сгорающих  с  выделением

токсичных   веществ.   Современные   «санитарные»    полигоны,    отвечающие

экологическим  требованиям,  мало  напоминают  знакомые  нам   свалки:   они

представляют   собой   сложнейшие   инженерные   сооружения,   оборудованные

системами борьбы с  загрязнениями воды и воздуха,  использующие  образующийся

в процессе гниения  мусора метан для производства тепла  и электроэнергии.

                         2.3. Связь технологических,

                  организационных и экономических  принципов

Проблема бытовых  отходов не решается  выбором  «правильной»  технологии  или

даже  комбинации  технологий,  так  как,  кроме  технологических  она  имеет

экономические, социальные и организационные аспекты. Идея КУО заключается  в

том, что все эти  аспекты должны рассматриваться  в комплексе.

Организационные и  социальные  аспекты.  Типичной  ошибкой,  допускаемой  во

многих программах по решению проблемы ТБО,  с  которой  приходится  бороться

общественным организациям, является полная и бесконтрольная  передача  их  в

руки «профильных»  департаментов  городской  администрации.  При  этом,  во-

первых, из процесса принятия и  выполнения  решений  по  выбору  альтернатив

утилизации отходов  нередко оказывается исключено  не только население,  но  и

выборные  органы  города.  Уже  одно   это   делает   осуществление   многих

экологически  приемлемых  альтернатив  обращения  с  отходами  принципиально

невозможным.

Во-вторых, службы коммунального  обеспечения  обычно  активно  охраняют  свою

традиционную монополию  на решение всех проблем,  связанных  с  мусором.  Это

означает  не  только  низкую  эффективность  сервиса,  но  и   невозможность

пробиться   для   альтернативных   подходов,   в   которых   «эксперты»   из

департаментов не считают  себя специалистами. Наиболее  яркая  иллюстрация  –

высказывание одного из представителей Департамента  инженерного  обеспечения

при Правительстве  Москвы, сделанное в ответ на предложение  начать  программы

по сбору вторсырья  с привлечением  населения:  "Я  –  инженер,  я  знаю  как

управлять машинами и не знаю, как управлять людьми".

Экономика утилизации отходов. Здесь самый важный  (и  пока  непривычный  для

жителей  и  властей  российских  городов)  факт  состоит  в  том,   что   за

выбрасывание  мусора  надо  платить  немалые  деньги.  В  странах  Европы  и

Северной Америки  утилизация отходов, проводимая с соблюдением  экологических

норм, обходится в  среднем в несколько  десятков,  а  иногда  –  более  сотни

долларов за тонну.

   В одном  из районов Москвы, например, «плата  за вывоз  мусора»  составляет

   382 руб./мес.  на одного жильца (сентябрь 1996  г.).  Для  семьи  из  трех

   человек, живущей  в двухкомнатной квартире, это   составляет  менее  одного

   процента  от  общей  суммы  платы   за  коммунальные  услуги.   В   прессе

   сообщалось, что коммунальные службы города  оценивают производство бытовых

   отходов жителями  в 1 м3/чел. в год. Исходя из  ориентировочной  плотности

   ТБО 0,25 т/м3, получаем, что за утилизацию тонны  бытовых отходов  москвич

   платит примерно 18.000 руб. или 3,5 долл. В то же  время, например, в  США

   средняя плата  только за помещение бытовых  отходов  на  свалку  составляет

   около 30 долл./т  (доходя в густонаселенных районах  до  80  долл./т).  При

   этом общая  плата за вывоз и утилизацию  отходов для  жителя  –   «конечного

   пользователя»  часто превышает 200 долл./т.

Факт «ненулевой цены» имеет  разнообразные  экономические  последствия.  Во-

первых, оказывается, что на утилизации отходов  можно  зарабатывать:  прежде

всего, заставляя  платить тех, кому нужно куда-то выбрасывать  мусор, а  также

извлекая из отходов  вторсырье,  перерабатывая  и  продавая  его.  Некоторые

Информация о работе Твердые бытовые отходы и влияние их на окружающую среду