Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:44, доклад

Описание работы

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

 Сюрпризные  моменты (приход Лесовичка и Осени); Снежный ком;

 Проведение  игр на закрепление знаний о знакомых им деревьях по листу; определение и  узнавание названия дерева по первому  звуку на картинках; “Путаница” и  “Кто где живёт?”; музыкальная пауза  – хоровод “Снег-снежок”.

 Ход занятия

 (Дети  входят в красочно украшенный  зал)

 В: Сегодня  мы с вами пойдём на экскурсию в  лес, где встретим много интересного. Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушать покой  лесных жителей и не навредить  природе. Итак, мы отправляемся в путь. Звучит музыка – дети заходят в  “лес”. Слышаться голоса птиц, шорох  шагов… 

 На  фоне музыки дети читают стихи:

 “Здравствуй, лес, дремучий лес,

   Полон сказок и чудес!

   Ты о чём шумишь листвою

   Ночью тёмной, грозовою?

   Кто в глуши твоей таится?

   Что за зверь, какая птица?

   Всё открой, не у таи,

   Ты же видишь: мы свои!”

 (С.  Погореловский) 

 В: Как  вы думаете, в какое время года мы попали?

 Д: (ответы детей)

 В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

 Д: (ответы детей)

 В: Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?

 Д: (ответы детей) 

 В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.

 (Из-за  ёлок выходит Лесовичок)

 Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?

 Д: (ответы детей)

 Л: Я  живу здесь в лесу уже много  лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и  даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?

 Д: (ответы детей)

 Л: Я  могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:

 “Что  же это за девица:

   Не швея, не мастерица

   Ничего сама не шьёт

   А в иголках круглый год.” 

 “Стоит  Алёна –

   Платок зелёный

   Тонкий стан,

   Белый сарафан.” 

 Д: (ответы детей)

 В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?

 (Дети  называют другие деревья)

 В: Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете. 

 “Ярко солнце светит

   В воздухе тепло

   И куда не глянишь

   Всё кругом светло

   По лугу пестреют

   Яркие цветы

   Золотом облиты

   Тёмные кусты.” 

 Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку  в моём лесу.

 В: Лесовичок, да тут у тебя ещё и знаки какие-то стоят. А давай-ка спросим у детей, знают ли они их?

 (Дети  объясняют, что обозначает каждый  знак)

 Л: Молодцы!

 (Звучит  музыка) 

 В: Пора нам дальше идти. Попадаем в другое время года. Обращаю внимание на деревья, на картину, где изображена осень, стая журавлей улетает на юг. 

 “Прощаясь с нами нежным криком

   Журавлики спешат на юг.

   В разноголосом этом шуме

   Косяк выстраивают вдруг.”

   В какое время года мы попали?

 Д: (ответы детей)

 В: Почему вы так думаете?

 (Ребята  отвечают стихотворением) 

 “Если на деревьях листья пожелтели,

   Если в край далёкий птицы  улетели,

   Если небо хмурое, если дождик  льётся,

   Это время года, осенью зовётся.”

 (“Осень”  М. Ходякова) 

 (Выходит  осень) 

 О: Слышу  я, что кто-то ходит у меня в  лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто  пришёл ко мне в гости?

 “Ну что же, всё у вас толково

   К холодным дням вы все готовы?

   Принесла я тучки

   Жарким дням на смену.”

 Хожу  вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы подготовились к холодам. Посмотрите, сколько на полянке у  меня грибов. А кто знает: какие  грибы бывают?

 (Дети  называют съедобные и несъедобные  грибы)

 О: А  что с грибами делают?

 Д: (ответы детей)

 О: Вижу я, что вы в лесу не в первый раз  и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?

 “Сейчас я ветер позову

   Пусть прилетит мой брат крылатый,

   Закружит он мою листву.

   Брат – ветер, прилетай скорей!

 (Осень  разбрасывает листочки и предлагает  детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют. Осень незаметно уходит. Воспитатель обращает внимание на необычные листья. На них наклеены картинки.)

 В: Что это такое? (На обратной стороне воспитатель читает задание). Угадайте название дерева, если назовёте первый звук каждой картинки. (Дети выполняют задание: выкладывают буквы, читают).

 Липа, осина 

 В: Молодцы! Справились с заданием.

 (Снова  звучит музыка. На её фоне воспитатель загадывает загадку.) 

 “Стали  дни короче

   Длиннее стали ночи

   Кто скажет, кто знает

   Когда это бывает?” 

 Д: (ответы детей) 

 В:

 Мы  попали в зимний лес

   Полон сказок и чудес. 

 Посмотрите, как здесь красиво, какие большие, снежные сугробы намело! 

 (Ребёнок  рассказывает стихотворение) 

 “На свете много есть чудес

   Но всех чудесней – зимний  лес.

   Весь год живут в нём птицы,

   Поют и гнёзда вьют,

   И белки, и синицы, и зайки  в нём живут.” 

 “Зимой  на ветках “яблоки”,

   Скорей их собери

   Но вдруг вспорхнули “яблоки”,

   Ведь это…

 Д: снегири.”

 В: А  каких зимних птиц вы знаете и встречаете зимой?

 Д: (ответы детей)

 В: Молодцы, хорошо знаете наших пернатых друзей. Чем они питаются?

 Д: (ответы детей)

 В: Скажите, почему так говорят:”Лето припасиха, зима прибериха.”

 (Воспитатель  обращает внимание на странную  картину, которую нарисовал художник. Игра “Путаница”. Дети рассматривают картину.)

 В: Всё ли правильно нарисовал художник?

 Д: (ответы детей)

 (Воспитатель  предлагает исправить ошибки. Для закрепления проводит игру “Кто, где живёт?” Он называет животное, птицу, а дети его жильё.)лиса - нора  белка - дупло

 волк - логово  заяц – где придётся

 медведь – берлога  птица – гнездо

 рыба  – вода  черепаха – панцырь

 улитка – раковина  человек – в доме.

 В: Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

 Д: (ответы детей)

 В: В каком времени года мы с вами не были?

 Д: (ответы детей)

 В: Ну ничего, скоро мы с вами встретим её наяву. Спасибо вам за нашу интересную экскурсию. А сейчас я приглашаю  вас исполнить зимний хоровод  “Снег – снежок”.

 (Сюрпризный  момент. Выкатывается снежный ком).

 В: А  это что такое? Наверное, Зимушка  – зима сделала нам сюрприз?

 (Дети  получают сладости.) 
 

 Учить детей экспериментировать, обобщать результаты экспериментов словами.

 Воспитывать бережное отношение к воде, учить  беречь её, воспитывать любовь к

 природе.

 Словарная работа. Слова, обозначающие свойства             волы:   бесцветная,

 прозрачная, безвкусная, отражает предметы, растекается.

 Предшествующая  работа: беседа с детьми о свойствах  воды, зачем она нам

 нужна. Рассматривание воды во время умывания, полива растений, на улице во

 время и после дождя, растекание луж, рассматривание воды в аквариуме.

 Материал: ручей сделан из бумаги, сосуд с  рыбой, "кочки", письмо от осени,

 болото.

                                  Ход занятия

 Дети  входят к зал, он оформлен под настоящий осенний лес. Звучитит

 спокойная музыка.

 Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в осенний лес?

 Песня "Вмecme весело шагать "

 Дети: Да!

 Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, письмо!

                (Читает) Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в

                гости. В осенний лес!

                Лес, точно терем расписной,

                Лиловый, золотой, багряный,

                Весёлой пёстрою стеной

                Стоит над светлою поляной.

                Листья солнцем наливались,

                Листья солнцем пропитались.

                Палились, отяжелели,

                Потекли и полетели,

                Поскакали по сучкам.

                Ветер золото кружит,

                Золотым дождем шумит.

Информация о работе Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников