Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:44, доклад
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.
Сюрпризные моменты (приход Лесовичка и Осени); Снежный ком;
Проведение игр на закрепление знаний о знакомых им деревьях по листу; определение и узнавание названия дерева по первому звуку на картинках; “Путаница” и “Кто где живёт?”; музыкальная пауза – хоровод “Снег-снежок”.
Ход занятия
(Дети входят в красочно украшенный зал)
В: Сегодня
мы с вами пойдём на экскурсию в
лес, где встретим много интересного.
Но в лесу нужно быть внимательным,
не шуметь, чтобы не нарушать покой
лесных жителей и не навредить
природе. Итак, мы отправляемся в путь.
Звучит музыка – дети заходят в
“лес”. Слышаться голоса птиц, шорох
шагов…
На фоне музыки дети читают стихи:
“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не у таи,
Ты же видишь: мы свои!”
(С.
Погореловский)
В: Как вы думаете, в какое время года мы попали?
Д: (ответы детей)
В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
Д: (ответы детей)
В: Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?
Д: (ответы
детей)
В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.
(Из-за ёлок выходит Лесовичок)
Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?
Д: (ответы детей)
Л: Я живу здесь в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?
Д: (ответы детей)
Л: Я могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:
“Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.”
“Стоит Алёна –
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.”
Д: (ответы детей)
В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?
(Дети называют другие деревья)
В: Лесовичок,
а мы можем рассказать тебе стихотворение
о лете.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянишь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в моём лесу.
В: Лесовичок, да тут у тебя ещё и знаки какие-то стоят. А давай-ка спросим у детей, знают ли они их?
(Дети
объясняют, что обозначает
Л: Молодцы!
(Звучит
музыка)
В: Пора
нам дальше идти. Попадаем в другое время
года. Обращаю внимание на деревья, на
картину, где изображена осень, стая журавлей
улетает на юг.
“Прощаясь с нами нежным криком
Журавлики спешат на юг.
В разноголосом этом шуме
Косяк выстраивают вдруг.”
В какое время года мы попали?
Д: (ответы детей)
В: Почему вы так думаете?
(Ребята
отвечают стихотворением)
“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, осенью зовётся.”
(“Осень”
М. Ходякова)
(Выходит осень)
О: Слышу я, что кто-то ходит у меня в лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто пришёл ко мне в гости?
“Ну что же, всё у вас толково
К холодным дням вы все готовы?
Принесла я тучки
Жарким дням на смену.”
Хожу вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы подготовились к холодам. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. А кто знает: какие грибы бывают?
(Дети
называют съедобные и
О: А что с грибами делают?
Д: (ответы детей)
О: Вижу я, что вы в лесу не в первый раз и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?
“Сейчас я ветер позову
Пусть прилетит мой брат
Закружит он мою листву.
Брат – ветер, прилетай скорей!
(Осень
разбрасывает листочки и
В: Что это такое? (На обратной стороне воспитатель читает задание). Угадайте название дерева, если назовёте первый звук каждой картинки. (Дети выполняют задание: выкладывают буквы, читают).
Липа,
осина
В: Молодцы! Справились с заданием.
(Снова
звучит музыка. На её фоне воспитатель
загадывает загадку.)
“Стали дни короче
Длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?”
Д: (ответы
детей)
В:
Мы попали в зимний лес
Полон сказок и чудес.
Посмотрите,
как здесь красиво, какие большие,
снежные сугробы намело!
(Ребёнок
рассказывает стихотворение)
“На свете много есть чудес
Но всех чудесней – зимний лес.
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и синицы, и зайки
в нём живут.”
“Зимой на ветках “яблоки”,
Скорей их собери
Но вдруг вспорхнули “яблоки”,
Ведь это…
Д: снегири.”
В: А каких зимних птиц вы знаете и встречаете зимой?
Д: (ответы детей)
В: Молодцы, хорошо знаете наших пернатых друзей. Чем они питаются?
Д: (ответы детей)
В: Скажите, почему так говорят:”Лето припасиха, зима прибериха.”
(Воспитатель
обращает внимание на странную
картину, которую нарисовал
В: Всё ли правильно нарисовал художник?
Д: (ответы детей)
(Воспитатель предлагает исправить ошибки. Для закрепления проводит игру “Кто, где живёт?” Он называет животное, птицу, а дети его жильё.)лиса - нора белка - дупло
волк - логово заяц – где придётся
медведь – берлога птица – гнездо
рыба – вода черепаха – панцырь
улитка – раковина человек – в доме.
В: Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
Д: (ответы детей)
В: В каком времени года мы с вами не были?
Д: (ответы детей)
В: Ну ничего, скоро мы с вами встретим её наяву. Спасибо вам за нашу интересную экскурсию. А сейчас я приглашаю вас исполнить зимний хоровод “Снег – снежок”.
(Сюрпризный момент. Выкатывается снежный ком).
В: А это что такое? Наверное, Зимушка – зима сделала нам сюрприз?
(Дети
получают сладости.)
Учить детей экспериментировать, обобщать результаты экспериментов словами.
Воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь её, воспитывать любовь к
природе.
Словарная работа. Слова, обозначающие свойства волы: бесцветная,
прозрачная, безвкусная, отражает предметы, растекается.
Предшествующая работа: беседа с детьми о свойствах воды, зачем она нам
нужна. Рассматривание воды во время умывания, полива растений, на улице во
время и после дождя, растекание луж, рассматривание воды в аквариуме.
Материал: ручей сделан из бумаги, сосуд с рыбой, "кочки", письмо от осени,
болото.
Дети входят к зал, он оформлен под настоящий осенний лес. Звучитит
спокойная музыка.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в осенний лес?
Песня "Вмecme весело шагать "
Дети: Да!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, письмо!
(Читает) Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в
гости. В осенний лес!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались.
Палились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит.
Информация о работе Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников