Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:44, доклад

Описание работы

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

 Сущность  и содержание экологического воспитания дошкольников

      Для дошкольной педагогики экологическое   воспитание - это новое направление,  которое появилось на рубеже 80-х   и 90-х годов и в настоящий   момент проходит этап становления.  Его  базовой основой является  традиционно сложившийся программный  раздел «Ознакомление детей с  природой», смысл которого состоит  в том, чтобы сориентировать  маленьких детей в различных  явлениях природы, главным образом  доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и  животных, давать им некоторые  характеристики, в отдельных случаях  устанавливать причинно-следственные  связи. В последнее десятилетие  работа дошкольных учреждений  сосредоточилась на воспитании  у детей бережного отношения  к живому - ознакомление с природой  приняло природоохранную окраску  [17].

       Экологическое воспитание - новая  категория, которая  непосредственно  связана с наукой экологией,  различными ее ответвлениями.  В классической экологии центральными  понятиями являются: взаимодействие  отдельно взятого организма со  средой его обитания: функционирование  экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

 Цель  экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической  культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать  в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с  природой, который обеспечит его  выживание и развитие.

      Эта цель согласуется с Концепцией  дошкольного  воспитания, которая,  ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени[9].

       Формирование начал экологической  культуры - это становление осознанно-правильного  отношения непосредственно к  самой природе во всем ее  многообразии, к людям, охраняющим  и созидающим ее, а также к  людям, создающим на основе  ее богатств материальные или  духовные ценности. Это также  отношение к себе, как части  природы, понимание ценности жизни  и здоровья и их зависимости  от состояния окружающей среды.  Это осознание своих умений  созидательно взаимодействовать  с природой.

      Первоначальные  элементы экологической  культуры складываются на основе  взаимодействия детей под руководством  взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых  организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми  из материалов природного происхождения.

       Задачи  экологического воспитания - это задачи создания и реализации  воспитательно-образовательной   модели, при которой достигается   эффект - очевидные проявления начал   экологической культуры у детей,  готовящихся к поступлению в   школу [23].

      Содержание экологического воспитания  включает два аспекта: передачу  экологических знаний и их  трансформацию в отношение. Знания  являются обязательным компонентом  процесса формирования начал  экологической культуры, а отношение  - конечным его продуктом. Истинно  экологические знания формируют  осознанный характер отношения  и дают начало экологическому  сознанию.

      Отношение, построенное вне понимания  закономерных связей в природе,  социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Цели  и задачи экологического воспитания дошкольников.

     А. А. Вербицкий утверждает, что под  экологическим образованием можно  понимать процесс наследования и  расширенного воспроизводства человеком  экологической культуры посредством  обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и  бытовой деятельности. Под непрерывным  экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни.

     В. А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

     Б. Т. Лихачев определяет экологическое  воспитание как целенаправленную систематическую  педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в  природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой  воли в осуществлении природоохранительной работы.

     В сущности экологического воспитания две  стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.

     Формирование  основ экологического сознания, как  уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение  же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в  нерегламентированной деятельности экологической  направленности.

     Исследователи выделяют следующие особенности  процесса экологического воспитания:

  1. ступенчатый характер:
    • формирование экологических представлений,
    • развитие экологического сознания и чувств,
    • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,
    • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  1. длительность;
  1. сложность;
  2. скачкообразность;
  3. активность;

     Огромное  значение имеет психологический  аспект, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;
  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  4. воспитание устойчивой воли.

     В системе экологического образования  большое значение имеет первое звено  — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги  и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

     Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

     Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;
  • обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

     В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии  следующих элементов:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;
  • ценностные экологические ориентации;
  • система норм и правил отношения к природе;
  • умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры.

     Необходимым условием экологического образования  выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение  отношений между природой и человеком.

     Задачи экологического образования в ДОУ — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
 
 

 Наблюдения, экскурсии в разное время года, чтение рассказов о животных и  растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр, составление  описательных рассказов о природе, беседы, рассматривание иллюстраций; на занятиях ИЗО – рисование природы, животных, лепка сюжетов “времена года”, животных, аппликация – создание коллективных работ на темы “Дары осени”, “Золотая осень”, “Ёлочка живи” и др.; работа в природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука, семян для рассады цветов и т.п.

 Материал: Оформление зала по временам года “Лето”, “Осень”, “Зима”; игрушки – дикие животные, муляжи насекомого и грибов; предупреждающие знаки по охране обитателей леса; оборудование для игр “Путаница”, осенние листья “Назови лист от какого дерева”; Лесовичок, Осень.

 Индивидуальная  работа – помочь детям запомнить  последовательность времён года и их признаки.

 Художественное  слово – чтение стихов, загадывание  загадок, поговорок.

 Методические  приёмы:

 Беседа  с музыкальным сопровождением;

 Вопросы воспитателя детям;

 Ответы  детей индивидуальные и хоровые;

Информация о работе Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников