Современное состояние окружающей среды России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда -- среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия
1.1. Понятия загрязнения природной среды
1.2.Общая характеристика источников загрязнения
Глава 2. Система управления качеством окружающей природной среды
2.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.2. Система экологического контроля в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

В настоящее время экологическая  экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области  охраны ОПС и управления природопользованием  в РФ. Работы по ее проведению и оценке риска хозяйственной деятельности базируются на Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и  Федеральном Законе «Об экологической  экспертизе» (1995).

Согласно последнему, «экологическая экспертиза -- это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы».

Принципами проведения экологической  экспертизы являются: презумпция потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор  должен предварительно доказать ее экологическую  безопасность); первоочередность проведения государственной экологической  экспертизы (только при получении  ее заключения принимается решение  о реализации объекта хозяйственной  или иной деятельности); комплексность  оценки воздействия на ОПС и ресурсы  намечаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность учета  всех требований, установленных законодательством  РФ в области охраны ОПС; независимость  и беспристрастность экспертов  при проведении экспертизы и ответственность  их за качество заключения; научная  обоснованность, объективность и  законность заключений; достоверность  и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность  должностных лиц, заказчика объекта  экспертизы за организацию и проведение ее; гласность проведения экологической  экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.

В последние годы развивается  качественно иной подход к экологической  экспертизе: ее основополагающим критерием  становится степень риска нанесения  ущерба окружающей среде. Это связано  с тем, что прежняя концепция  экологической безопасности, которая  основывалась на критериях ограничения  содержания вредных химических веществ (ПДК, ПДВ ПДВ - процент допустимых выбросов, ПДС ПДС - процент допустимых сбросов), должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, полностью устранить отрицательное воздействие проектируемого объекта на экосистемы и здоровье населения невозможно. Поэтому принятие оптимального (с точки зрения охраны природы) решения означает экономически и социально обоснованную минимизацию указанного отрицательного воздействия.

Объектами экологической экспертизы определены: 1) проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы; 2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование; 3) проекты нормативных и административных актов, а также действующее законодательство. При этом определены наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспортировка нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

В целях предупреждения вреда  ОПС, здоровью и генетическому фонду  человека устанавливаются экологические  требования в стандартах на новую  технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию массового  потребления. Здесь задачей экологической  экспертизы является проверка соответствия этих объектов экологическим требованиям.

Виды экологической экспертизы. В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя  подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную.

Государственная экологическая  экспертиза (ГЭЭ) представляет собой, с  одной стороны, самостоятельный  вид экологического контроля, который  государство оставляет за собой, а с другой -- в определенной степени  может рассматриваться как составная  конкретная часть экологического прогнозирования, оценки воздействия того или иного  вида хозяйственной деятельности на ОПС.

Перечень объектов, которые  подлежат ГЭЭ, установлен ст. 11 Закона РФ «Об экологической экспертизе». Это, в частности, проекты комплексных  федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может  быть оказано серьезное воздействие  на ОПС; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том  числе промышленности; проекты генеральных  схем расселения, природопользования и территориальной организации  производительных сил РФ, а также  субъектов РФ и крупных регионов; проекты международных договоров; проекты правовых актов РФ (законы, указы Президента), реализация которых  может привести к негативным воздействиям на ОПС, и т.п.

Ведомственная экологическая  экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее выводы имеют силу только внутри соответствующей ведомственной  структуры (например, системы МСХ  РФ) и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или по инициативе отдельных  групп ученых.

Общественная экологическая  экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами.

Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного  органа власти РФ или ее субъекта (края, области и т.д.). После утверждения  выводы экологической экспертизы приобретают  юридическую силу. В дальнейшем контроль за исполнением требований этого  заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

Следует подчеркнуть, что  председатель и члены экспертной комиссии несут персональную ответственность (вплоть до уголовной) за правильность и обоснованность своих заключений соответствии с законодательством  РФ.

 

Заключение

Рассматривая  российские законодательные акты в  сфере экологии в рамках мировой  системы необходимо отметить, что  они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует  Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных  законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об  особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и  агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный  закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют  глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и  череда экономических кризисов привели  к обострению проблем в сфере  экологии, разбалансированию процессов  управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных  ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и  реальная угроза генофонду населения  страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических  проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической  безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые  должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые  представляются наиболее важными и  актуальными.

Первая  проблема - ликвидация химического  оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции  “Об уничтожении химического  оружия”.

Еще одна очень важная проблема - это  катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения  техногенных аварий.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов  болезней человека тем или иным образом  связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Далее - радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии явились причиной огромного  количества радиоактивных отходов.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды  и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев  охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также  оценки качества окружающей среды.

Необходимо  остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В  первом разделе дается определение  доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция  Российской Федерации, законы РФ в области  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов, другие федеральные  законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области  охраны природы и использования  природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения  государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации  от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому  развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов  в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание  их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной  политики в области экологии. Здесь  указываются основные задачи в различных  сферах:

Сфера снижения загрязнения  окружающей среды и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого  природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена  приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные  угрозы - терроризм, генетически измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с  остальными ее главами. Здесь рассматриваются  пути и средства организации государственной  политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной среды  и экологической безопасности.

Создание эффективного правового  механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной  деятельности.

Особенно важным пунктом  является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные  аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции  в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального  вклада в улучшение ситуации в  области экологии посредством образования  и воспитания.

Но, необходимо отметить, что  данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в  худшую. Данный факт свидетельствует  о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также  свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение  охраны окружающей среды и экологической  безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также - на уровне каждого индивида в отдельности.

Обеспечение экологической  безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических  приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы  ценностей общества в целом, понимания  сути экологических проблем и  участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени  и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической  культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов  ее законодательного обеспечения.

Информация о работе Современное состояние окружающей среды России