Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа
Окружающая среда -- среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.
Введение
Глава 1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия
1.1. Понятия загрязнения природной среды
1.2.Общая характеристика источников загрязнения
Глава 2. Система управления качеством окружающей природной среды
2.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.2. Система экологического контроля в России
Заключение
Список литературы
В настоящее время экологическая
экспертиза является важнейшим инструментом
государственной политики в области
охраны ОПС и управления природопользованием
в РФ. Работы по ее проведению и оценке
риска хозяйственной
Согласно последнему, «экологическая экспертиза -- это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы».
Принципами проведения экологической
экспертизы являются: презумпция потенциальной
экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной
деятельности (поэтому ее инициатор
должен предварительно доказать ее экологическую
безопасность); первоочередность проведения
государственной экологической
экспертизы (только при получении
ее заключения принимается решение
о реализации объекта хозяйственной
или иной деятельности); комплексность
оценки воздействия на ОПС и ресурсы
намечаемой хозяйственной или иной
деятельности; обязательность учета
всех требований, установленных
В последние годы развивается качественно иной подход к экологической экспертизе: ее основополагающим критерием становится степень риска нанесения ущерба окружающей среде. Это связано с тем, что прежняя концепция экологической безопасности, которая основывалась на критериях ограничения содержания вредных химических веществ (ПДК, ПДВ ПДВ - процент допустимых выбросов, ПДС ПДС - процент допустимых сбросов), должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, полностью устранить отрицательное воздействие проектируемого объекта на экосистемы и здоровье населения невозможно. Поэтому принятие оптимального (с точки зрения охраны природы) решения означает экономически и социально обоснованную минимизацию указанного отрицательного воздействия.
Объектами экологической экспертизы определены: 1) проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы; 2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование; 3) проекты нормативных и административных актов, а также действующее законодательство. При этом определены наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспортировка нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.
В целях предупреждения вреда
ОПС, здоровью и генетическому фонду
человека устанавливаются экологические
требования в стандартах на новую
технику, технологию, материалы, вещества,
выпускаемую продукцию
Виды экологической экспертизы. В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную.
Государственная экологическая
экспертиза (ГЭЭ) представляет собой, с
одной стороны, самостоятельный
вид экологического контроля, который
государство оставляет за собой,
а с другой -- в определенной степени
может рассматриваться как
Перечень объектов, которые
подлежат ГЭЭ, установлен ст. 11 Закона
РФ «Об экологической экспертизе».
Это, в частности, проекты комплексных
федеральных социально-
Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее выводы имеют силу только внутри соответствующей ведомственной структуры (например, системы МСХ РФ) и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.
Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или по инициативе отдельных групп ученых.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами.
Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или ее субъекта (края, области и т.д.). После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. В дальнейшем контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.
Следует подчеркнуть, что председатель и члены экспертной комиссии несут персональную ответственность (вплоть до уголовной) за правильность и обоснованность своих заключений соответствии с законодательством РФ.
Заключение
Рассматривая
российские законодательные акты в
сфере экологии в рамках мировой
системы необходимо отметить, что
они во многом влияют на внутреннее
законодательство в данной области.
С 1993 года образован и действует
Комитет Государственной Думы по
экологии, задачей которого является
развитие и совершенствование
Большинство
экологических проблем, с которыми
сегодня сталкивается Россия, имеют
глубокие корни и достались “в
наследство” с советских
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.
В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.
Первая проблема - ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.
Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий.
Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.
Далее - радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии явились причиной огромного количества радиоактивных отходов.
Важнейшим
инструментом сохранения окружающей среды
и ее устойчивого развития является
законодательное закрепление
Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Экологическая
доктрина учитывает решения Конференции
ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения
государственной стратегии
Второй раздел посвящен рассмотрению
стратегической цели, задач и принципов
в области экологии, которыми является
сохранение природных систем, поддержание
их целостности и
Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:
Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении
Сфера обеспечения устойчивого природопользования
Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.
Четвертая часть посвящена
приоритетным направлениям деятельности
по обеспечению экологической
Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:
Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.
Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.
Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.
Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.
Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.
Таким образом, можно выделить
как положительные, так и отрицательные
аспекты данного документа. Данная
доктрина отличается своей всеобъемлемостью.
Она довольно широко освещает многие
проблемы и современные тенденции
в развитии защиты окружающей среды.
Весомым плюсом является тот факт,
что экологическая ситуация представлена
достаточно объективно, без каких-либо
попыток ее приукрасить. Достаточно
подробно описываются цели и пути
их достижения. Четко прослеживается
понимание необходимости
Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также - на уровне каждого индивида в отдельности.
Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.
Информация о работе Современное состояние окружающей среды России