Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа
Окружающая среда -- среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.
Введение
Глава 1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия
1.1. Понятия загрязнения природной среды
1.2.Общая характеристика источников загрязнения
Глава 2. Система управления качеством окружающей природной среды
2.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.2. Система экологического контроля в России
Заключение
Список литературы
--
посещать предприятия,
--
проверять работу очистных
--
устанавливать нормативы и
--
назначать государственную
требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;
принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.
Общий
экологический контроль относится
к компетенции высших звеньев
государственной системы
Что
касается специализированного ЭК, законом
установлен правовой статус специально
уполномоченных на то государственных
органов РФ в области охраны ОПС
и предоставлены им соответствующие
полномочия осуществлять экологический
контроль за использованием и охраной
земель, недр, поверхностных и подземных
вод, атмосферного воздуха, лесов и
иной растительности, животного мира,
а также создание и обеспечение
работы государственной службы наблюдений
за состоянием ОПС. В частности, по всем
видам природных ресурсов в целом
организация и осуществление
государственного контроля возложена
на Министерство природных ресурсов
России. Госсанэпиднадзор России контролирует
выполнение санитарных требований практически
во всех сферах природопользования. Сюда
относятся водные ресурсы и различные
природные объекты, и комплексы,
подверженные опасности химического
или бактериологического
Несмотря
на имеющиеся различия, общим для
всех государственных органов
Производственный
К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.
Экологическое аудирование (аудит), является, одним из новых инструментов в области охраны ОПС, которое представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.
Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):
-- служить инструментом
анализа и описания
-- определять и оценивать
сильные и слабые моменты
-- определять приоритетность
и привлекательность
-- развить природоохранную стратегию.
В 1997 г. принята программа
развития экологического аудита в России,
которая включает создание соответствующих
правовых, нормативных и методических
документов, создание системы обучения
и подготовки экоаудиторов, проведение
научно-исследовательских
Действующие в настоящее
время международные стандарты
серии ИСО устанавливают
В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.
Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.
Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с Санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.
Все возрастающую роль в
надзоре за выполнением экологических
требований занимают органы прокуратуры
Российской Федерации (так называемые
«экологические прокуратуры»). На них
в законодательном порядке
Законодательством предусматривается
также общественный экологический
контроль, осуществляемый силами общественных
организаций, объединений и движений,
профессиональными союзами и
трудовыми коллективами, за выполнением
нормативных природоохранных
ЭК осуществляется, обычно, с помощью мониторинговых исследований.
Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде). Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в ни х процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом
следует понимать информационную систему
наблюдений, оценки и прогноз изменений
в состоянии окружающей среды, созданная
с целью выделения
Осуществление экологического
мониторинга в Российской Федерации
входит в обязанности различных
государственных служб. Это приводит
к некоторой неопределенности (по
крайней мере, для общественности)
в отношении распределения
На региональном уровне экологический мониторинг или контроль обычно вменяется в обязанность:
· Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).
· Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).
· Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).
-Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).
· Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).
· Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)
Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.
Мониторинг
загрязнения ОПС ведет
При этом выполняются три вида работ: 1) режимные наблюдения; 2) оперативные и 3) специальные работы.
Министерство здравоохранения
РФ через свою службу контроля объединяет
санитарно-гигиенические и
Государственный комитет
России по недрам (Роскомнедра) обеспечивает
функционирование системы государственного
мониторинга геологической
Российское космическое
агентство проводит экологический
мониторинг территорий и объектов,
загрязненных компонентами ракетного
топлива. Ныне создана комплексная
система экологического мониторинга
космодромов России, а также космодрома
Байконур, расположенного на территории
суверенного государства
Полученные данные мониторинговых исследований можно использовать для проведения экологической экспертизы.
При осуществлении различных
проектов, особенно крупномасштабных,
важно предусмотреть все
Информация о работе Современное состояние окружающей среды России