Современное состояние окружающей среды России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда -- среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия
1.1. Понятия загрязнения природной среды
1.2.Общая характеристика источников загрязнения
Глава 2. Система управления качеством окружающей природной среды
2.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.2. Система экологического контроля в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

-- посещать предприятия, учреждения  и организации, независимо от  форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами,  необходимыми для выполнения  служебных обязанностей;

-- проверять работу очистных сооружений  и установок, а также установленных  природоохранных требований и  нормативов;

-- устанавливать нормативы и давать  разрешения на сбросы и выбросы  вредных веществ;

-- назначать государственную экологическую  экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы  о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых  предприятий и объектов, а также  видов деятельности в случае нарушения  экологических требований.

Общий экологический контроль относится  к компетенции высших звеньев  государственной системы управления. На федеральном уровне -- это контрольное  управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне -- соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов  РФ.

Что касается специализированного ЭК, законом  установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных  органов РФ в области охраны ОПС  и предоставлены им соответствующие  полномочия осуществлять экологический  контроль за использованием и охраной  земель, недр, поверхностных и подземных  вод, атмосферного воздуха, лесов и  иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение  работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом  организация и осуществление  государственного контроля возложена  на Министерство природных ресурсов России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически  во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные  природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического  или бактериологического заражения.

Несмотря  на имеющиеся различия, общим для  всех государственных органов экологического контроля является над ведомственный  характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций  и учреждений независимо от их ведомственной  принадлежности и форм собственности.

Производственный экологический  контрол ь осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое  аудирование.

Экологическое аудирование (аудит), является, одним из новых  инструментов в области охраны ОПС, которое представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной  информации об объекте на предмет  соответствия его хозяйственной  деятельности определенным экологическим  критериям.

Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):

-- служить инструментом  анализа и описания существующего  состояния ОПС;

-- определять и оценивать  сильные и слабые моменты хозяйственной  и иной деятельности на данной  территории в области охраны  ОПС;

-- определять приоритетность  и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое  участие общественности;

-- развить природоохранную  стратегию.

В 1997 г. принята программа  развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих  правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ  и др. В качестве основных нормативных  документов используются экологические  стандарты ISO 14000.

Действующие в настоящее  время международные стандарты  серии ИСО устанавливают процедуры  экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы  управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование  систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие  указания по принципам, системам и средствам  обеспечения функционирования»  и др.

В настоящее время имеется  более 60 российских фирм, имеющих федеральную  лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование  осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что  он проводится не для наказания, его  задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения  ОПС, которые могут обернуться для  предприятия-загрязнителя не только потерей  части прибыли, но, подчас, и его  закрытием.

Именно поэтому опытные  руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью  к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает  издержки предприятия, связанные с  Санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Все возрастающую роль в  надзоре за выполнением экологических  требований занимают органы прокуратуры  Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них  в законодательном порядке возложены  такие функции, которые позволяют  осуществлять надзор за исполнением  законов, регулирующих экологические  отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствие законам  издаваемых ими правовых актов. Закон  предписывает, что органы прокуратуры  осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов  государственной власти. Эффективность  прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры  в целом по Российской Федерации  было выявлено 16513 фактов нарушения  экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности -- 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о  возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд рублей (в ценах того времени).

Законодательством предусматривается  также общественный экологический  контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и  трудовыми коллективами, за выполнением  нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими  юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных интересов  и, кроме того, он в большей степени  отражает экологические интересы населения.

ЭК осуществляется, обычно, с помощью мониторинговых исследований.

Термин «мониторинг» впервые  появился в рекомендациях специальной  комиссии СКОПЕ (научный комитет  по проблемам окружающей среды) при  ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже  появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга  окружающей среды (Стокгольмская конференция  ООН по окружающей среде). Однако такая  система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении  обязанностей между уже существующими  системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда  возникает острая необходимость  режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать  свою локальную систему мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые  по заданной программе наблюдения природных  сред, природных ресурсов, растительного  и животного мира, позволяющие  выделить их состояния и происходящие в ни х процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать информационную систему  наблюдений, оценки и прогноз изменений  в состоянии окружающей среды, созданная  с целью выделения антропогенной  составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации  входит в обязанности различных  государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии  окружающей среды и природных  ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические  перестройки министерств и ведомств, их слияния и разделения.

На региональном уровне экологический  мониторинг или контроль обычно вменяется  в обязанность:

· Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

· Комитету по гидрометеорологии  и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

· Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов  питания).

-Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

· Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

· Различным ведомственным  структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Руководит проведением государственного мониторинга  Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику в области изучения, использования  и охраны природных ресурсов.

Мониторинг  загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие  подсистемы: 1) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах; 2) слежения за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением пресных  и морских вод; 4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу; 5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадкой  и загрязнением снежного покрова; 6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы; 7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

При этом выполняются три вида работ: 1) режимные наблюдения; 2) оперативные  и 3) специальные работы.

Министерство здравоохранения  РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории, в которых определяют химические, микробиологические и паразитолотические показатели объектов. Осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха  в городах и источников питьевой воды, токсикологический и бактериологический контроль территорий, складов ядохимикатов, сельхозугодий и т.д.

Государственный комитет  России по недрам (Роскомнедра) обеспечивает функционирование системы государственного мониторинга геологической среды. Она связана с системами государственного мониторинга водных объектов Росгидромета и водного кадастра, Федеральной  системой, сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, Российской автоматизированной информационно-управляющей  системой по чрезвычайным ситуациям, Единой информационной системой недропользования.

Российское космическое  агентство проводит экологический  мониторинг территорий и объектов, загрязненных компонентами ракетного  топлива. Ныне создана комплексная  система экологического мониторинга  космодромов России, а также космодрома Байконур, расположенного на территории суверенного государства Казахстан.

Полученные данные мониторинговых исследований можно использовать для  проведения экологической экспертизы.

При осуществлении различных  проектов, особенно крупномасштабных, важно предусмотреть все возможные  негативные воздействия планируемой  хозяйственной деятельности на природные  экосистемы, элементы техносферы и  естественно, здоровье самого человека. Поэтому почти одновременно с  оценкой риска отдельных инженерных систем и сооружений (например, мостов) формировалась процедура, получившая название «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) или, как ее часто называют, «экологическая экспертиза».

Информация о работе Современное состояние окружающей среды России