Современное состояние окружающей среды России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда -- среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Содержание

Введение
Глава 1. Антропогенное загрязнение природной среды: масштабы и последствия
1.1. Понятия загрязнения природной среды
1.2.Общая характеристика источников загрязнения
Глава 2. Система управления качеством окружающей природной среды
2.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.2. Система экологического контроля в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экология.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

Помимо промышленных стоков, так же существуют сельскохозяйственные стоки - это стоки животноводческих комплексов и стоки, образуемые при  вымывании агрохимикатов и минеральных  удобрений за пределы пахотного  слоя в водоем (поверхностный сток).

Для животноводческих стоков характерно ярко, выраженное бактериальное  и органическое загрязнение растительного  и животного происхождения, а  также загрязнение аммиачными соединениями. Поверхностные стоки загрязняются минеральными удобрениями, пестицидами, ядохимикатами, минеральными примесями.

Суммарный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные  водные объекты России, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%). Объем сброса загрязненных сточных вод в 1995 г. составил по промышленности -- 8,6 млрд м3, в сельском хозяйстве -- 3,2 млрд м3, по объектам ЖКХ -- 12,5 млрд м3.

О масштабах загрязнения  поверхностных вод некоторыми отраслями  промышленности говорят следующие  цифры:

1. Электроэнергетика -- крупнейший  потребитель пресной и морской  воды, доля отрасли в общем  объеме забора пресной воды  промышленностью -- 66%, морской воды -- 98%, по использованию воды -- около  70%.Водохранилища, возникшие в  результате сооружения плотин  гидроэлектростанций, помимо положительного  эффекта (регулирование речного  стока, снижение опасности наводнений  и развития эрозии почв, снабжение  водой и др.) оказывают и отрицательное  воздействие на природную среду  (затопление земель и населенных  пунктов, засоление или заболачивание  почв, затопление и разложение  наземной растительности, развитие  новых видов водной флоры и  фауны и т.п.).

2. В нефтеперерабатывающей  промышленности сброс загрязненных  сточных вод в водоемы составляет 31,1 млн м3, большая их часть (около 80%) сбрасывается недостаточно очищенными. Серьезный ущерб окружающей среде наносится разливом нефти вследствие порывов трубопроводов. По данным Минтопэнерго РФ, общее количество аварий на нефтепроводах в 1995 г. составило 25477. Доля нефтеперерабатывающей промышленности в общепромышленном сбросе загрязненных сточных вод составляет около 4%, сам выброс достигает 317,4 млн м3.

3. Из общего объема  загрязненных сточных вод угольной  промышленности (740,2 млн м3) около 80% сбрасываются недостаточно очищенными, остальные без очистки. Предприятия черной металлургии сбрасывают 757,7 млн мзагрязненных сточных вод, цветной металлургии --529 млн м(36% из них сбрасывается без очистки).

4. Деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная промышленность  является одной из самых водоемких  отраслей народного хозяйства,  которые оказывают значительное  воздействие на поверхностные  воды. Объем используемой воды  в 1995 г. в целом по отрасли  достиг 2019 млн м3. На эту отрасль приходится более 20% общего промышленного сброса загрязненных сточных вод в стране.

5. Сброс загрязненных  сточных вод в водоемы предприятиями  химической и нефтехимической  промышленности в 1995 г. составил 1451,7 млн м3, из них более 50% приходится на сточные воды от городских систем канализации и других предприятий, принимаемых на баланс химических предприятий.

6. Предприятиями стройиндустрии  в водоемы сброшено 129,5 млн мзагрязненных сточных вод, при этом объем сточных вод, поступающих в водоемы без очистки, увеличился до 60,8 млн м3.

7. В 1995 г. предприятиями  машиностроения использовано 2,9 млрд  мсвежей воды, после энергетики -- это наиболее крупный показатель в промышленности. В поверхностные водоемы поступило 1,82 м лрд мсточных вод. Из них загрязненных -- 0,78 млрд м3, в т.ч. 0,17 млрд м-- без очистки.

Глава 2. Система  управления качеством окружающей природной  среды

2.1 Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Ответственность проявляется, как обязанность выполнять соответствующие  нормы поведения и обязанность  нести неблагоприятные последствия  за их нарушения. Институт ответственности  пронизывает все сферы нашей  общественной жизни.

В области экологии это  ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими будущими поколениями людей, перед  конкретным человеком и природопользователем.

Экологическая ответственность - это многоплановый социально-экономический и юридический институт. Помимо общей темы о концепции экологической ответственности, где исследуется понятие, сущность и формы проявления этой категории экологических отношений, предполагается далее изложить особенности уголовной ответственности за совершение экологических преступлений, административной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде, здоровью человека.

Концепция экологической  ответственности получил свое закрепление  в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной Среды» от 12.12.91г., принятым Верховным Советом РФ.

В постсоветский период, характеризующийся коренной ломкой социальной экономических отношений  и реформы всей системы РФ, при  выборе средств государственно-правового  воздействия за совершение экологических  правонарушений встали 2 проблемы:

1. Максимальное использование  потенциала ранее созданных правовых  институтов в смысле приспособления  их к требованиям охраны окружающей  природной Среды в условиях  рыночных отношений;

2. Разработка новых норм  различных отраслей права об  охране окружающей природной  Среды, включая развитие нетрадиционных  институтов ответственности.

В комплексном виде законодательное  закрепление ответственности за экологические правонарушения произведено  в ст.81 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Она предусматривает, что  за экологические правонарушения должностные  лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а  предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным Законом и иными законодательными актами РФ и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности  правонарушителей относятся, например, федеральное природоохранительное и по рессорное законодательство: Закон РИФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95г.; Закон РИФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95г.; Закон РИФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95г.; Земельный Кодекс РСФСР от 25.04.91г. с изменениями от 24.12.93г.; Лесной Кодекс РИФ от 29.01.97г.; Водный Кодекс РИФ от 18.10.95г.; Закон РИФ «О животном мире» от 24.04.95г.; Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91г. с изменениями от 02.06.93г. и 16.06.95г.

Ст.6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность  за нарушение правил охоты и рыболовства. В соответствии со ст.ст.71,72 Конституции  РИФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к  ведению Федерации.

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной Среды находится  в совместном ведении РИФ и  субъектов РИФ.

Эти обстоятельства следует  принимать во внимание при решении  вопросов юридической ответственности  за экологические правонарушения.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности. Каждому из ее видов, применяемых  в сфере окружающей природной  Среды, присущи индивидуальные черты. Вместе с тем, все виды являются частью общего понятия.

Юридической ответственности  в научной литературе уделено  много внимания. Вследствие этого  определилось известное единство взглядов по ряду основных теоретических вопросов.

Наряду с этим не существует единой позиции относительно ее определения, содержания, деления на виды.

Ряд авторов считает, что  юридическая ответственность состоит  из двух аспектов: норм материального и процессуального права.

Однако процессуальное право  лишь регулирует порядок и условия  возложения, применения ответственности, а не порождает ее.

Нормы материального права  закрепляют ответственность, но не являются ею.

Более правильной представляется позиция, согласно которой юридическая  ответственность представляет собой  основанную на нормах права юридическую  оценку содеянного и связанную с  нею обязанность лица, совершившего правонарушение, подвергнуться осуждению, порицанию содеянное и претерпевать возможные меры наказания.

Иными словами - эта обязанность  рассматривается в рамках правоотношения, возникающего между правонарушителем, с одной стороны, и государством - с другой.

Юридическим фактом, порождающим  правоотношения является факт совершения правонарушения.

Содержанием данного правоотношения являются взаимно корреспондирующие  права и обязанности субъектов.В  связи с отсутствием единого  определения юридической ответственности  нет и единого определения  ответственности за экологические  правонарушения. Отмечается, что она  выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера. См.: Шариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. М., 1985. с.23.

Задачами  юридической ответственности за экологические правонарушения являются :

- защита общественных отношений  в сфере экологии ;

- наказание правонарушения ;

- предупреждение совершения им  новых правонарушений ( частное предупреждение ) и правонарушений со стороны  других граждан ( общее предупреждение ) ;

- воспитание населения в духе  уважения к закону и сложившемуся  экологическому порядку.

 

2.2 Система экологического контроля  в России

Экологический контроль (ЭК) -- это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС ОПС - окружающая природная среда и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель  ЭК состоит в предупреждении и  устранении правонарушений в области  экологии и природопользования.

В настоящее время сложились две  формы ЭК -- предупредительная и  карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального  использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и  их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов  сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых  отходов и др. Сюда же можно отнести  различные виды предупреждений о  необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после  проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех  случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в  наступлении различных видов  юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной  формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или  прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных  объектов, степень их изменения под  влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и  ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих  подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный  экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК), в отличие  от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической  информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и  нормативов качества ОПС.

Правовой  базой ГЭК являются Закон РФ «Об  охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая  «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных  органов», Положения о министерствах  и ведомствах, относящихся к числу  специально уполномоченных на то государственных  органов в области охраны ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных  лиц органов ГЭК. Они имеют  право:

Информация о работе Современное состояние окружающей среды России