Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

Содержание

1. Содержание программы 2
2. Подбор растений уголка природы 4
3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8
Тематика занятий 9
II младшая группа 9
Средняя группа 10
Старшая группа 10
Подготовительная группа 12
Перечень экологических игр и упражнений 13
II младшая группа 13
Средняя группа 14
Старшая группа 14
Подготовительная группа 15
Труд в уголке природы 15
II младшая группа 15
Средняя группа 15
Старшая группа 15
Подготовительная группа 16
Литературный материал 17
Стихотворения 17
Загадки о комнатных растениях 1
4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0
Литература 5

Работа содержит 1 файл

К_р_экология.docx

— 57.03 Кб (Скачать)
  • «Рассматривание комнатного растения – бальзамина». [2]

Цель: учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

  • «Мытье комнатного растения» [2]

Цель: формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.

  • «Поливка комнатного растения» [2]

Цель: показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.

  • «Составление рассказа о комнатном растении» [2]

Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении; развитие связной речи.    

  • «Рассматривание примулы и фикуса» [3]

Цель: закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними; упражнять в умении описывать растения и сравнивать их между собой. 

Средняя группа

  • «Сравнение комнатных растений» (герань душистая и бальзамин) [2]

Цель: учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять детей в обследовательских действиях.

  • «Как поливать растения» [2]

Цель: закрепить знание структуры трудового процесса (поливка); обучить детей практическим навыкам поливки; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

  • «Составление описательных рассказов о комнатных растениях» [2]

Цель: учить последовательному и полному рассказу об объекте; приучать использовать компоненты предметной модели «растения» в качестве плана рассказа; закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении.     

  • «Поможем Незнайке» [1]

Цель: учить узнавать цветущие растения по внешним признакам; закреплять умение называть части растения, форм и цвет листьев и цветов; закрепить знания об условиях содержания и уходу за растениями; 

Старшая группа

  • «Рассматривание и сравнение комнатных растений»  [2]

Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра); название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия

  • «Рассматривание и знакомство с новыми способами ухода» [2]

Цели: познакомить детей с новым комнатным растением (аспарагус); рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания; с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые- теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модели формы листа аспарагуса (похож на ёлочку).

  • «Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка растений» [2]

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.  

  • «Знакомство с новыми комнатными растениями» [1]

Цель: познакомить детей с новыми растением, дать сведения о нем; упражнять в узнавании комнатных растений по внешним признакам; закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

  • «Магазин комнатных растений» [1]

Цель: закреплять умение составлять связный описательный рассказ о комнатном растении.

  • «Способы ухода за комнатными растениями» [4]

Цель: обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

  • «Растения – лекари» [4]

Цель: познакомить детей комнатными растениями – лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая); учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям. 

  • «Дежурство в уголке природы» [3]

Цель: уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы; уточнить знания об инвентаре для работы  и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных; воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.  

Подготовительная группа

  • «Комнатные растения – спутники нашей жизни» [2]

Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними; закрепить знания детей о разных способах размножения растений.  

  • «Посадка черенков фуксии и листьев фиалки в горшочки» [1]

Цель: дать детям знания о разных способах размножения растений: семенами, делением корневища, черенками, листьями; учить правильно готовить место для посадки растения;

  • «Рисование фуксии в горшочке» [1]

Цель: закреплять умение рисовать с натуры, стремление передавать в рисунке характерные особенности комнатного растения (форму, пропорции), красиво располагать на листе бумаги; способствовать передачи эмоционального отклика на красоту цветущего растения, воспитывать бережное отношение к природе.

  • «Приключение комнатного растения в детском саду» [1]

Цель: учить придумывать связный, последовательный рассказ о комнатном растении, придерживаясь плана.  

  • «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» [4]

Цель: сформулировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений: засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто - через день); закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода и земля; дать понятие детям о способе потери воды растениями. 

Перечень  экологических игр и упражнений

II младшая группа

  • «Научи Мишку мыть растение» (с элементами моделирования) [2]
  • «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус) [2]

Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Описание: на столе стоят 5 комнатных  растений, на которых видны явные  признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими  листьями, с листьями гладкими и  шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди  остальных. (например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый  стебель).

  • «Где спряталась матрешка?» [2]

Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.

Описание: растения, находящиеся  в группе, располагают так, чтобы  они были хорошо видны и к ним  можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под  растением. Ребенка освобождают  от платка, он находит матрешку и  говорит название растения.

  • «У кого какой цветок» [1]

Цели: упражнять детей в различении двух комнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.

Описание: на мольберте 2-3 пары картинок; на каждой паре картинок изображены комнатные  растения, которые одинаково называются, но чем-то отличаются друг от друга. Мы с вами по очереди будем про  них рассказывать, я – про одно растение, а тот, кого я вызову, - про  другое. Если я называю форму листьев  своего растения, вы рассказываете  о листочках своего. Например, я говорю: «На моей картинке – фиалка с белыми цветами», а вы мне отвечаете: «А на моей картинке – фиалка с голубыми цветами».  

Средняя группа

  • «Опиши, а мы отгадаем» [2]

Цель:  учить детей классифицировать растения по их признакам.

Описание: давать описание четко и  подробно, в принятой последовательности. (например: цвет, форму листьев, цветы).

  • «В магазине растений» [2]
  • «За покупками в магазин» [1]

Цель: упражнять детей в выборе комнатных растений путем исключения названных педагогом признаков.

Описание: воспитатель предлагает представить, что детей попросили  пойти в цветочный магазин  и купить комнатное растение, но какое именно, им объяснили так: Настя, ты купишь фиалку не с овальными  листочками и не с розовыми цветами, ты, Павлик, - бегонию не с пушистыми  листьями и без цветов.

Старшая группа

  • «Кому что надо» [2]

Описание: детям раздаются модели функций корня, стебля, листа, цветка на отдельных карточках. На наборном полотне – карточки с изображением корня, стебля, листа, цветка. Детям  предлагается определить, кому что  надо, чтобы растение хорошо росло.

  • «Назови растение» [1]
  • «Какого растения не стало» [1] 
  • «Что лишнее» [1]

Цель: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.

Описание: воспитатель поочередно выставляет по 3 комнатных растения или картинки с их изображением и  предлагает сказать, которое лишнее. Два растения подбираются по одному из признаков: отношение к свету, поливу, способ полива, наличие или отсутствие стебля, цветов вообще или цветов определенного цвета и т.д., третье – отличающееся.  

Подготовительная группа

  • «Собери части растения» [1]
  • «Что и как растет» [1]

Цель: упражнять в знании правил ухода за комнатными растениями.

Описание: воспитатель напоминает, что одному растению для роста  и развития необходим обильный полив, другое требует редкого полива, а  некоторые растения можно поливать только в поддон. Есть растения, которые  не выносят прямых солнечных лучей, а другие хорошо растут только на солнышке. Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением комнатных растений и подобрать к ним картинки с изображением условий произрастания  и ухода за ними.

  • «Найди по описанию» [1]

Труд  в уголке природы

II младшая группа

  • Протирать крупные листья комнатных растений;
  • поливка под руководством взрослого;
  • участие детей в мытье поддонов и кашпо для растений;

Средняя группа

  • Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений;
  • + полив, разрыхление почвы, опрыскивание растений;

Старшая группа

  • + удаление пыли, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растения;
  • индивидуальные поручения – уход за растениями в группе;
  • пересадка и подкормка комнатных растений;

Подготовительная группа

  • + определение оптимального расположения растения в помещении;
  • вместе с воспитателем определяют необходимость пересадки комнатных растений, поддерживают растения при пересадке, уплотняют вокруг корней землю;
  • принимают участие при размножении растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища;
  • учатся подкармливать растения;

Литературный  материал

Стихотворения

Щучий хвост

Щучий хвост, господин,

Ты в горшке ведь не один!

Трудно даже сосчитать – Двадцать тут иль  двадцать пять Вас, зеленых носиков,

Информация о работе Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями