Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

Содержание

1. Содержание программы 2
2. Подбор растений уголка природы 4
3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8
Тематика занятий 9
II младшая группа 9
Средняя группа 10
Старшая группа 10
Подготовительная группа 12
Перечень экологических игр и упражнений 13
II младшая группа 13
Средняя группа 14
Старшая группа 14
Подготовительная группа 15
Труд в уголке природы 15
II младшая группа 15
Средняя группа 15
Старшая группа 15
Подготовительная группа 16
Литературный материал 17
Стихотворения 17
Загадки о комнатных растениях 1
4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0
Литература 5

Работа содержит 1 файл

К_р_экология.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Методика экологического воспитания»

 

 

 

 

Учащейся  ІV курса заочного отделения группа 59

Специальность 2 – 010101 «Дошкольное образование»

Савицкой  Светланы Михайловны

 

                                      Гродно 2011    

Оглавление

1. Содержание программы 2

2. Подбор растений уголка природы 4

3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8

Тематика занятий 9

II младшая группа 9

Средняя группа 10

Старшая группа 10

Подготовительная группа 12

Перечень экологических игр и упражнений 13

II младшая группа 13

Средняя группа 14

Старшая группа 14

Подготовительная группа 15

Труд в уголке природы 15

II младшая группа 15

Средняя группа 15

Старшая группа 15

Подготовительная группа 16

Литературный материал 17

Стихотворения 17

Загадки о комнатных растениях 1

4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0

Литература 5

  1. Содержание  программы

В определении содержания программных  задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи - это тот объем знаний, который необходимо дать детям, уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности).

В содержание образовательных задач  включают также формирование познавательного  интереса детей к комнатным растениям. Воспитательные задачи, решаемые при  знакомстве детей с комнатными растениями, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Формирование умений и навыков  в дошкольном возрасте представляет собой сложный аналитико-синтетический  процесс, требующий развитых на достаточном  уровне восприятия, внимания, мышления, воображения. Поэтому необходимо учитывать особенности протекания этих познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью.

Для последовательного, осознанного  овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного  непосредственного общения с  ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный  комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

 

 

Старший дошкольник должен:

    • осознавать, что каждое растение – единственное и неповторимое;
    • знать, что нужно растению, чтобы оно росло крепким и здоровым: его потребности в свете, воде, тепле, питательной почве, а также о влиянии этих факторов неживой природы на человека и животное;
    • знать о внутреннем строении растения – «живых трубочках», через которые оно дышит и питается;
    • иметь представление о том, что растение дышит листьями, стеблем (стволом), корнями
    • знать, что растение втягивает воду с питательными веществами при помощи корней. Жидкость по «живым трубочкам» идёт в стебель (ствол), ветви, листья.
  1. Подбор  растений уголка природы

При отборе растений для уголка природы  в ДУ следует учитывать требования, предъявляемые Программой «Пралеска» Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие труда и наблюдений на детей.

Требования к отбору обитателей уголка природы (Каменева Л.А.):

1. Растение должно быть типичным  для той или иной систематической  или экологической группы. При  этом становится возможным познакомить  детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

2. Уход за обитателями уголка  по качеству, характеру труда,  по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые к уходу за ними.

3. Растения в уголке природы  должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, чтобы дети могли увидеть в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения должны быть абсолютно  безопасны, не приносить ни  малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность  нормальной жизнедеятельности, роста  и развития растений в условиях  помещения детского учреждения.

Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические  особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год, вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков  природы в детском саду - комнатные  растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и  долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Основная задача ознакомления с  комнатными растениями в старших  группах детского сада - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные  растения, в зависимости от условий  их обитания в естественной среде, в  уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

Циперус (Cyperus L.), который в течение 10 месяцев в году растет в очень  влажной почве (вазон помещают в  воду);

Кактусы  (Caryophyllales), (1-2 вида) требующие  очень небольшой и редкой поливки,

Традесканции (Tradescantia blossfeldiana)- с большой потребностью во влаге;

Узамбарские фиалки (Saintpaulia) поливать которые следует весьма умеренно;

Снсевьера (Sansevieria) которая легко переносит сухость воздуха и недостаток воды;

Плющ восковой  (Hoya R.), который  в летнее время требует обильного  полива, а в зимнее умеренного.

В умеренной поливке зимой нуждаются  многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герани (Pelargonium hortorum), фуксии (Fuchsia) и др.

О зависимости условий роста  и развития растений, находящихся  в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, - амариллис (Amaryllis belladonna), кливия (Clivia miniata), кринум (Crinum), драцена (Dracaena fragrans), гемантус (Haemanthus katharinae), каланхоэ (Kalanchoe blossfeldian) и др. Первый период зимы для этих растений - период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Таким образом, растения уголка природы  достаточно многочисленны и разнообразны и подбирая их воспитатель руководствуется  прежде всего необходимостью обозначить разнообразие внешнего вида, свойств, климатических условий того или иного растения. Для успешной работы над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями необходимо, руководствоваться, прежде всего Программой «Пралеска», а так же разнообразными методами и приемами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Методика  ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей  группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

Средняя группа. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей  с растениями, с особенностями  их внешнего строения: не только с разнообразием  листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера  листьев и стебля (способ поддержания  растения в чистоте).

В содержание познавательных задач  о растениях включают знания о  некоторых способах их вегетативного  размножения, в частности стеблевыми черенками.

Основная задача ознакомления с  природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых  способах вегетативного размножения  растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие  и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе  растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность  к определенным условиям среды.

Тематика  занятий

II младшая группа

Информация о работе Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями