Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться  на правонарушителя наряду с применением  мер дисциплинарного, административного  и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного  вида ответственности является компенсация  причиненного экологическим правонарушением  вреда.

Возмещение  экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Понятие и виды экологического вреда. Способы и  принципы его возмещения

Вред, причиняемый  нарушением правовых экологических  требований, называется в доктрине права окружающей среды экологическим  или экогенным вредом.

Когда речь идет об экологическом вреде, в  законодательстве употребляются различные  термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки. Например, в Законе «Об охране окружающей природной среды» говорится  о возмещении вреда, причиненного экологическим  правонарушением (разд. XIV). Конституция  РФ устанавливает право каждого  на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42). В то же время  Закон «Об охране окружающей природной  среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан  неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89). УК РФ устанавливает уголовную  ответственность за создание угрозы причинения существенного вреда  здоровью человека или окружающей среде  при нарушении правил обращения  с опасными веществами и отходами (ст. 247). Важно разобраться: одинаковое ли содержание вкладывается в эти  понятия или оно различно? И  как с этим соотносятся причиненные  убытки?

Некоторые ответы на эти вопросы можно найти  в ГК РФ. Другие - в доктрине права  окружающей среды. При этом наиболее полно в ГК РФ определено понятие «убытки»(ст. 15) - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, по гражданскому праву вред - понятие родовое, наиболее широкое. Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением  выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный  порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность  может быть исполнена по решению  суда - общего или арбитражного. Внесудебный  порядок возмещения реализуется  рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования  риска причинения экологического вреда  и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованы. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный  порядок возмещения нанесенного  экологического вреда применяется, как правило, при авариях и  стихийных бедствиях, имеющих экологические  последствия, путем принятия мер  социально-экономической защиты пострадавшего  населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать  оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

В ст. 86 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливается, что вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Принцип возмещения вреда в полном объеме устанавливается и в ст. 1064 ГК РФ. Содержание этого принципа раскрывается в ст. 1082 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Субъектами  причинения экологического вреда могут  быть граждане, общественные формирования, граждане-предприниматели, предприятия, государственные органы. Так, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных  органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания  не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается в этом случае за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ст. 1064 ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь  между действием (бездействием) и  наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.

Возмещение  вреда природной  среде

Вред  природной среде причиняется  согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических  систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей  стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда  природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а  не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается  в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности  на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела  о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам  прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа  возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что  касается реального возмещения вреда  в натуре, то при различных видах  экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно  к охране земель возмещение вреда  в натуре может быть реализовано  посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном  нарушении рельефа земельного участка - участок покрыт траншеями, котлованами  и т.п. - восстановление может заключаться  в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных  культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния  земли, других природных ресурсов как  способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального  использования и охраны природных  богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

  • восстановление объективно возможно и
  • правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещение  причиненного природной среде вреда  в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных  законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда  размер причиненного вреда исчисляется  в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

При наличии  нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

Возмещение  вреда здоровью и  имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - конституционное  право (ст. 42 Конституции РФ). По имеющимся  данным, 20-30% заболеваемости населения  непосредственно связано с провоцирующим  действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют  об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права  каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.

Механизм  защиты соответствующего права регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «Об использовании атомной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ «О страховании» и др.

В соответствии с действующим законодательством  вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформление инвалидности по причинам, связанным  с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование  риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Законодательство  устанавливает принцип полного  объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 89 Закона «Об охране окружающей природной среды» при определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то согласно ст. 90 Закона «Об охране окружающей природной среды» при этом учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Субъектами  ответственности за причинение вреда  здоровью и имуществу граждан  экологическими правонарушениями могут  быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069).

Информация о работе Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ