Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

Часто экологическое правонарушение проявляется  в нарушении законных прав и интересов  гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды  и мерах по ее охране.

С учетом степени общественной опасности  экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными  и гражданскими правонарушениями. В  соответствии с видами экологических  правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная  и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре  состоит из объекта, субъекта, объективной  и субъективной сторон.

Объектом  экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами  экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав  субъектов варьируется в зависимости  от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности  являются должностные лица и работники  предприятий, уголовной - должностные  лица и граждане, административной - юридические лица, должностные  лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством  административная и уголовная ответственность  физических лиц за экологические  правонарушения наступает с 16-летнего  возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений  относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности  лиц, виновных в совершении экологических  правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь  место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни  экологические правонарушения могут  быть совершены при любой форме  вины (например, правонарушения, последствиями  которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное  обращение с огнем в лесу и  нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Дисциплинарная  ответственность  за экологические  правонарушения

Дисциплинарная  ответственность за экологический  проступок регламентируется в ст. 82 Закона РФ «Об охране окружающей природной  среды» и Кодексом законов о труде  РФ (КЗоТ РФ). Она выражается в наложении  администрацией предприятия, организации  или вышестоящей в порядке  подчиненности организацией на виновного  работника дисциплинарного взыскания  за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных  с охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в  невыполнении главным инженером  предприятия требований должностной  инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.

Субъективной  стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ к нарушителям могут  быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий  выговор; увольнение. Законодательством  о дисциплинарной ответственности  и уставами могут быть установлены  иные дисциплинарные взыскания: перевод  на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности.

В качестве разновидности дисциплинарной меры ответственности рассматривается  депремирование должностных лиц и иных работников, т.е. полное или частичное лишение премии по итогам года, например, за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды либо за нарушения природоохранительного законодательства. Основанием для решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и степени соблюдения экологического законодательства за соответствующий период.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного  взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. При наложении  взыскания должны быть учтены тяжесть  совершенного проступка, служебная  характеристика и поведение работника. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. До наложения взыскания от провинившегося должно быть истребовано объяснение. В приказе (распоряжении) о наложении дисциплинарного взыскания обязательно указывается, за какой проступок и какое наказание налагается. О приказе (распоряжении) работнику объявляется под расписку.

Дисциплинарное  взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или  пребывания его в отпуске).

Трудовые  споры по поводу наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в  обычном порядке: комиссией по трудовым спорам, судом (ст. 201 КЗоТ РФ).

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности применения более строгих  видов ответственности при наличии  правовых оснований - административной, уголовной, гражданской.

Материальная  ответственность  за экологические  правонарушения

При изучении данного вида ответственности важно  отличать его от имущественной ответственности, предусматриваемой гражданским  законодательством. В науке экологического права имущественная ответственность  в сфере охраны окружающей среды 

Материальная  ответственность заключается в  обязанности работника возместить в установленном порядке и  в определенных размерах имущественный  ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего  исполнения им своих трудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность  несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие  понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Материальная  ответственность за причиненный  ущерб признается самостоятельным  видом юридической ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения  к материальной ответственности, может  быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.

Материальная  ответственность рабочих и служащих регламентируется Кодексом законов  о труде РФ, Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, другими нормативными актами.

Трудовое  законодательство предусматривает  два основных вида материальной ответственности  работников: ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка (ст. 119 КЗоТ РФ).

Административная  ответственность  за экологические  правонарушения

Это вид  юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность  выражается в применении компетентным органом государства мер административного  взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется  административная ответственность  только при наличии вины правонарушителя.

В ст. 24 КоАП РФ установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим  объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности  предусматривает отсутствие в совершенном  нарушении признаков состава  преступления. Основные признаки, которые  дают возможность разграничить экологическое  преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и  др.

Составы экологических правонарушений, за которые  может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РФ эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 481);
  • самовольную добычу янтаря (ст. 461);
  • бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 561);
  • нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 562);
  • нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 563);
  • нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 571);
  • невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 841);
  • нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 842);
  • нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 843);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 844);
  • невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 845);
  • незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 846);
  • нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

Информация о работе Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ