Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ярославский Государственный Технический Университет

Кафедра охраны окружающей среды 
 

Работа  защищена

с оценкой___________

Руководитель  проф. Фоменко Г.А.

“____” _____________ 2011 
 

Экология

Доклад  на тему:

«Система  юридического контроля за экологическими параметрами в РФ»

ЯГТУ 270102.65 
 

Работу  выполнил

студент группы ПГС-43

________Круглов В.П.

“___” ________ 2011 
 
 
 

2011

 
СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА                                ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ В РФ

    Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт права  окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно  оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов  права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической  ответственности за экологические  правонарушения применяются либо в  процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных  органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении  иных правовых мер обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений  деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому  из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как  и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Представляется  необоснованным включение в систему  экологического контроля государственной  службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об  охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение - самостоятельная  функция государственного управления охраной окружающей среды. Причем в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг - пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правилНадзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими  видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом  РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении  единства измерений» таким органом  является Государственная метрологическая  служба Госстандарта России. Государственный  метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые  распространяются, в частности, и  на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

Роль  предупредительной функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических  требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция  связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и  лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется  в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных  законодательством санкций по результатам  соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие  виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации  являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной  особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный  экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления  экологической функции государства  может использовать не только собственные  полномочия государственно-властного  характера, но и прибегать к поддержке  правоохранительных органов - прокуратуры  и суда. Основными мерами административного  принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление  или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф  и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении  к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного  воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природуОсуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно  подразделению органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них - законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые  основы организации и осуществления  государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. Законом «Об  охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственного экологического контроля, а также  полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной недр и водных ресурсов.

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель. Он проверяет соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями (в том числе оборонными с учетом режима их посещения) и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.

Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы организуют и осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Такой контроль проводится Федеральной службой во взаимодействии с Госкомэкологией России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 ЛК РФ его задачей является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством России.

Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемый функциональными и иными органами  

Помимо  специально уполномоченных органов  в области природопользования и  охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены следующие  функциональные министерства и ведомства.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» осуществляет государственный контроль за охраной биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

<

Информация о работе Система юридического контроля за экологическими параметрами в РФ