Шпаргалка по "Экология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 61 экзаменационный вопрос по "Экология"
1. История развития экологии.
...
61.Админстративно-правовые методы управления природопользованием

Работа содержит 1 файл

билеты по экологии.docx

— 662.40 Кб (Скачать)

     Каковы  же пути преодоления глобального  экологического кризиса? Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы  каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит  не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную  роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий  общества. Следующий шаг – создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в  области ответственности за загрязнение  природной среды, важное значение имеют  межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения  газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству  в целом не должно быть выгодно  загрязнять планету сверх заранее  согласованной международным сообществом  меры и каждый случай сверхнормативного  загрязнения должен преследоваться законом. Следует особо подчеркнуть  бессмысленность постановки вопроса  о преодолении ЭК без решения

     проблемы  финансирования природозащитных мероприятий. Мы должны привыкнуть к тому, что  охрана Земли от загрязнений –  дело дорогое, и, планируя бюджет –  государственный, общественный или  личный, – предусматривать немалые  расходы на экологические нужды. Ключевым элементом в борьбе с  ЭК является поиск грамотных и  действенных научно-технических  решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной  экспертизе должно подвергаться любое  действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства  независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент  среднего, специального и высшего  образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста  в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет  экологическая

     подготовка  учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня  перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы –  энергетический, сырьевой, демографический  – в своей основе сводятся к  проблемам охраны природы. У жителей  Земли нет альтернативы: либо они  справятся с загрязнением, либо загрязнение  расправится с большей частью землян

     33.Загрязнение  тяжелыми металлами.

     Среди разнообразных загрязняющих веществ  тяжёлые металлы (в том числе  ртуть, свинец, кадмий, цинк, мышьяк) и  их соединения выделяются распространенностью, высокой токсичностью, многие из них  — также способностью к накоплению в живых организмах. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистительные  мероприятия, содержание соединения тяжелых  металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Они также поступают в окружающую среду с бытовыми стоками, с дымом и пылью промышленных предприятий. Многие металлы образуют стойкие органические соединения, хорошая растворимость этих комплексов способствует миграции тяжелых металлов в природных водах. К тяжелым металлам относят более 40 химических элементов, но при учете токсичности, стойкости, способности накапливаться во внешней среде и масштабов распространения токсичных соединений, контроля требуют значительно меньшее число элементов.

     Загрязнение океана

     Помимо  сточных вод, большие массы соединений тяжелых металлов поступают в  океан через атмосферу и с  захоронением разнообразных отходов  в Мировом океане. Для морских  биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий.

     Ртуть

     Ртуть переносится в океан с материковым  стоком (прежде всего — из стока  промышленных вод) и через атмосферу. В составе атмосферной пыли содержится около 12 тыс.т. ртути. До трети от этого  количества образуется при выветривании пород, содержащих ртуть (киноварь). Ртуть  антропогенного происхождения попадает в атмосферу в первую очередь  при сжигании угля на электростанциях. Около половины годового промышленного  производства этого металла (910 тыс. тонн) попадает в океан. Некоторые  бактерии переводят токсичные хлориды  ртути в еще более токсичную  метилртуть.  Соединения ртути накапливается  многими морскими и пресноводными  организмами в концентрациях, во много раз превышающих содержание ее в воде.

     Употребление  в пищу рыбы и морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению населения. Так, к 1977 году насчитывалось 2800 жертв болезни Минамата, причиной которой послужило поступление  в залив Минамата со сточными водами отходов предприятий, на которых  в качестве катализатора использовалась хлористая ртуть. Соединения ртути  высокотоксичны для человека.

     Свинец

     Свинец  — рассеянный элемент, содержащийся во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почвах, природных  водах, атмосфере, живых организмах. Помимо того, свинец поступает в  окружающую среду в результате хозяйственной  деятельности человека, в том числе  с выхлопными газами поступает используемый в топливе тетраэтилсвинец. Через  атмосферу океан получает 20-30 тысяч  тонн свинца в год с континентальной  пылью.

     В организм человека свинец попадает как  с пищей и водой, так и из воздуха. Свинец может выводиться из организма, однако малая скорость выведения  может приводить к накоплению в костях, печени и почках.

     Кадмий

     Кадмий  является относительно редким и рассеянным элементом, в природе концентрируется  в минералах цинка. Поступает  в природные воды в результате смыва почв, выветривания полиметаллических  и медных руд, и со сточными водами рудообогатительных, металлургических и химических производств. Кадмий в  норме присутствуют в организме  человека в микроскопических количествах. При накоплении организмом соединений кадмия поражается нервная система, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление приводит к  анемии и разрушению костей.

     34. Живое вещество. Свойства  и функции живого  вещества в биосфере.

     Живое вещество — вся совокупность тел  живых организмов в биосфере, вне  зависимости от их систематической  принадлежности.

     Масса живого вещества сравнительно мала и  оценивается величиной 2,4-3,6×1012 т (в  сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это  одна «из самых могущественных геохимических  сил нашей планеты».

     Живое вещество развивается там, где может  существовать жизнь, то есть на пересечении  атмосферы, литосферы и гидросферы. В условиях, не благоприятных для  существования, живое вещество переходит  в состояние анабиоза.

     Специфика живого вещества заключается в следующем:

  1. Живое вещество биосферы характеризуется огромной свободной энергией. В неорганическом мире по количеству свободной энергии с живым веществом могут быть сопоставлены только недолговечные незастывшие лавовые потоки.
  2. Резкое отличие между живым и неживым веществом биосферы наблюдается в скорости протекания химических реакций: в живом веществе реакции идут в тысячи и миллионы раз быстрее.
  3. Отличительной особенностью живого вещества является то, что слагающие его индивидуальные химические соединения – белки, ферменты и пр. – устойчивы только в живых организмах (в значительной степени это характерно и для минеральных соединений, входящих в состав живого вещества).
  4. Произвольное движение живого вещества, в значительной степени саморегулируемое. В. И. Вернадский выделял две специфические формы движения живого вещества: а) пассивную, которая создается размножением и присуща как животным, так и растительным организмам; б) активную, которая осуществляется за счет направленного перемещения организмов (она характерна для животных и в меньшей степени для растений). Живому веществу также присуще стремление заполнить собой все возможное пространство.
  5. Живое вещество обнаруживает значительно большее морфологическое и химическое разнообразие, чем неживое. Кроме того, в отличие от неживого абиогенного вещества живое вещество не бывает представлено исключительно жидкой или газовой фазой. Тела организмов построены во всех трех фазовых состояниях.
  6. Живое вещество представлено в биосфере в виде дисперсных тел – индивидуальных организмов. Причем, будучи дисперсным, живое вещество никогда не находится на Земле в морфологически чистой форме – в виде популяций организмов одного вида: оно всегда представлено биоценозами.
  7. Живое вещество существует в форме непрерывного чередования поколений, благодаря чему современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых эпох. При этом характерным для живого вещества является наличие эволюционного процесса, т. е. воспроизводство живого вещества происходит не по типу абсолютного копирования предыдущих поколений, а путем морфологических и биохимических изменений.

Работа живого вещества в биосфере достаточно многообразна. По Вернадскому, работа живого вещества в биосфере может проявляться  в двух основных формах:

а) химической (биохимической) – I род геологической деятельности; б) механической – II род транспортной деятельности.

Биогенная миграция атомов I рода проявляется в постоянном обмене вещества между организмами  и окружающей средой в процессе построения тела организмов, переваривания пищи. Биогенная миграция атомов II рода заключается  в перемещении вещества организмами  в ходе его жизнедеятельности (при  строительстве нор, гнезд, при заглублении  организмов в грунт), перемещении  самого живого вещества, а также  пропускание неорганических веществ  через желудочный тракт грунтоедов, илоедов, фильтраторов.

Для понимания  той работы, которую совершает  живое вещество в биосфере очень  важными являются три основных положения, которые В. И. Вернадский назвал биогеохимическими  принципами:

  1. Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению.
  2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов.
  3. Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с космической средой, его окружающей, и создается и поддерживается на нашей планете лучистой энергией Солнца.

Выделяют пять основных функций живого вещества:

  1. Энергетическая. Заключается в поглощении солнечной энергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ и передаче энергии по пищевой цепи разнородного живого вещества.
  2. Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества. Выделяют два типа концентраций химических элементов живым веществом: а) массовое повышение концентраций элементов в среде, насыщенной этими элементами, например, серы и железа много в живом веществе в районах вулканизма; б) специфическую концентрацию того или иного элемента вне зависимости от среды.
  3. Деструктивная. Заключается в минерализации необиогенного органического вещества, разложении неживого неорганического вещества, вовлечении образовавшихся веществ в биологический круговорот.
  4. Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды (главным образом за счет необиогенного вещества).
  5. Транспортная. Перенос вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении.
 

     35. Классификация экологических  факторов. Абиотические  факторы.

Экологи́ческие  фа́кторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

Один и тот  же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих  организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизнифототрофных организмов (большинство растений и фотосинтезирующие бактерии), а в жизни гетеротрофных организмов (грибы, животные, значительная частьмикроорганизмов) свет не оказывает заметного влияния на жизнедеятельность.

Экологические факторы могут выступать как  раздражители, вызывающие приспособительные  изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие  невозможность существования тех  или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомические  и физиологические изменения  организмов.

Организмы испытывают воздействие не статичных неизменных факторов, а их режимов — последовательности изменений за определённое время.

По характеру  воздействия

  • Прямо действующие — непосредственно влияющие на организм, главным образом на обмен веществ
  • Косвенно действующие — влияющие опосредованно через изменение прямо действующих факторов (рельефэкспозициявысота над уровнем моря и др.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экология"