Шпаргалка по "Экология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 61 экзаменационный вопрос по "Экология"
1. История развития экологии.
...
61.Админстративно-правовые методы управления природопользованием

Работа содержит 1 файл

билеты по экологии.docx

— 662.40 Кб (Скачать)

     Под источниками экологического права  понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения  в сфере взаимодействия общества и природы. 

     Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

     по  юридической силе - на законы и подзаконные  акты.

     Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые  представительными органами государственной  власти.

     Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

     по  предмету регулирования - на общие и  специальные.

     Общие - регулируют как экологические, так  и иные общественные отношения (например Конституция РФ).

     Специальные - это акты, целиком посвященные  вопросам охраны окружающей среды или  ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О  животном мире" и др.).

     по  характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.

     Материальные  эколого-правовые нормы устанавливают  права и обязанности, а также  ответственность участников соответствующих  отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).

     Источники экологического права процессуального  характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности. Они  касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры  разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической  экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и  интересов и т.д. (Гражданский  процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке  проведения государственной экологической  экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и  др.).

     по  своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный  закон "О недрах" и др.

Экологическое право-отрасль права,которая регулирует общественные отношения в сфере  взаимодействия общества и природы. Источники экол.права:

  1. Конституция
  2. Законы и кодексы в области охраны природы
  3. Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты.
  4. нормативные акты министерств
  5. нормативные решения органов местного самоуправления. Государственный комитет по охране ОС-центральный орган федеральной исполнительной власти в области охраны ОС.
 

      Экологический стандарт- нормативно-технический документ,устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных  для исполнения.

Экологическая паспортизация. Каждое предприятие должно пройти паспортизацию. Цель:прогноз экологической ситуации на предприятии и вокруг него и контроль за выполнением природоохранных мероприятий. Экологическая экспертиза: предупредительный экологический контроль. Экологический риск: оценка на всех уровнях- от точечного до глобального – вероятности появления негативных изменений в ОС,вызванных антропогенными или иными взаимодействиями. Экол.контроль- вид государственной деятельности ,призванный обеспечить соблюдение экол-го законодательства. Юридическая ответственность за экол-е правонарушение явл-ся одной из форм госуд.принуждений.Её задача-обеспечить  реализацию  экол-х интересов в принудительном порядке 

     49. Юридическая ответственность  за экологические  правонарушения. Виды  ответственности

          В Уголовном кодексе РФ 1997 г.  экологические преступления выделены  в отдельную главу (гл. 26). 

     В нем предусмотрена уголовная  ответственность за:

     -нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;

     -нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;

     -нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;

     -загрязнение вод;

     -загрязнение атмосферы;

     -загрязнение моря;

     -нарушение законодательства о континентальном шельфе;

     -порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений;

     -нарушение правил охраны рыбных запасов;

     -незаконную охоту;

     -незаконную порубку деревьев и кустарников;

     -уничтожение или повреждение лесных массивов.

     В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие  ответственность за экологические  преступления, но помещенные как в  других разделах УК РФ (например, ст. 358 "Экоцид"), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде  наряду с последствиями другого  рода.

          Кроме УК РФ, так называемого  смежного и иного законодательства  вопросы уголовной ответственности  за экологические преступления  регулируются также сохраняющими  свое действие предписаниями  УК РСФСР 1960 г. Это имеет  место в тех случаях, когда  лицо совершило экологическое  преступление до 1 января 1997 г. при  условии, что новый УК РФ  сохранил либо усилил уголовную  ответственность за эти деяния. Данное положение вытекает из  действия уголовного закона во  времени. 

     За  совершенные преступления предусматриваются  следующие виды наказания:

     -лишение свободы максимально на срок до 20 лет (экоцид);

     -штраф (в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

     -лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

     Применение  мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности  за экологические правонарушения и  преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.

          Возмещение вреда здоровью граждан  производится на основании решения  суда по иску потерпевшего, членов  его семьи, прокурора, уполномоченного  на то государственного органа  управления, общественной организации  в интересах потерпевшего.

     50. Международное сотрудничество  в области окружающей  среды

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока менее, чем полувековую историю. К началу 70-х годов прошлого века стало достаточно очевидно, что в  отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых  изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный  характер.

     Проблема  окружающей среды в ее современной  интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской  конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был  создан самостоятельный орган, на который  было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом  масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Действует  он на постоянной основе со штаб-квартирой  в Найроби (Кения).

     Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления  содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление  рекомендаций по проведению соответствующей  политики, осуществление руководства  и координации природоохранных  программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в  накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.

     В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной  проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации  под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

     ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет  работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических  факторов развития и взаимосвязи  между человеком и средой;

     ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет  своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы  и водных ресурсов, удобрений и  пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

     ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения - World Heath Organizatiоn) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической  безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

     ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует  промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

     MAГАTE (International Atomic Energy Agency) разрабатывает  нормы безопасности и защиты  от радиации, включая безопасную  транспортировку радиоактивных  материалов и утилизацию отходов.

     Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая  международная организация, как  Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам  для решения таких экологических  проблем, которые имеют планетарный  характер. В деятельности ГЭФа участвуют  три международные структуры: Программа  ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

     51. Концепция устойчивого  развития мирового  сообщества

     Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого  развития появилась в результате объединения трех основных точек  зрения: экономической, социальной и  экологической.

Экономическая составляющая

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального  потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная  составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована  на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между  людьми. Важным аспектом этого подхода  является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного  капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого  развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему  принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Информация о работе Шпаргалка по "Экология"