Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 61 экзаменационный вопрос по "Экология"
1. История развития экологии.
...
61.Админстративно-правовые методы управления природопользованием
Под
источниками экологического права
понимаются нормативно-правовые акты,
содержащие нормы, регулирующие отношения
в сфере взаимодействия общества
и природы.
Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
по юридической силе - на законы и подзаконные акты.
Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
по предмету регулирования - на общие и специальные.
Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (например Конституция РФ).
Специальные - это акты, целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).
по
характеру правового
Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
Источники
экологического права процессуального
характера регулируют процессуальные
отношения в сфере
по своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.
Экологическое
право-отрасль права,которая
Экологический
стандарт- нормативно-
Экологическая
паспортизация. Каждое
предприятие должно
пройти паспортизацию.
Цель:прогноз экологической ситуации
на предприятии и вокруг него и контроль
за выполнением природоохранных мероприятий. Экологическая
экспертиза: предупредительный экологический
контроль. Экологический
риск: оценка на всех уровнях- от точечного
до глобального – вероятности появления
негативных изменений в ОС,вызванных антропогенными
или иными взаимодействиями. Экол.
49. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности
В Уголовном кодексе РФ 1997 г.
экологические преступления
В нем предусмотрена уголовная ответственность за:
-нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;
-нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;
-нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;
-загрязнение вод;
-загрязнение атмосферы;
-загрязнение моря;
-нарушение законодательства о континентальном шельфе;
-порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений;
-нарушение правил охраны рыбных запасов;
-незаконную охоту;
-незаконную порубку деревьев и кустарников;
-уничтожение или повреждение лесных массивов.
В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 "Экоцид"), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода.
Кроме УК РФ, так называемого
смежного и иного
За совершенные преступления предусматриваются следующие виды наказания:
-лишение свободы максимально на срок до 20 лет (экоцид);
-штраф (в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);
-лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.
Возмещение вреда здоровью
50. Международное сотрудничество в области окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока менее, чем полувековую историю. К началу 70-х годов прошлого века стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер.
Проблема
окружающей среды в ее современной
интерпретации получила распространение,
начиная со времени Стокгольмской
конференции (1972 г.). В соответствии
с ее решениями в ООН был
создан самостоятельный орган, на который
было возложено международное
Руководящим
органом ЮНЕП является Совет управляющих,
избираемый Генеральной Ассамблеей
ООН на четырехлетний срок. На этот
Совет возложены функции
В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
ФАО
(Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет
своей целью улучшение
ВОЗ
(Всемирная организация
ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
MAГАTE
(International Atomic Energy Agency) разрабатывает
нормы безопасности и защиты
от радиации, включая безопасную
транспортировку радиоактивных
материалов и утилизацию
Все
более важную роль в решении глобальных
экологических проблем играет такая
международная организация, как
Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ)
(The Global Environment Facility). Созданный в начале
90-х гг., этот фонд предназначен помогать
в основном развивающимся странам
для решения таких
51. Концепция устойчивого развития мирового сообщества
Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.
Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).
Социальная составляющая
устойчивости развития ориентирована
на человека и направлена на сохранение
стабильности социальных и культурных
систем, в том числе, на сокращение
числа разрушительных конфликтов между
людьми. Важным аспектом этого подхода
является справедливое разделение благ.
Желательно также сохранение культурного
капитала и многообразия в глобальных
масштабах, а также более полное
использование практики устойчивого
развития, имеющейся в не доминирующих
культурах. Для достижения устойчивости
развития, современному обществу придется
создать более эффективную