Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"
Эконом. и восполнимый соц. ущерб объединяются понятием совокупного ущерба территории вследствие загрязнения окруж. среды. Для его опред сущ. три метода:
1) Метод прямого счёта
– он базируется на сопоставлен
2) Эмпирический(укрупнённый)
метод – основан на принципе
перенесения на частный исследу
3) Аналитический метод – основан на использовании предварительно выведенных мат. зависимостях между показателями состояния реципиентов и уровнем загрязн. окруж. среды.
Первый и второй методы требуют сбора и обработки большого кол.- ва инф., поэтому самостоятельно не используются, а лишь служат для создания теретич. базы для третьего метода.
Функции совокупного эконом. ущерба:
1) Учётная – измеряет
отриц. последствия хоз. деятел
2) Стратегическая –
служит для выбора природоохран
3) Ограничительная – ограничивает ракзмещ. новых объектов в экологич. неблагополучных регионах и ограничивает деятельность эколог. грязных производств.
4) Инвестиционная – служит для уточнения размеров и структуры природоохранных инвест.
5) Стимулирующая – служит базой для опред штрафов и платежей за загрязненнее окруж. среды.
№ 50. Природоохранные затраты. Экономическая эффективность экологических затрат и мероприятий.
Эф-ть природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эф-ти общественного производства. Практика показывает, что высокая экономич эф-ть производства с позиций предприятия не всегда явл таковой с позиции общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользование оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем решения экологич проблем явл использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий. В экономически развитых странах внедрение таких технологий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданы, но и экономически эф-ны. Существующая с-ма планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет гос-ных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3 – 4 раза, т. к. установка очистного оборудования обходится дороже. Таким образом, проблема повышения эф-ти природоохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяйственного механизма природопользования в целом.
Экономич. эф-ть затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Экономич. эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономич ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологич обстановки.
Э=П+Д,
где П – величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды; Д – годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.
51.
Экономическая и социальная эффективность экологических затрат.
Экономич. эф-ть затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Экономич. эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономич ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологич обстановки.
Э=П+Д,
где П – величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды; Д – годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.
Социальная эф-ть – это, по сути, экономич эф-ть природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окр среды и т. д. Другими словами, социальная эф-ть – это та часть экономич эф-ти, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека. Показатель соц эф-ти Эс определяется, как и общая экономич эф-ть, отношением годового эффекта (в данном случае – социального) к совокупным экологическим затратам:
Эс=Э/С+Ен*К
Соц эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономич результатов: экономией затрат на соц страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т. п. Таким образом, в общем виде соц эффект можно определить через экономич показатели:
Э=Эч.п.+Эс.с.+Эз.л.+Эп.т.,
где Эч.п. – эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. – эффект от сокращения выплат из фонда соц страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Эз.л. – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. – эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.
Расчет соц эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности: на сотояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить “вклад” загрязнителей в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой. Соц эффекты и показатели соц эф-ти используются в качестве дополнительных к показателям экономич эф-та и эф-ти и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.
№ 52. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды. Фонды охраны природы.
Финансирование мероприятий по охране окружающей среды осущ-ся в Республике Беларусь по смешенному типу бюджетные расходы + расходы предприятия прир. польз-я.
С 1992 г. в Республике в соот-ии с законом об охране окруж. среды дейст-т след-е источники финансирования экол-х программ и мероприятий:
1)Республиканские и местные бюджеты
2)Средства юр. лиц.
3)Республиканские и местные целевые фонды охраны природы
4)Кредиты банка
Бюджетные фонды охр. прир. формируется за счёт платежей за выбросы, сбросы загрязняющих в-в, и размещение отходов.
Сумма полученных возмещений ущерба и от взимания штрафа за экол-е правонарушения.
Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыбаловства а также незаконно добытой с их помощью продукции.
Платежей за выдачу лицензии на прир. польз. средств полученных в виде дивидентов процентов по вкладам банковским депазитов, долевого использования средств фонда, деят-ти предприятия и иных юр. лиц.
Доходов от проведения денежно-вещевыхпотерей.
Распред-е:
1.20% в Респуб-й фонд охр. прир.
2.30% в Областной
3.50% в районный или городской
Направление использования средств:
1)Осущ-е экол-х мероприятий и программ
2)Оздоровление окруж. среды
3)Внедрение в произ-во экол-ки чистых технологий
4)Строительство м ремонт очистных сооружений
5)Изучение прир. рес-в потенциала Р.Б.
6)Введение кадастров прир. ре-в.
7)Разработка экол-х нормативов и стандартов.
8)Экол. экспертиза.
9)Введение научно-исслед-х работ.
10)Просветительская деят-ть
11)Содержание работников в минприроде.
Значимость фондов состоит в том что их средства явл-ся гарантированным минимумом.
53. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.
В развитии междунар-го сотрудн-тва особое внимание в нашей республике уделяется обеспеч-ю выполн-я междунар-ых конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национ-х механизмов их реализ-и, а также активизации сотрудн-ва с органами управления конвенциями.
В рамках деят-ти междунар-х орг-ций в обл-ти охраны окруж.среды РБ явл-ся участницей след. междунар-х соглашений: 1. Конвенция по предотвращению загрязн-я моря сбросами отходов и других мат-ов (для РБ вступила в силу с 27.02.76 г.); 2.Конвенция 1979 г. о трансграничном загряз. воздуха на большие расстояния (16.03.83); 3. Монреальский протокол по в-вам, разруш-им озоновый слой (01.01.89 г.); и др.
Деят-ть Министерства прир.рес-в и охраны окруж.среды РБ в области междунар-го сотрудн-ва направлена: - на развитие междунар-го партнерства; - подготовку обоснований по присоединению РБ к многосторонним договорам; - укрепление двустороннего сотрудн-ва и расширение взаимосвязей с междунар-ми межправит-ми орг-ямии и финн-ми инстит-ми; - разработку двух- и трехсторонних соглашений с пригран-ми гос-ми, различными странами Европы и Азии; - реализацию договоренностей в рамках подписанных соглашений.
Междунар-ые конвенции и протоколы, вступившие в силу для РБ: 1.Рамочная Конвенция ООН об измен. климата; 2. Венская Конвенция об охране озонового слоя ; 3. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; 4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; 5. Женевский Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и др.