Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"

Работа содержит 1 файл

shpory_po_ekologii.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Основная задачи экологического мониторинга – наблюдение за источниками антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, а также оценка фактического состояния природной среды и прогноз ее динамики и состояния в будущем. В республике создана национальная система мониторинга окружающей среды, которая объединяет ряд организаций осуществляющих наблюдение за природными средами и составляющими - Гидрометеорол служба, Белгидромед, санитарноэпидем служба, заводские и аналитические лаборатории на ряде предприятий, сеть наблюдения за состоянием подземных вод в системе Белгеологии, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, луговой и водной растительности, сейсмический мониторинг на обсерваториях Плещницы и Нарочь, региональных станциях Брест, Гомель, Солигорск и т.д. Информация, собранная на постах наблюдений поступает в главный информационно-аналитический центр и банк данных национальной системы мониторинга окружающей среды белорусского национально-исследовательского центра “Экология”. 

 

37.Учёт и анализ в природопользовании. Государственные кадастры природных ресурсов и природопользования.

Учет природопользования осуществляется в кадастровой форме. Кадастр природных ресурсов - систематизированный свод сведений количественных и качественных территориально-адресных показателей по естественно-физических, экологических и экономических характеристик природных ресурсов. В республике ведутся  земельный, водный, лесной, торфяной кадастр полезных ископаемых. Воздействие на окружающую среду учитывается в форме статистической отчетности. Предприятия ведут следующие формы статистической отчетности: Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов; Отчет по текущим затратам на охрану природы; Отчет об охране атмосферного воздуха, использование воды, образование и утилизации отходов.

 

38.Основы эколог нормирования.

Эколог нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия чел на окружающую среду. Главная цель обеспечить взаимоприемлемое сочетание эконом и эколог интересов.

Эколог нормирование включает в себя технологическую, научно-технологическую и медицинскую составляющие. В основе технологических показателей лежит способность экономики обеспечить выполнения установлены  пределов воздействия. Научно-технологические показатели определяют способность технологических средств осуществлять контроль. Медицинские нормативы определяют пороговый уровень угрозы здоровья населению.

 

 

39.Экологический аудит

Экологический аудит - периодическая систематизированная, документально обоснованная процедура установления степени экологичности продукции, работ, услуг, технологических процессов и их составляющих.

Объекты экоаудита: 1)имущество предприятий, в том числе земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудования; 2)текущие операции предприятий, в том числе производственные, коммерческий и инвестиционные; 3)система управления природопользования.

Процедура экоаудита  осуществляется в следующих случаях:

1) при оценки инвестиционных  проектов, финансируемых за счет средств фондов охраны природы и др внешних источников;

2) при заключении договора на экологическое страхование;

3) при смене собственника;

4) при подготовке материалов  необходимых для освобождения (корректировки) от платежей за загрязнение окружающей среды;

5) при проверки документов  на выдачу или продление разрешения на природопользование;

6) при оценки действительного  состояния окружающей среды и экологической безопасности на предприятии;

7) при осуществлении  экологической сертификации и получении знака экологического соответствия.

Процедура экоаудита  является добровольной, однако в случае, когда предприятие явно угрожает окружающей среде, может быть проведена принудительно; осуществляется аккредитованными аудиторами, фирмами и самостоятельно.

Экоаудит может проводиться  полного или специализированного аудита.

По результатам экоаудита  составляется заключение, состоящее из вводной, аналитической и итоговой частей.

Экоаудит позволяет  сформировать достоверное представление о воздействии предприятия на окружающую среду, улучшить взаимопонимание  с общественностью и надзорными органами, добиться экономии средств, улучшить состояние окружающей среды на собственной и прилегающих территориях.

 

40Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных  органов, связанная  с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных  и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Лицензионные органы могут приостановить  действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным  актом . лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований  и  условий,  выданное  лицензирующим  органом  юридическому  лицу  или индивидуальному предпринимателю. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии.

 

41.Государственная экологическая экспертиза и контроль.

Гос экол эксп – установление соотв-я/несоотв-я проектной/иной документации  по планируемой  хоз-й или иной деят-ти требов-ям законодат-ва об охране окр среды. Объектами эксп явл проектная док-ция: градостройт-х проектов; обосн-ое инвестир-е; проекты, схемы исп-ия прир рес-ов; проекты водоохр-х зон, прибр-ых полос; проекты разв-ия отраслей, оказ-их возд-е на окр среду; проекты внедр-я охотничьего хоз, рыбол-ых орг-й, лесоустр-х работ.   Реализация проекта должна осущ-ся не ранее чем на него получена полож. заключения гос. экол. экспертизы.При осущ-ии производственной деят-ти предприятия ведут экол. паспорта которые явл-ся нормат-тех. документами включающие данные по использованию предприятием ресурсов и хар-ку влияния его производства на окружающую среду.                       С-ма мер по надзору и контролю состояния в окруж. прир. среде наз. экол. контроль, он подразделяется на гос-й, ведомственный, производственный и общественный. Гос. контроль предназначен обеспечить контроль за физ. и юр. лицами и требованиями экол. закон-ва. Ведомственный контроль- в основном состоит в деят-ти по оценке экол-х программ, подведомственных организаций, их финансированию, обучению и переподготовке кадров, а также контролю за работой прир.-охр. объектов. Субъекты хоз-я осущ произв-ый экоконтроль. Осн задачи: контроль за собл нац прир-охр законод-ва; за собл лимитоа исп-я прир рес-ов и возд-е на окр среду;  готовность к авар-ым сит-ям; собл док-ции. Общественный к-оль осущ граж-ми респ-ки и общ-ми орг-ми в целях реали-ции соб-х прав на экобезоп-ю среду обитания. Эко контроль основан на прир-охр законод-ве, в си-ме экол нормативов. Эк нормативы- процедуры установ-я огранич-ий возд-я антропол-ой деят-ти на прир среду, рес-сы, здоровье нас-я; сочетают в себе технич-е, санит-гигиенич, технол-е показ-ли.   

 

42.Экономическое стимулирование рационального природопользования. Экономический механизм пользования – это совокупность экономических методов управления создающих материальную заинтересованность прир. польз-й, оптимизации и взаимодействии с прир. средой. Эк-е рег-ние прир. польз-я осущ-ся методами позитивной и негативной мотивации, налоговым рег-ем, финанс-ем и инвес-ем эко-й сферы. М-ды негат-ой мотив-и: все виды плат-ей. Позит-ой: льгот-е налогооб-е. кредит-е. на этапе перехода к рын модели хоз-го мех-ма природоп-я, осн рег-ом явл налог-е рег-е. все инстр-ты нал-го рег-я подразд-ют: поощрительные, принудительные, компен-е.  Основа  эк-го механизма прир. польз-я - с-ма платности , вкл-я платежи за прир. ресурсы; выбросы , сбросы загрязняющих в-в., штрафы по возмещению ущерба.Платность прир. польз-я решает задачи: 1.Эк-ки стимулирует прир. охр. деят-ть 2.Формирует централизованные источники финансирования, охраны и воспроизводства прир. рес-в. 3.Обеспечивает учёт прир. фактора в составе произ-х затрат, дохода и расхода; предприятий территорий. 4.Согласовывает интересы предприятий сфере прир. польз. между собой а также народного хоз-ва в целом. 5.Обеспечивает изъятие диф-го дохода рентного происхождения. 6.Отражает специфику процесса прир. польз. при взаимодействии предприятий с органами управления кредитно-финансовой с-мы и бюджетом. Компенсирует ущерб владельцу прир. рес-са при изъятии или порче. 7.Возмещает ущерб от загрязнений истощений окруж. среды.

 

45. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

За рубежом применяются  две разновидности эк-х методов  регулирования экол-й сферы - ценовое (налоговое) регулирование и рыночный механизм. Основные инструменты ценового эк-го регулирования: 1)Платежи за загрязнение окруж. Среды 2) налог Пигу – оплата общих издержек, возн-их при загряз-и окр среды. 7)Экол-е страхование.3)Ресурсные платежи- это плата за пользование ресурсом. 4)Эк-й налог в ценах на продукцию, надбавка в цене продукции производство которойи её дальнейшее использование отрицательно влияют на окруж. среду. 5)Диференц-я налогов на прибыль- с-ма применения льготных налогов для предприятий выпускающих экологически чистую продукцию и завышенных норм налогов для предприятий вып. экол. грязный продукт. 6)Субсидии- гос-я помощь прир. польз-м в проведении прир. охр. мероприятий. Осущ-ся в виде гранта, мягких суд или низкопроцентных кредитов, налоговых льгот(по подоходным налогам, скидок на ускоренную амортизацию прир. охр. оборудования). 7)Экол-е страхование.

Рыночный механизм: первоначально  органы управления прир. польз-я опред-т  допустимые масштабы воздействия на окруж. среду на опред-й тер., между заинтересованными сторонами распределяются лицензии на право прир. пользования, затем прир. польз-м предоставляется право перераспределять свои лицензии ; органы управления лишь осущ-т контроль за эквивалентностью сделок и способствует созданию рыночной инфраструктуры.  Основные элементы с-мы рыночного регулирования: 1.принцип «облака», в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а нах-ся на его тер-ии предприятия совместно нах-т наиболее выгодный вариант соблюдения этого норматива.2. «политика компенсации выбросов» позволяет предприятиям уменьшевшим свои выбросы продавать право на выброс с понижающим коэф-м. Сделки по распределению разрешения на выброс осущ: 1.Банки выбросов (банки в которые фирмы сокращ. свои объёмы выбросов могут положить аккредитивы полученные на разницу) и 2.Биржа прав на загрязнение (поред-е организации для проведения сделок купли-продажи прав на выбросы).

 

46.Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта от рационального использования ограниченных ресурсов биосферы и запасов полезных ископаемых. Целью оценки является улучшение использования воспроизводства и охраны природных ресурсов. В качестве объекта оценки могут выступать: источники отдельных видов ресурсов; совокупность ресурсов той или иной территории; отдельный вид ресурса.

Функции экономической  оценки: учетная, предполагает учет стоимости ресурсов в составе национального богатства; стимулирующая функция – лежит в основе платности природопользования, создание экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в рациональном использовании ресурсов. Задачи: ведение кадастров природных ресурсов; анализ вклада каждого вида ресурса в состав национального богатства страны; оценка экономической эффективности функционирования отраслей, предприятий, организаций связанных с использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов; определение и формирование обоснованных нормативов использования природных ресурсов с целью обеспечения максимальной эколого-экономической эффективности общественного производства.

 

№ 47. Методы определения экономической оценки природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов – это определение в денежном выражении эффекта (ценности) от использования природных ресурсов в заданных социально-экономических условиях.

               Основными методами экономической  оценки природных ресурсов являются:

1. Затратный  подход:

·экономическая оценка зависит от величины затрат на добычу, освоение или использование природных ресурсов.

 ·используется для оценки минерально-сырьевых ресурсов.

 ·недостаток: ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения и использования месте, получает более низкую оценку (имеет меньшую экономическую ценность).

2. Рентный  подход:

·основан на предположении, что в зависимости от количественных и качественных характеристик, а также местоположения ресурсы данного вида имеют разную продуктивность. В результате существует дополнительный экономический эффект –дифференциальная рента

·главное преимуществоданного подхода по сравнению с затратным –учет ограниченности природного ресурса.

·недостаток: область применения ограничена земельными и минерально-сырьевыми ресурсами.

3. Результативный  подход:

- экономическую оценку  получают лишь те природные ресурсы, которые приносят доход.

- ценность ресурса  определяется денежным доходом от реализации продукции, получаемой от использования данного ресурса.

- этот подход применяется  главным образом при оценке  лесных ресурсов.

4. Воспроизводственный подход:

-ценность природного  ресурса определяется величиной затрат, необходимых для его воспроизводства на определенной территории.

-подход применяется  в основном для экономической оценки биологических и земельных ресурсов, а также ассимиляционного потенциала окружающей среды.

-недостаток: истощенный или деградировавший ресурс может оцениваться выше, чем ресурс высокого качества.

5. Рыночный  подход:

В ее основе лежат готовность платить  излишек потребителя и готовность принять компенсацию.

Излишек потребителя–это разница между ценой, которую потребитель готов был заплатить за пользование благом, и рыночной ценой, по которой он реально совершил покупку.

Готовность принять компенсацию возникает, когда люди согласны частично отказаться от экологических благ в обмен на определенное вознаграждение (пример –готовность работать во вредных условиях за более высокую заработную плату).

6. Концепция  полной экономической ценности:

- с ее помощью можно  оценить различные виды выгод,  получаемых в природоохранной  деятельности, включая те, которые не имеют денежной оценки.

 

№ 48. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду.

Загрязнение и истощение окруж. среды наносит ущерб трём составляющим:

1) Природным экосистемам

2) Здоровью населения

3) Хоз. объектам

Исходя  из этого различают три   вида ущерба:

1) Экологический

2) Экономический

3) Социальный

Эконом. ущерб можно  представить в виде двух составляющих: натур. потери в ден. выражении и затраты на ликвидацию отрицательных последствий антропогенной деятельности.

К числу  натур. потерь относятся:

- прямые разрушения  природ. ресурсов

- прямой ущерб который  несёт экономика в результате этих разрушений. К затратам на ликвидацию отрицательных последствий относятся расходы на строительство очистных сооружений,  затраты на возмещение недополуч. продукции в промышленности, затраты на ремонт зданий и сооружений

Эконом. ущерб явл. комплексной  величиной.

 

 

№ 49. Совокупный предотвращенный экономический ущерб и возможности его определения.

Соц. потери можно подразделить на восполнимые и невосполнимые.

Невосп. соц ущерб невозможно оценить в стоимостных показателях. К ниму относят сокращ. продолж. жизни, психологический дискомфорт, снижение творческой активности.

Соц. ущерб части восполнимых  потерь можно измерять в стоимостных показателях. Это прямые расходы в здравоохранении и соц. обеспечении, а так же потери от невыхода на работу и снижение производ. труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"