Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"
Основная задачи экологического мониторинга – наблюдение за источниками антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, а также оценка фактического состояния природной среды и прогноз ее динамики и состояния в будущем. В республике создана национальная система мониторинга окружающей среды, которая объединяет ряд организаций осуществляющих наблюдение за природными средами и составляющими - Гидрометеорол служба, Белгидромед, санитарноэпидем служба, заводские и аналитические лаборатории на ряде предприятий, сеть наблюдения за состоянием подземных вод в системе Белгеологии, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, луговой и водной растительности, сейсмический мониторинг на обсерваториях Плещницы и Нарочь, региональных станциях Брест, Гомель, Солигорск и т.д. Информация, собранная на постах наблюдений поступает в главный информационно-аналитический центр и банк данных национальной системы мониторинга окружающей среды белорусского национально-исследовательского центра “Экология”.
37.Учёт и анализ в природопользовании. Государственные кадастры природных ресурсов и природопользования.
Учет природопользования осуществляется в кадастровой форме. Кадастр природных ресурсов - систематизированный свод сведений количественных и качественных территориально-адресных показателей по естественно-физических, экологических и экономических характеристик природных ресурсов. В республике ведутся земельный, водный, лесной, торфяной кадастр полезных ископаемых. Воздействие на окружающую среду учитывается в форме статистической отчетности. Предприятия ведут следующие формы статистической отчетности: Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов; Отчет по текущим затратам на охрану природы; Отчет об охране атмосферного воздуха, использование воды, образование и утилизации отходов.
38.Основы эколог нормирования.
Эколог нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия чел на окружающую среду. Главная цель обеспечить взаимоприемлемое сочетание эконом и эколог интересов.
Эколог нормирование включает в себя технологическую, научно-технологическую и медицинскую составляющие. В основе технологических показателей лежит способность экономики обеспечить выполнения установлены пределов воздействия. Научно-технологические показатели определяют способность технологических средств осуществлять контроль. Медицинские нормативы определяют пороговый уровень угрозы здоровья населению.
39.Экологический аудит
Экологический аудит - периодическая систематизированная, документально обоснованная процедура установления степени экологичности продукции, работ, услуг, технологических процессов и их составляющих.
Объекты экоаудита: 1)имущество предприятий, в том числе земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудования; 2)текущие операции предприятий, в том числе производственные, коммерческий и инвестиционные; 3)система управления природопользования.
Процедура экоаудита осуществляется в следующих случаях:
1) при оценки инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств фондов охраны природы и др внешних источников;
2) при заключении договора на экологическое страхование;
3) при смене собственника;
4) при подготовке материалов необходимых для освобождения (корректировки) от платежей за загрязнение окружающей среды;
5) при проверки документов на выдачу или продление разрешения на природопользование;
6) при оценки действительного состояния окружающей среды и экологической безопасности на предприятии;
7) при осуществлении экологической сертификации и получении знака экологического соответствия.
Процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда предприятие явно угрожает окружающей среде, может быть проведена принудительно; осуществляется аккредитованными аудиторами, фирмами и самостоятельно.
Экоаудит может проводиться
полного или специализированног
По результатам экоаудита составляется заключение, состоящее из вводной, аналитической и итоговой частей.
Экоаудит позволяет сформировать достоверное представление о воздействии предприятия на окружающую среду, улучшить взаимопонимание с общественностью и надзорными органами, добиться экономии средств, улучшить состояние окружающей среды на собственной и прилегающих территориях.
40Экологическое лицензирование
Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Лицензионные органы могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным актом . лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии.
41.Государственная экологическая экспертиза и контроль.
Гос экол эксп – установление
соотв-я/несоотв-я проектной/
42.Экономическое стимулирование рационального природопользования. Экономический механизм пользования – это совокупность экономических методов управления создающих материальную заинтересованность прир. польз-й, оптимизации и взаимодействии с прир. средой. Эк-е рег-ние прир. польз-я осущ-ся методами позитивной и негативной мотивации, налоговым рег-ем, финанс-ем и инвес-ем эко-й сферы. М-ды негат-ой мотив-и: все виды плат-ей. Позит-ой: льгот-е налогооб-е. кредит-е. на этапе перехода к рын модели хоз-го мех-ма природоп-я, осн рег-ом явл налог-е рег-е. все инстр-ты нал-го рег-я подразд-ют: поощрительные, принудительные, компен-е. Основа эк-го механизма прир. польз-я - с-ма платности , вкл-я платежи за прир. ресурсы; выбросы , сбросы загрязняющих в-в., штрафы по возмещению ущерба.Платность прир. польз-я решает задачи: 1.Эк-ки стимулирует прир. охр. деят-ть 2.Формирует централизованные источники финансирования, охраны и воспроизводства прир. рес-в. 3.Обеспечивает учёт прир. фактора в составе произ-х затрат, дохода и расхода; предприятий территорий. 4.Согласовывает интересы предприятий сфере прир. польз. между собой а также народного хоз-ва в целом. 5.Обеспечивает изъятие диф-го дохода рентного происхождения. 6.Отражает специфику процесса прир. польз. при взаимодействии предприятий с органами управления кредитно-финансовой с-мы и бюджетом. Компенсирует ущерб владельцу прир. рес-са при изъятии или порче. 7.Возмещает ущерб от загрязнений истощений окруж. среды.
45. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
За рубежом применяются
две разновидности эк-х
Рыночный механизм: первоначально органы управления прир. польз-я опред-т допустимые масштабы воздействия на окруж. среду на опред-й тер., между заинтересованными сторонами распределяются лицензии на право прир. пользования, затем прир. польз-м предоставляется право перераспределять свои лицензии ; органы управления лишь осущ-т контроль за эквивалентностью сделок и способствует созданию рыночной инфраструктуры. Основные элементы с-мы рыночного регулирования: 1.принцип «облака», в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а нах-ся на его тер-ии предприятия совместно нах-т наиболее выгодный вариант соблюдения этого норматива.2. «политика компенсации выбросов» позволяет предприятиям уменьшевшим свои выбросы продавать право на выброс с понижающим коэф-м. Сделки по распределению разрешения на выброс осущ: 1.Банки выбросов (банки в которые фирмы сокращ. свои объёмы выбросов могут положить аккредитивы полученные на разницу) и 2.Биржа прав на загрязнение (поред-е организации для проведения сделок купли-продажи прав на выбросы).
46.Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов.
Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта от рационального использования ограниченных ресурсов биосферы и запасов полезных ископаемых. Целью оценки является улучшение использования воспроизводства и охраны природных ресурсов. В качестве объекта оценки могут выступать: источники отдельных видов ресурсов; совокупность ресурсов той или иной территории; отдельный вид ресурса.
Функции экономической оценки: учетная, предполагает учет стоимости ресурсов в составе национального богатства; стимулирующая функция – лежит в основе платности природопользования, создание экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в рациональном использовании ресурсов. Задачи: ведение кадастров природных ресурсов; анализ вклада каждого вида ресурса в состав национального богатства страны; оценка экономической эффективности функционирования отраслей, предприятий, организаций связанных с использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов; определение и формирование обоснованных нормативов использования природных ресурсов с целью обеспечения максимальной эколого-экономической эффективности общественного производства.
№ 47. Методы определения экономической оценки природных ресурсов.
Экономическая оценка природных ресурсов – это определение в денежном выражении эффекта (ценности) от использования природных ресурсов в заданных социально-экономических условиях.
Основными методами
1. Затратный подход:
·экономическая оценка зависит от величины затрат на добычу, освоение или использование природных ресурсов.
·используется для оценки минерально-сырьевых ресурсов.
·недостаток: ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения и использования месте, получает более низкую оценку (имеет меньшую экономическую ценность).
2. Рентный подход:
·основан на предположении, что в зависимости от количественных и качественных характеристик, а также местоположения ресурсы данного вида имеют разную продуктивность. В результате существует дополнительный экономический эффект –дифференциальная рента
·главное преимуществоданного подхода по сравнению с затратным –учет ограниченности природного ресурса.
·недостаток: область применения ограничена земельными и минерально-сырьевыми ресурсами.
3. Результативный подход:
- экономическую оценку получают лишь те природные ресурсы, которые приносят доход.
- ценность ресурса определяется денежным доходом от реализации продукции, получаемой от использования данного ресурса.
- этот подход применяется главным образом при оценке лесных ресурсов.
4. Воспроизводственный подход:
-ценность природного ресурса определяется величиной затрат, необходимых для его воспроизводства на определенной территории.
-подход применяется в основном для экономической оценки биологических и земельных ресурсов, а также ассимиляционного потенциала окружающей среды.
-недостаток: истощенный или деградировавший ресурс может оцениваться выше, чем ресурс высокого качества.
5. Рыночный подход:
В ее основе лежат готовность платить излишек потребителя и готовность принять компенсацию.
Излишек потребителя–это разница между ценой, которую потребитель готов был заплатить за пользование благом, и рыночной ценой, по которой он реально совершил покупку.
Готовность принять компенсацию возникает, когда люди согласны частично отказаться от экологических благ в обмен на определенное вознаграждение (пример –готовность работать во вредных условиях за более высокую заработную плату).
6. Концепция полной экономической ценности:
- с ее помощью можно оценить различные виды выгод, получаемых в природоохранной деятельности, включая те, которые не имеют денежной оценки.
№ 48. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду.
Загрязнение и истощение окруж. среды наносит ущерб трём составляющим:
1) Природным экосистемам
2) Здоровью населения
3) Хоз. объектам
Исходя из этого различают три вида ущерба:
1) Экологический
2) Экономический
3) Социальный
Эконом. ущерб можно представить в виде двух составляющих: натур. потери в ден. выражении и затраты на ликвидацию отрицательных последствий антропогенной деятельности.
К числу натур. потерь относятся:
- прямые разрушения природ. ресурсов
- прямой ущерб который несёт экономика в результате этих разрушений. К затратам на ликвидацию отрицательных последствий относятся расходы на строительство очистных сооружений, затраты на возмещение недополуч. продукции в промышленности, затраты на ремонт зданий и сооружений
Эконом. ущерб явл. комплексной величиной.
№ 49. Совокупный предотвращенный экономический ущерб и возможности его определения.
Соц. потери можно подразделить на восполнимые и невосполнимые.
Невосп. соц ущерб невозможно оценить в стоимостных показателях. К ниму относят сокращ. продолж. жизни, психологический дискомфорт, снижение творческой активности.
Соц. ущерб части восполнимых потерь можно измерять в стоимостных показателях. Это прямые расходы в здравоохранении и соц. обеспечении, а так же потери от невыхода на работу и снижение производ. труда.