Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"

Работа содержит 1 файл

shpory_po_ekologii.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Эконом стимулирование рац использования био ресурсов: - планирование и финансирование мероприятий направленных на охрану и восстановление биоресурсов.

- установление лимитов основного  и побочного вида лесопользования; - Установление нормативов платы за лесопользование; - предоставление финансовых и кредитных льгот при осуществлении мероприятий направленных на охрану и восстановление биоресурсов.

- возмещение ущерба возникшего  в результате нарушения лесного законодательства.

25. Растительный  и животный мир РБ. Особо охраняемые природные территории РБ и их ф-и.

Флора страны представлена лесной (7,8 млн га), луговой (3,3 млн  га), болотной (0,92 млн га), кустарниковой (0,49 млн га) и водной (0,48 млн га) растительностью. Растительный покров РБ имеет переходный характер от евроа-зиатской хвойно-лесной зоны к европейской широколиственно-лесной и лесостепной. Древесные растения пред-ставлены более чем 100 видами деревьев и кустарников. В стране преобладают леса. Они занимают 39,8% территории. Болота занимают 1,7 млн га территории страны - около 11,5%. Наибольшие площади этих уникальных природных комплексов находятся в Брестской и Минской областях. На территории РБ обитают 76 видов млекопитающих, 309 видов птиц, 12 видов земноводных, 7 видов рептилий, среди кот.1 вид черепах и по 3 – змей и ящериц. В реках и озерах встречаются 58 видов рыб и 3 вида миног. Объектами охоты явл. 21 вид млекопитающих и 30 видов птиц. Среди них: лось, кабан, олень, косуля, заяц, бобр, волк, лисица, ондатра, норка американская, лесная куница, а также водоплавающие, тетерев и глухарь. Особо охраняемые природные территории РБ и их ф-и. В наст. время в РБ функционирует 1 заповедник (Березинский биосферный заповедник), 4 нац-ых парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский), 487 заказников и 795 памятников природы. В 2007 г. общ площадь ООПТ составила 1577,8 тыс.га (7,6% от общей площади страны). Как и в прошлые годы, приоритетной категорией ООПТ на территории страны явл. заказники, на долю которых приходится 68,5% общей площади ООПТ (1080,4 тыс.га). Заказники республиканского значения занимают 4,0% территории страны и 52,9% общей площади ООПТ. В составе данной категории ООПТ наибольшая площадь приходится на ландшафтные заказники. По кол-ву преобладают биологические заказники. Среди др. категорий ООПТ значительная площадь приходится на долю заповедника и национальных парков – 30,5% общей площади охраняемых территорий, наименьшая – на памятники природы республиканского и местного значения. В 2007 г. наибольшая доля охраняемых территорий страны приходилась на Брестскую и Витебскую области, наименьшая – на Могилевскую. В пределах областей долевое участие ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской обл. (соотв. 14,1 и 10,5% общей площади области), наименьшая – в Могилевской (3,2%). Главной составляющей особо охраняемых природных территорий явл. леса. Согласно Лесному Кодексу РБ, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, рубки леса, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочных лесных пользований в промысловых целях, а также иные виды лесопользования, если они не совместимы с целевым назначением этих территорий и приводят к нарушению режима их охраны и использования, запрещаются. По данным гос-го лесного кадастра за 2007 г., в составе ООПТ находится 1382,4 тыс.га лесного фонда, что на 27,4 тыс.га меньше, чем в 2006 г. Общая площадь покрытая лесом составила в 2007 г. 1088,6 тыс.га, что больше, чем в прошлом году на 3,6 тыс.га. Наибольшая площадь земель лесного фонда приходится на национальные парки и заказники

26.Эколого-эк-ое прогнозирование и планирование.

Осущ. в рамках системы  гос-го соц.-эконом. планирования. Здесь содержится лимит пользования ресурсами окруж. среды, объёмы капиталовложений в сфере природопользования. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования явл. природоохранные комплексы, экономические системы, территории, отдельные экономические отделы.

    Планирование  и прогнозирование осущ. также  министерства, ведомства и предприятия (отраслевое планирование).    В тесной связке они планируют:

1) разработку технологических  процессов

2) строительство, реконструкцию

3)  разработку экологического  паспорта

27. Управление  природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием и охраной окр. среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Прежде всего в рамках управления (а затем -- с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.

Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с  вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осущ. общественными формированиями, юр. лицами, гос. и муниципальными органами. Соотв., можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и гос-ое управление. Хотя муниципальные органы не явл. в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

* создание системы  органов управления в сфере  взаимодействия общества и природы;

* подзаконное нормотворчество;

* координация деятельности  по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

* распоряжение (управление) природными ресурсами;

* планирование использования  и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

* экологическое нормирование;

* экологическая экспертиза;

* экологическое лицензирование;

* экологическая сертификация;

* экологический аудит;

* наблюдение за состоянием  окружающей среды;

* учет состояния и  исп. отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, и вредных воздействий;

* экологическое воспитание  и образование;

* контроль за исп. и охраной объектов природы;

* разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы природопользования:

• Административные

• Экономические

• Социально-психологические

28. Административное  управление природопользованием. Административные методы основаны на возможности госуд. принуждения выполнения природопользователем требований природоохранного законодательства.

Административное управление включает следующие виды деятельности ( специфические функции):

• Формирование экологической  политики

• Расстановка и подготовка кадров

• Технологическое и  санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, качество выпускаемой продукции и окружающей среды

• Экологический аудит, экспертиза и контроль

• Эк-ое стимулирование природоохранной деят.

• Норма творчества и  законодательной инициативы

Административное управление основано на совокупности законов, норм, нормативов, постановлений и руководств. Центральным звеном явл экологич. стандарты:

o Стандарты кач-ва окр.среды, кот-е регламентируют доп. состояние природной среды, устанавливаются по уровню безопасной концентрации загрязняющих вещ-в.

o Стандарты воздействия на окр.среду (эмиссионные стандарты), регламентируют уровень выбросов и сбросов загрязн.вещ-в в окруж.среду.

o Технологические стандарты регламентируют кол-во загрязн.вещ-в, образующихся при работе оборудования, сооружений, определённых технологических процессов.

o Стандарты кач-ва продукции регламентируют содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде, товарах народного потребления.

o Стандарты по системам управления природопользования.

Административный принцип  управления природопользованием в РБ явл разрешительно-запретительным. Органы мин.природы и др уполномоченные структуры определяют лимиты пользования природн. ресурсами и загрязнения окруж среды, в соотв. с кот-ми выдают природопользователям разрешение на пользование природными ресурсами и загрязнение окруж.среды. Далее эти структуры контролируют деятельность природопользователей, при нарушениях природоохранного законодательства накладывают взыскания и ограничения на деятельность вплоть до отзыва разрешения на природопользование.

Административные методы создают основу для эффективного действия эк-их методов, кот-е стимулируют при-родопользователя к рац. природопользованию с пом. стоимостных рычагов (экологич. налог, рентные платежи, штрафы, компенсационные выплаты, система льгот).

29. Организационные  структуры управления природопользованием. Управление природопользованием в РБ осущ. посредством территориального и отраслевого принципов. Территориальный реализуется след. образом:

o Глава республики (президент) издаёт указы, распоряжения и директивы в области природопользования и через властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства.

o Парламент формирует государственную экологическую политику, принимает законодательные акты в экологической сфере в случае необходимости объявляет территориальными зонами экологического бедствия.

o Правительство реализует государственную экологическую политику, разрабатывает и притворяет в жизнь экологические программы и мероприятия, координирует деят. министерств и ведомств, определяет направление международного экологического сотрудничества.

o На местах территориальный принцип управления реализует совет депутатов и их исполкомы, кот-е несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях.

Отраслевой принцип  реализуют органы специальной компетенции ( мин. природных ресурсов и охраны окр.среды и его структурные подразделения) и иные специально уполномоченные органы ( мин. здравоохранения, мин. по ЧС и т.д.).

30. Экологический  менеджмент предприятия

Система управления природопользованием  на предприятии получила название экологический  менеджмент. Для эффективного менеджмента субъект хозяйствования и контролирующие органы, как правило, анализируют соблюдение законодательной базы, расходование финансовых средств и реализацию планируемых мероприятий. На основе анализа выявляются и устраняются ошибки и недостатки, в результате чего пересматривается экологическая политика, планы действия субъекта хозяйствования, а также вносятся коррективы в национальное природоохранное законодательство.

31.Стандартизация в области охраны окружающей среды. Международная система стандартов серии ИСО 14000

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Соответственно экологическую  стандартизацию определяют как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

Цель экологической  стандартизации -  это  установление комплекса  обязательных  норм,  правил,  требований  по  охране   окружающей природной   среды,   использованию   природных   ресурсов   и    обеспечению экологической безопасности

Международная система  стандартов серии ИСО 14000 на сегодняшний  день включает:

ИСО 14001 – ИСО 14004 –  по системам управления природопользованием, они описывают структуру системы, содержат спецификации и руководства

ИСО 14010 – ИСО 14012 –  руководства по экологическому аудиту

ИСО 14020 – ИСО 14025 –  руководства по экологическому маркированию

ИСО 14031 – оценка экологических  показателей систем управления природопользования

ИСО 14040 – ИСО 14043 – оценка жизненного цикла

ИСО 14050 – термины и определения.

 

35.Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

Осуществляется на совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся законы республики, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты. Нарушение природоохранного законодательства влечёт за собой административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность. В области природопользования наиболее распространёнными являются меры административной ответственности: штрафы, предупреждения, запреты. Административными правонарушениями является несоблюдение требований природоохранных режимов, нарушение требований по охране недр и земельных ресурсов, несоблюдение правил водопользования, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор растений занесенных в Красную книгу. Материальная ответственность состоит в возмещении ущерба причиненного неправомочными действиями физических и юридических лиц. Возмещение ущерба осуществляется в соответствии с размерами причиненного вреда или рассчитывается на основе методик с учетом базовых величин. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства; меры - выговоры, взыскания, понижение должности, лишение премий. Уголовная ответственность наступает при нанесении значительного ущерба природной среде, а также в случае гибели людей. В Республике создана белорусская природоохранная прокуратура, осуществляющая высший надзор за исполнением природоохранного законодательства.

 

36.Мониторинг окружающей среды. Национальная система мониторинга окружающей среды в Беларуси

Мониторинг окружающей среды – наблюдение, оценка и прогноз ее состояния. По масштабам ведения мониторинга подразделяются на глобальный, межгосударственный, национальный, региональный и локальный. По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный.

Гл цель экологического мониторинга состоит в обеспечении своевременной и достоверной информации органов управления природопользованием конкретных природоохранных проектов и программ а также международных соглашений.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"