Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экология"
Эконом стимулирование рац использования био ресурсов: - планирование и финансирование мероприятий направленных на охрану и восстановление биоресурсов.
- установление лимитов
- возмещение ущерба возникшего в результате нарушения лесного законодательства.
25. Растительный и животный мир РБ. Особо охраняемые природные территории РБ и их ф-и.
Флора страны представлена лесной (7,8 млн га), луговой (3,3 млн га), болотной (0,92 млн га), кустарниковой (0,49 млн га) и водной (0,48 млн га) растительностью. Растительный покров РБ имеет переходный характер от евроа-зиатской хвойно-лесной зоны к европейской широколиственно-лесной и лесостепной. Древесные растения пред-ставлены более чем 100 видами деревьев и кустарников. В стране преобладают леса. Они занимают 39,8% территории. Болота занимают 1,7 млн га территории страны - около 11,5%. Наибольшие площади этих уникальных природных комплексов находятся в Брестской и Минской областях. На территории РБ обитают 76 видов млекопитающих, 309 видов птиц, 12 видов земноводных, 7 видов рептилий, среди кот.1 вид черепах и по 3 – змей и ящериц. В реках и озерах встречаются 58 видов рыб и 3 вида миног. Объектами охоты явл. 21 вид млекопитающих и 30 видов птиц. Среди них: лось, кабан, олень, косуля, заяц, бобр, волк, лисица, ондатра, норка американская, лесная куница, а также водоплавающие, тетерев и глухарь. Особо охраняемые природные территории РБ и их ф-и. В наст. время в РБ функционирует 1 заповедник (Березинский биосферный заповедник), 4 нац-ых парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский), 487 заказников и 795 памятников природы. В 2007 г. общ площадь ООПТ составила 1577,8 тыс.га (7,6% от общей площади страны). Как и в прошлые годы, приоритетной категорией ООПТ на территории страны явл. заказники, на долю которых приходится 68,5% общей площади ООПТ (1080,4 тыс.га). Заказники республиканского значения занимают 4,0% территории страны и 52,9% общей площади ООПТ. В составе данной категории ООПТ наибольшая площадь приходится на ландшафтные заказники. По кол-ву преобладают биологические заказники. Среди др. категорий ООПТ значительная площадь приходится на долю заповедника и национальных парков – 30,5% общей площади охраняемых территорий, наименьшая – на памятники природы республиканского и местного значения. В 2007 г. наибольшая доля охраняемых территорий страны приходилась на Брестскую и Витебскую области, наименьшая – на Могилевскую. В пределах областей долевое участие ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской обл. (соотв. 14,1 и 10,5% общей площади области), наименьшая – в Могилевской (3,2%). Главной составляющей особо охраняемых природных территорий явл. леса. Согласно Лесному Кодексу РБ, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, рубки леса, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочных лесных пользований в промысловых целях, а также иные виды лесопользования, если они не совместимы с целевым назначением этих территорий и приводят к нарушению режима их охраны и использования, запрещаются. По данным гос-го лесного кадастра за 2007 г., в составе ООПТ находится 1382,4 тыс.га лесного фонда, что на 27,4 тыс.га меньше, чем в 2006 г. Общая площадь покрытая лесом составила в 2007 г. 1088,6 тыс.га, что больше, чем в прошлом году на 3,6 тыс.га. Наибольшая площадь земель лесного фонда приходится на национальные парки и заказники
26.Эколого-эк-ое прогнозирование и планирование.
Осущ. в рамках системы гос-го соц.-эконом. планирования. Здесь содержится лимит пользования ресурсами окруж. среды, объёмы капиталовложений в сфере природопользования. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования явл. природоохранные комплексы, экономические системы, территории, отдельные экономические отделы.
Планирование и прогнозирование осущ. также министерства, ведомства и предприятия (отраслевое планирование). В тесной связке они планируют:
1) разработку технологических процессов
2) строительство, реконструкцию
3) разработку экологического паспорта
27. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием и охраной окр. среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Прежде всего в рамках управления (а затем -- с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осущ. общественными формированиями, юр. лицами, гос. и муниципальными органами. Соотв., можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и гос-ое управление. Хотя муниципальные органы не явл. в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
* создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
* подзаконное нормотворчество;
* координация деятельности
по управлению природопользован
* распоряжение (управление) природными ресурсами;
* планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
* экологическое нормирование;
* экологическая экспертиза;
* экологическое лицензирование;
* экологическая сертификация;
* экологический аудит;
* наблюдение за состоянием окружающей среды;
* учет состояния и исп. отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, и вредных воздействий;
* экологическое воспитание и образование;
* контроль за исп. и охраной объектов природы;
* разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Методы природопользования:
• Административные
• Экономические
• Социально-психологические
28. Административное
управление
Административное управление включает следующие виды деятельности ( специфические функции):
• Формирование экологической политики
• Расстановка и подготовка кадров
• Технологическое и
санитарно-гигиеническое нормир
• Экологический аудит, экспертиза и контроль
• Эк-ое стимулирование природоохранной деят.
• Норма творчества и законодательной инициативы
Административное управление основано на совокупности законов, норм, нормативов, постановлений и руководств. Центральным звеном явл экологич. стандарты:
o Стандарты кач-ва окр.среды, кот-е регламентируют доп. состояние природной среды, устанавливаются по уровню безопасной концентрации загрязняющих вещ-в.
o Стандарты воздействия на окр.среду (эмиссионные стандарты), регламентируют уровень выбросов и сбросов загрязн.вещ-в в окруж.среду.
o Технологические стандарты регламентируют кол-во загрязн.вещ-в, образующихся при работе оборудования, сооружений, определённых технологических процессов.
o Стандарты кач-ва продукции регламентируют содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде, товарах народного потребления.
o Стандарты по системам управления природопользования.
Административный принцип управления природопользованием в РБ явл разрешительно-запретительным. Органы мин.природы и др уполномоченные структуры определяют лимиты пользования природн. ресурсами и загрязнения окруж среды, в соотв. с кот-ми выдают природопользователям разрешение на пользование природными ресурсами и загрязнение окруж.среды. Далее эти структуры контролируют деятельность природопользователей, при нарушениях природоохранного законодательства накладывают взыскания и ограничения на деятельность вплоть до отзыва разрешения на природопользование.
Административные методы создают основу для эффективного действия эк-их методов, кот-е стимулируют при-родопользователя к рац. природопользованию с пом. стоимостных рычагов (экологич. налог, рентные платежи, штрафы, компенсационные выплаты, система льгот).
29. Организационные
структуры управления
o Глава республики (президент) издаёт указы, распоряжения и директивы в области природопользования и через властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства.
o Парламент формирует государственную экологическую политику, принимает законодательные акты в экологической сфере в случае необходимости объявляет территориальными зонами экологического бедствия.
o Правительство реализует государственную экологическую политику, разрабатывает и притворяет в жизнь экологические программы и мероприятия, координирует деят. министерств и ведомств, определяет направление международного экологического сотрудничества.
o На местах территориальный принцип управления реализует совет депутатов и их исполкомы, кот-е несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях.
Отраслевой принцип реализуют органы специальной компетенции ( мин. природных ресурсов и охраны окр.среды и его структурные подразделения) и иные специально уполномоченные органы ( мин. здравоохранения, мин. по ЧС и т.д.).
30. Экологический менеджмент предприятия
Система управления природопользованием на предприятии получила название экологический менеджмент. Для эффективного менеджмента субъект хозяйствования и контролирующие органы, как правило, анализируют соблюдение законодательной базы, расходование финансовых средств и реализацию планируемых мероприятий. На основе анализа выявляются и устраняются ошибки и недостатки, в результате чего пересматривается экологическая политика, планы действия субъекта хозяйствования, а также вносятся коррективы в национальное природоохранное законодательство.
31.Стандартизация в области охраны окружающей среды. Международная система стандартов серии ИСО 14000
Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Соответственно экологическую стандартизацию определяют как установление в стандартах научно обоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.
Цель экологической стандартизации - это установление комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности
Международная система стандартов серии ИСО 14000 на сегодняшний день включает:
ИСО 14001 – ИСО 14004 – по системам управления природопользованием, они описывают структуру системы, содержат спецификации и руководства
ИСО 14010 – ИСО 14012 – руководства по экологическому аудиту
ИСО 14020 – ИСО 14025 – руководства по экологическому маркированию
ИСО 14031 – оценка экологических показателей систем управления природопользования
ИСО 14040 – ИСО 14043 – оценка жизненного цикла
ИСО 14050 – термины и определения.
35.Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
Осуществляется на совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся законы республики, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты. Нарушение природоохранного законодательства влечёт за собой административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность. В области природопользования наиболее распространёнными являются меры административной ответственности: штрафы, предупреждения, запреты. Административными правонарушениями является несоблюдение требований природоохранных режимов, нарушение требований по охране недр и земельных ресурсов, несоблюдение правил водопользования, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор растений занесенных в Красную книгу. Материальная ответственность состоит в возмещении ущерба причиненного неправомочными действиями физических и юридических лиц. Возмещение ущерба осуществляется в соответствии с размерами причиненного вреда или рассчитывается на основе методик с учетом базовых величин. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства; меры - выговоры, взыскания, понижение должности, лишение премий. Уголовная ответственность наступает при нанесении значительного ущерба природной среде, а также в случае гибели людей. В Республике создана белорусская природоохранная прокуратура, осуществляющая высший надзор за исполнением природоохранного законодательства.
36.Мониторинг окружающей среды. Национальная система мониторинга окружающей среды в Беларуси
Мониторинг окружающей среды – наблюдение, оценка и прогноз ее состояния. По масштабам ведения мониторинга подразделяются на глобальный, межгосударственный, национальный, региональный и локальный. По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный.
Гл цель экологического мониторинга состоит в обеспечении своевременной и достоверной информации органов управления природопользованием конкретных природоохранных проектов и программ а также международных соглашений.