Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Экология".

Работа содержит 1 файл

экология-вопросы-ответы.docx

— 411.12 Кб (Скачать)

3. Окислительно-восстановительная.  Связана с интенсификацией под влиянием живого вещества процессов как окисления, благодаря обогащению среды кислородом, так и восстановления прежде всего в тех случаях, когда идет разложение органических веществ при дефиците кислорода. Восстановительные процессы обычно сопровождаются образованием и накоплением сероводорода, а также метана. Это, в частности, делает практически безжизненными глубинные слои болот, а также значительные придонные толщи воды (например, в Черном море). Данный процесс в связи с деятельностью человека прогрессирует.

4. Концентрационная - способность  организмов концентрировать в своем теле рассеянные химические элементы, повышая их содержание по сравнению с окружающей организмы средой на несколько порядков (по марганцу, например, в теле отдельных организмов - в миллионы раз). Результат концентрационной деятельности - залежи горючих ископаемых, известняки, рудные месторождения и т. п. Эту функцию живого вещества всесторонне изучает наука биоминералогия. Организмы-концентраторы используются для решения конкретных прикладных вопросов, например для обогащения руд интересующими человека химическими элементами или соединениями.

5. Деструктивная - разрушение  организмами и продуктами их  жизнедеятельности как самих остатков органического вещества, так и косных веществ. Основной механизм этой функции связан с круговоротом веществ. Наиболее существенную роль в этом отношении выполняют низшие формы жизни - грибы, бактерии (деструкторы, редуценты).

6. Транспортная - перенос вещества и энергии в результате активной формы движения организмов. Часто такой перенос осуществляется на колоссальные расстояния, например, при миграциях и кочевках животных. С транспортной функцией в значительной мере связана концентрационная роль сообществ организмов, например, в местах их скопления (птичьи базары и другие колониальные поселения).

7. Средообразующая. Эта функция является в значительной мере интегративной (результат совместного действия других функций). С ней в конечном счете связано преобразование физико-химических параметров среды. Эту функцию можно рассматривать в широком и более узком планах.

В широком понимании результатом  данной функции является вся природная  среда. Она создана живыми организмами, они же и поддерживают в относительно стабильном состоянии ее параметры практически во всех геосферах.

В более узком плане  средообразующая функция живого вещества проявляется, например, в образовании почв. В. И. Вернадский, как отмечалось выше, почву называл биокосным телом, подчеркивая тем самым большую роль живых организмов в ее создании и существовании. Роль живых организмов в образовании почв убедительно показал Ч. Дарвин в работе «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей». Известный ученый В. В. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчеркивая тем самым, что она продукт основного ландшафтообразующего элемента - биоценозов и, прежде всего, растительного покрова.

Локальная средообразующая деятельность живых организмов и особенно их сообществ проявляется также в трансформации ими метеорологических параметров среды. Это прежде всего относится к сообществам с большой массой органического вещества (биомассой). Например, в лесных сообществах микроклимат существенно отличается от открытых (полевых) пространств. Здесь меньше суточные и годовые колебания температур, выше влажность воздуха, ниже содержание углекислоты в атмосфере на уровне полога, насыщенного листьями (результат фотосинтеза), и повышенное ее количество в припочвенном слое (следствие интенсивно идущих процессов разложения органического вещества на почве и в верхних горизонтах почвы).

8. Наряду с концентрационной  функцией живого вещества выделяется противоположная ей по результатам - рассеивающая. Она проявляется через трофическую (питательную) и транспортную деятельность организмов. Например, рассеивание вещества при выделении организмами экскрементов, гибели организмов при разного рода перемещениях в пространстве, смене покровов. Железо гемоглобина крови рассеивается, например, кровососущими насекомыми и т. п.

Важна также информационная функция живого вещества, выражающаяся в том, что живые организмы и их сообщества накапливают определенную информацию, закрепляют ее в наследственных структурах и затем передают последующим поколениям. Это одно из проявлений адаптационных механизмов.

В обобщающем виде роль живого вещества сформулирована геохимиком А. Н. Перельманом в виде «Закона биогенной миграции атомов» (В. И. Вернадского): «Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества, или же она протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом...» В соответствии с этим законом понимание процессов, протекающих в биосфере, невозможно без учета биотических и биогенных факторов. Воздействуя на живое население Земли, люди тем самым изменяют условия миграции атомов, а следовательно, воздействуют на основополагающие геологические процессы.

26.Понятие «экологическая  проблема». Степени проявления  экологической проблемы и основные  признаки степеней проявления. Факторы,  влияющие на степень обостренности  экологической проблемы.

Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Экологические проблемы, связанные  с нарушением отдельных компонентов  ландшафта или их комплекса можно  условно объединить в шесть групп:

  • атмосферное (загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое);
  • водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов);
  • геолого-геоморфологическое (интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения);
  • почвенные (загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.);
  • биотические (сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.);
  • комплексные (ландшафтные) — опустынивание, снижение биоразнообразия, нарушение режима природоохранных территорий и т. д.

По основным экологическим последствиям изменения природы выделяют следующие  экологические проблемы и ситуации:

  • антропоэкологические, по изменению условий жизни и здоровья населения;
  • природно-ресурсные, связанные с истощением и утратой природных ресурсов, ухудшающие хозяйственную деятельность на территории;
  • ландшафтно-генетические, обусловленные нарушением целостности ландшафтов, утратой генофонда, потерей уникальных природных объектов.

Возможна классификация экологических  проблем и по другим критериям:

  • по основной причине возникновения можно выделить:
    • эколого-гидротехнические,
    • эколого-промышленные,
  • по остроте:
    • не острая,
    • умеренно острая,
    • острая,
    • очень острая;
  • по сложности:
    • простые,
    • сложные,
    • очень сложные;
  • по решаемости:
    • решаемые,
    • трудно решаемые,
    • практически неразрешимые;
  • по пространственному охвату территории:
    • локальные,
    • региональные,
    • глобальные;
  • по времени:
    • краткоделовые
    • длительные,
    • практически неисчезаемые;
  • по зонально-региональному охвату:
    • проблемы тундры;
    • юга России;
    • Белоруссии;
    • Русской равнины;
    • Уральских гор и т. д.

27.Экологический  кризис. Причины его возникновения  в наши дни.

Экологический кризис - обратимое  критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Гносеологические  и социально-экономические причины  зарождения ГЭК

Исторический анализ вопроса  о первоначальном источнике экологического кризиса показывает, что его причины  носят гносеологический и чисто  психологический характер. Тотальная  дифференциация знания привела к  тому, что с катастрофической быстротой  стали исчезать системно мыслящие люди. Проблема синтеза экологического знания все еще ждет своего гения, хотя материал для осмысления «дифференциаторами»  давно подготовлен.

Т.е. здесь у науки есть проблема и, возможно, что в первую очередь она педагогическая. По каким-то причинам, происхождение которых  можно лишь предполагать в человеческой популяции происходят изменения, приводящие к истощению потока спонтанного  появления интеграторов человеческой мысли. Может быть, через неопределенное время они будут появляться вновь, но, учитывая все возрастающие потребности  человека и убывающие способности  Природы самовосстанавливаться, человечество не имеет права ждать прихода этого времени. И оно должно сначала специально подумать и позаботиться о направленном изменении качества Разума в сторону синтезированного мышления, которое способно понять во всей глубине взаимосвязей ход исторических процессов. И чем больше появится представителей синтетического типа мышления, что является прямой задачей педагогики, психологии и всей системы образования, тем более человечество нащупает общепланетарную стратегию поведения. Процесс этот небыстрый.

По мнению А.Г. Бусыгина: «именно  тотальная дифференциация знания, наук стала первопричиной экологического кризиса». Система образования должна совершить в умах людей обратный процесс – создать ноосферную систему обучения и интегративные учебники по типу работ Вернадского и от учителя к ученику, из поколения в поколение, длительной и постоянной работой на всех этапах образования, имея в качестве аксиомы уже всепроникающую идею единства и взаимозависимости живого и неживого. И также перевести её на социально-генетический уровень. Тогда цель достигнута. Истины экологического образования станут сутью человека, его сознания и перейдут в повседневную норму поступка.

В поисках социально-экономических  причин экологического кризиса самый  глубокий анализ (по мнению А.Г. Бусыгина) провел Б. Коммонер. Он выдвинул предположение, что после второй мировой войны  в экономике самого развитого  государства – США, было сделано  что-то не так. Он проанализировал рост народонаселения, рост благосостояния – основных, как считалось и  считается многими до сих пор, причин экокризиса, и рост уровня загрязнения за 20 лет. И получил, что ВНП увеличился на 126%, рост численности населения на 42%, а уровень загрязнения по различным показателям – на 200…2000 (!)%. Дальнейшее исследование статистических отчетов привело его к выводу, что рост национальной экономики (ВНП) сам по себе еще не означает каких-либо особенных последствий для окружающей среды. Для этого необходимо знать – «каким образом достигнут этот рост». В современных индустриальных обществах наиболее важным связующим звеном между обществом и экосистемой, от которой он зависит, является технология. В значительной мере очевидно, что многие новые технологические процессы, которые ныне доминируют в промышленности развитых стран находятся в конфликте с экосистемой.

Б. Коммонер вместе с коллегами  проанализировал сотни видов  продукции, составляющих главную часть  объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. Для каждого из этих видов  были вычислены среднегодовое процентное изменение объема производства или  потребления, а затем среднегодовая  скорость развития.

Победителем в этих экономических  скачках оказалось производство невозвратных бутылок из-под содовой, пива и т.д., которое за это время увеличилось примерно в 53000%. На 2-м месте – производство синтетических волокон: свыше 5980%. На 3-м – ртуть, используемая для производства хлора: свыше 3930%; далее – ртуть, используемая в красках, стойких воздействий плесени: 3120%. Следом по убыванию шли: кондиционеры, пластмасса, азотные удобрения, электробытовые товары и т.п. Кроме того, можно назвать целую группу отраслей производства, которые возросли пропорционально численности населения: производство и потребление пищевых продуктов, общее производство текстиля и одежды, товары домашнего обихода, сталь, медь и другие ведущие металлы.

В конце идут отрасли, темпы роста которых отставали от роста численности населения: железнодорожные перевозки (+17%), лесоразработки (+1%), хлопковые ткани (-7%), производство возвратных пивных бутылок    (-36%), шерсть (-42%), мыло (-76%). Вывод: в то время, как производство товаров, служащих для удовлетворения самых насущных нужд, – продовольствия, одежды, жилья – соответствовало примерно увеличению численности населения, то ассортимент товаров, используемых для этих нужд, изменился коренным образом. Новая производственная технология пришла на смену старой. Мыльный порошок заменен синтетическими детергентами; натуральные ткани вытеснены синтетическими; сталь и лесоматериалы заменены алюминием, пластмассами и бетоном, железнодорожные перевозки – автомобильными, возвратные бутылки – невозвратной тарой. Несмотря на то, что производство сельскохозяйственных продуктов на душу населения осталось практически неизменным, площадь возделываемых земель уменьшилась, зато увеличилось использование удобрений. Старые средства борьбы с насекомыми заменены синтетическими инсектицидами.

Коренные изменения в  каждом из этих случаев касаются в  значительной степени технологии производства, чем общего выхода экономической  продукции.

Отсюда можно сделать  вывод, что одной из главнейших причин экологического кризиса окружающей среды является новая и неудачная  производственная технология.

Конечно, рост загрязнения  окружающей среды объясняется и  подъемом благосостояния, и демографическим  взрывом, повлекшим за собой такой  же быстрый рост автомобильных дорог, аэродромов, свалок, водохранилищ и  проч. Но если рост населения и рост благосостояния влияют на загрязнение  окружающей среды пропорционально, то изменения в технологии – экспоненциально. Это и заставляет в первую очередь  обратить внимание на технологию как  основной загрязнитель окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"