Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Экология".
3. Окислительно-
4. Концентрационная - способность организмов концентрировать в своем теле рассеянные химические элементы, повышая их содержание по сравнению с окружающей организмы средой на несколько порядков (по марганцу, например, в теле отдельных организмов - в миллионы раз). Результат концентрационной деятельности - залежи горючих ископаемых, известняки, рудные месторождения и т. п. Эту функцию живого вещества всесторонне изучает наука биоминералогия. Организмы-концентраторы используются для решения конкретных прикладных вопросов, например для обогащения руд интересующими человека химическими элементами или соединениями.
5. Деструктивная - разрушение организмами и продуктами их жизнедеятельности как самих остатков органического вещества, так и косных веществ. Основной механизм этой функции связан с круговоротом веществ. Наиболее существенную роль в этом отношении выполняют низшие формы жизни - грибы, бактерии (деструкторы, редуценты).
6. Транспортная - перенос вещества и энергии в результате активной формы движения организмов. Часто такой перенос осуществляется на колоссальные расстояния, например, при миграциях и кочевках животных. С транспортной функцией в значительной мере связана концентрационная роль сообществ организмов, например, в местах их скопления (птичьи базары и другие колониальные поселения).
7. Средообразующая. Эта функция является в значительной мере интегративной (результат совместного действия других функций). С ней в конечном счете связано преобразование физико-химических параметров среды. Эту функцию можно рассматривать в широком и более узком планах.
В широком понимании результатом данной функции является вся природная среда. Она создана живыми организмами, они же и поддерживают в относительно стабильном состоянии ее параметры практически во всех геосферах.
В более узком плане средообразующая функция живого вещества проявляется, например, в образовании почв. В. И. Вернадский, как отмечалось выше, почву называл биокосным телом, подчеркивая тем самым большую роль живых организмов в ее создании и существовании. Роль живых организмов в образовании почв убедительно показал Ч. Дарвин в работе «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей». Известный ученый В. В. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчеркивая тем самым, что она продукт основного ландшафтообразующего элемента - биоценозов и, прежде всего, растительного покрова.
Локальная средообразующая деятельность живых организмов и особенно их сообществ проявляется также в трансформации ими метеорологических параметров среды. Это прежде всего относится к сообществам с большой массой органического вещества (биомассой). Например, в лесных сообществах микроклимат существенно отличается от открытых (полевых) пространств. Здесь меньше суточные и годовые колебания температур, выше влажность воздуха, ниже содержание углекислоты в атмосфере на уровне полога, насыщенного листьями (результат фотосинтеза), и повышенное ее количество в припочвенном слое (следствие интенсивно идущих процессов разложения органического вещества на почве и в верхних горизонтах почвы).
8. Наряду с концентрационной
функцией живого вещества
Важна также информационная функция живого вещества, выражающаяся в том, что живые организмы и их сообщества накапливают определенную информацию, закрепляют ее в наследственных структурах и затем передают последующим поколениям. Это одно из проявлений адаптационных механизмов.
В обобщающем виде роль живого вещества сформулирована геохимиком А. Н. Перельманом в виде «Закона биогенной миграции атомов» (В. И. Вернадского): «Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества, или же она протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом...» В соответствии с этим законом понимание процессов, протекающих в биосфере, невозможно без учета биотических и биогенных факторов. Воздействуя на живое население Земли, люди тем самым изменяют условия миграции атомов, а следовательно, воздействуют на основополагающие геологические процессы.
26.Понятие «экологическая
проблема». Степени проявления
экологической проблемы и
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Экологические проблемы, связанные с нарушением отдельных компонентов ландшафта или их комплекса можно условно объединить в шесть групп:
По основным экологическим последствиям изменения природы выделяют следующие экологические проблемы и ситуации:
Возможна классификация
27.Экологический кризис. Причины его возникновения в наши дни.
Экологический кризис - обратимое
критическое состояние
Гносеологические
и социально-экономические
Исторический анализ вопроса о первоначальном источнике экологического кризиса показывает, что его причины носят гносеологический и чисто психологический характер. Тотальная дифференциация знания привела к тому, что с катастрофической быстротой стали исчезать системно мыслящие люди. Проблема синтеза экологического знания все еще ждет своего гения, хотя материал для осмысления «дифференциаторами» давно подготовлен.
Т.е. здесь у науки есть проблема и, возможно, что в первую очередь она педагогическая. По каким-то причинам, происхождение которых можно лишь предполагать в человеческой популяции происходят изменения, приводящие к истощению потока спонтанного появления интеграторов человеческой мысли. Может быть, через неопределенное время они будут появляться вновь, но, учитывая все возрастающие потребности человека и убывающие способности Природы самовосстанавливаться, человечество не имеет права ждать прихода этого времени. И оно должно сначала специально подумать и позаботиться о направленном изменении качества Разума в сторону синтезированного мышления, которое способно понять во всей глубине взаимосвязей ход исторических процессов. И чем больше появится представителей синтетического типа мышления, что является прямой задачей педагогики, психологии и всей системы образования, тем более человечество нащупает общепланетарную стратегию поведения. Процесс этот небыстрый.
По мнению А.Г. Бусыгина: «именно
тотальная дифференциация знания, наук
стала первопричиной
В поисках социально-
Б. Коммонер вместе с коллегами
проанализировал сотни видов
продукции, составляющих главную часть
объема промышленной и сельскохозяйственной
продукции. Для каждого из этих видов
были вычислены среднегодовое
Победителем в этих экономических скачках оказалось производство невозвратных бутылок из-под содовой, пива и т.д., которое за это время увеличилось примерно в 53000%. На 2-м месте – производство синтетических волокон: свыше 5980%. На 3-м – ртуть, используемая для производства хлора: свыше 3930%; далее – ртуть, используемая в красках, стойких воздействий плесени: 3120%. Следом по убыванию шли: кондиционеры, пластмасса, азотные удобрения, электробытовые товары и т.п. Кроме того, можно назвать целую группу отраслей производства, которые возросли пропорционально численности населения: производство и потребление пищевых продуктов, общее производство текстиля и одежды, товары домашнего обихода, сталь, медь и другие ведущие металлы.
В конце идут отрасли, темпы роста которых отставали от роста численности населения: железнодорожные перевозки (+17%), лесоразработки (+1%), хлопковые ткани (-7%), производство возвратных пивных бутылок (-36%), шерсть (-42%), мыло (-76%). Вывод: в то время, как производство товаров, служащих для удовлетворения самых насущных нужд, – продовольствия, одежды, жилья – соответствовало примерно увеличению численности населения, то ассортимент товаров, используемых для этих нужд, изменился коренным образом. Новая производственная технология пришла на смену старой. Мыльный порошок заменен синтетическими детергентами; натуральные ткани вытеснены синтетическими; сталь и лесоматериалы заменены алюминием, пластмассами и бетоном, железнодорожные перевозки – автомобильными, возвратные бутылки – невозвратной тарой. Несмотря на то, что производство сельскохозяйственных продуктов на душу населения осталось практически неизменным, площадь возделываемых земель уменьшилась, зато увеличилось использование удобрений. Старые средства борьбы с насекомыми заменены синтетическими инсектицидами.
Коренные изменения в каждом из этих случаев касаются в значительной степени технологии производства, чем общего выхода экономической продукции.
Отсюда можно сделать вывод, что одной из главнейших причин экологического кризиса окружающей среды является новая и неудачная производственная технология.
Конечно, рост загрязнения окружающей среды объясняется и подъемом благосостояния, и демографическим взрывом, повлекшим за собой такой же быстрый рост автомобильных дорог, аэродромов, свалок, водохранилищ и проч. Но если рост населения и рост благосостояния влияют на загрязнение окружающей среды пропорционально, то изменения в технологии – экспоненциально. Это и заставляет в первую очередь обратить внимание на технологию как основной загрязнитель окружающей среды.