Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Экология".

Работа содержит 1 файл

экология-вопросы-ответы.docx

— 411.12 Кб (Скачать)

Увеличение высоты труб до 250...400 м приводит к рассеиванию  выбросов предприятий энергетики на огромные расстояния, переносу через  границы государств. В результате Великобритания и Северная Европа экспортируют кислотные дожди в Швецию и  Норвегию, а промышленные и автомобильные  выбросы США участвуют в образовании  кислотных дождей над Канадой.

В 1994 г. европейские страны подписали Международное соглашение и приняли обязательство за последующие 15 лет сократить выбросы диоксида серы примерно на 70 %. В Европе начала действовать сеть из 90 станций мониторинга, осуществляющих контроль за кислотностью атмосферных осадков.

Громадное количество продуктов  сжигания топлива, поступающее в  атмосферу, приводит к изменению  климата. Это серьезная экологическая  проблема, имеющая глобальный характер. Диоксид углерода, оксиды азота, озон, метан, фреоны, хлорфторуглеводороды, пропуская солнечные лучи, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности. Повышение концентрации этих газов в атмосфере приводит к парниковому эффекту. Вклад парниковых газов в глобальное потепление климата составляет: диоксида углерода — 66 %, метана — 18, фреонов — 8, монооксида азота — 3, остальных газов — 5 %.

Во всем мире постоянно  растут объемы сжигаемого топлива, что  приводит к увеличению объемов диоксида углерода, поступающего в атмосферу. Рост концентрации СО2 в атмосфере способен вызвать повышение глобальной температуры на 1 °С. Изменение температуры в полярных районах Земли окажется более значительным, что приведет к таянию льдов на полюсах планеты и повышению уровня Мирового океана. За последние 100 лет уровень Мирового океана повысился на 10...14 см, этот подъем совпадает с периодом среднего глобального потепления на 0,4 °С.

Для предупреждения изменения  климата на нашей планете необходимо модернизировать существующие энергетические системы с целью повышения  их эффективности, использовать возобновляемые источники энергии, например энергию  Солнца, ветра, воды, геотермальных  источников, океана и др., а также  способствовать сохранению природных  поглотителей и накопителей парниковых газов, включая леса и экосистемы воды. Для снижения выбросов в атмосферный  воздух газов, способствующих парниковому  эффекту, необходимо развивать виды транспорта, которые в минимальной  степени наносят ущерб окружающей среде.

Большую озабоченность ученых вызывает явление истощения озонового  слоя атмосферы, получившее название «озоновой  дыры». Озоновый слой находится на высоте 10...50 км и защищает земную поверхность  от коротковолновых ультрафиолетовых лучей. Одна из причин истощения озонового  слоя — загрязнение атмосферы  фреонами (аэрозольными хлорфторуглеродами), которые широко используются в быту в качестве хладагентов, пенообразователей, растворителей в аэрозольных упаковках. Эти газообразные вещества на высоте озонового слоя подвергаются фотохимическому разложению с образованием оксидов, интенсивно разрушающих озон. В настоящее время в мире производится 1300 тыс. т озонразрушающих веществ. Продукты неполного сгорания органического топлива сверхзвуковых самолетов и космических аппаратов также разрушают озоновый слой. В 1987 г. площадь озоновой дыры над Антарктидой составляла около 7 млн км2. В 1995 г. сформировались «мини-дыры» над северными регионами Канады и Скандинавским полуостровом.

Уменьшение содержания в  атмосфере озона и увеличение интенсивности ультрафиолетового  излучения может быть причиной роста  количества онкологических заболеваний (рака кожи), катаракты, снижения резистентности организма к инфекционным заболеваниям.

Для сохранения озонового  слоя Земли проводят мероприятия, направленные на снижение выбросов фреонов, замену их на экологически безопасные вещества.

Серьезной экологической  проблемой, приобретающей глобальный характер, в настоящее время является загрязнение Мирового океана. В Мировой  океан ежегодно попадает более 30 тыс. различных химических соединений в  количестве до 1,2 млрд т. Постоянно увеличивающаяся нагрузка ведет к постепенной деградации морских экосистем.

Повсеместно из-за антропогенных  загрязнений, массовых вырубок, пожаров  происходит сокращение площади и  деградация лесных массивов. На земном шаре площадь смешанных и широколиственных лесов сократилась на 40...50% от первоначальной, в зоне средиземноморских сухих  лесов — на 70... 80, муссонных лесов — на 85...90 %. Ежегодно около 20 млн га тропических лесов уничтожаются полностью или значительно повреждаются.

По мере сокращения площади  лесов и загрязнения водных объектов исчезают благоприятные условия  для существования многих видов  растений и животных, происходит сокращение разнообразия биологических видов. Это может иметь далеко идущие последствия для всей человеческой популяции, например при решении  проблемы обеспечения продовольствием. Под угрозой может находиться и здоровье человека, так как половина современных лекарственных средств производится с использованием природных организмов.

В «Повестке дня на XXI век», разработанной в Рио-де-Жанейро, подчеркивается, что утрата биологического разнообразия на планете происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет серьезную угрозу развитию планеты.

Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической  ситуации характерны и для территории России. На фоне глобального экологического кризиса в России имеет место  региональный экологический кризис с часто встречающимися локальными деформациями природной окружающей среды. Россия вносит в загрязнение  окружающей среды вклад, сравнимый  с вкладом экономически развитых стран: большие выбросы парниковых и токсичных газов, накопление загрязняющих веществ в водоемах, почве, растительности, утечка радиоактивных веществ. В  то же время сильная деформация окружающей среды в России идет и по типу развивающихся стран: происходит быстрая  деградация земель, сокращается площадь  лесов, истощаются минеральные природные  ресурсы. В результате природная  среда России испытывает двойную  нагрузку.

Наиболее экологически опасными являются такие отрасли, как энергетика, добыча сырья, производство искусственных  материалов, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность, а сосредоточение их в одном месте  создает опасное территориально-отраслевое сочетание. Такие экологически опасные  территориально-отраслевые сочетания  широко распространены в Уральском  регионе, Поволжье, на Кольском полуострове, на юге Сибири.

В этих сложных условиях России необходимы выбор разумной экологической  стратегии, создание структуры для  решения проблем охраны и восстановления нарушенной природной среды, система  специальных экологических законодательных  актов и «экологизация» всего законодательства.

Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением  Правительства РФ № 1225-р от 31.08.2002 г., определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области  экологии на долгосрочный период.

Согласно этому документу  стратегической целью государственной  политики Российской Федерации в  области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих  функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и  демографической ситуации, обеспечения  экологической безопасности страны.

Экологический кризис можно  преодолеть лишь при условии, что  представители международного сообщества, государственные и региональные лидеры, каждый человек к природе  будут относиться не как к внешнему объекту, а как к субъекту. Планету  Земля нужно рассматривать как  организм, здоровье которого зависит  от здоровья всех его частей. Земля  — одна на всех, и каждый несет  ответственность за ее сохранность.

По своему интеллекту человечество уже подошло к той черте, за которой начинается переход биосферы в ноосферу, сферу разума. Основой  нового мышления должно быть умение понимать единство всего человечества и неразрывность  связей с природой. Общество не может  развиваться дальше без широкой  экологической ориентации во всех областях жизни. Решение многих вопросов по сохранению и укреплению здоровья каждого человека и в целом жизни на Земле  во многом зависит от взаимодействия врачей и экологов всего мира

31. Охрана и регулирование водных  ресурсов

20.2. Особенности государственного  регулирования правового режима  земель водного фонда 

 

 

Государственное управление в области использования и  охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными  ресурсами.

Согласно Водному кодексу, государственное управление в области  использования и охраны водных объектов осуществляют на федеральном уровне — Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган  управления использованием и охраной  водного фонда, а на уровне субъектов  РФ — органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы местного самоуправления, не являющиеся органами государства, государственное  управление не осуществляют. Однако законодатель предусмотрел, что им могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства.

Ведомственные управления землями водного фонда  осуществляет Министерство природных  ресурсов РФ,* которое через свои подразделения на местах осуществляет бассейновое регулирование использования  водных ресурсов в РФ. Одновременно узкоспециализированное управление осуществляют такие органы, как санитарно-эпидемиологическая служба РФ,** Ветеринарный надзор,*** Государственный  комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России),**** другие органы власти. Так, например, в функции Госкомэкологии входит: обеспечение совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охраны морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах, на континентальном шельфе***** и в исключительной экономической зоне РФ.****** 

 

*См.: Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2605.

**См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 680 «Об утверждении Положения о государственной оанитарно-эпидемиологической службе РФ и внесение изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3197.                                           

***См : Закон РФ «О ветеринарии» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 857.

****См.: Положение о Государственном  комитете РФ по охране окружающей  среды, утвержденное Постановлением  Правительства РФ от 26 мая 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2665).

*****См.: Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ». Принят Госдумой РФ 25 октября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).    

******См.: Федеральный  закон РФ «Об исключительной  экономической зоне РФ» от 17 декабря  1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 57. Ст. 6273). 

 

Государственное управление в области использования  и охраны водных объектов основывается на следующих принципах:

устойчивое развитие, т.е. сбалансированное развитие экономики  и улучшение состояния окружающей природной среды;

сочетание рационального  использования и охраны всего  бассейна водного объекта и его  части в границах территорий отдельных  субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

разфаничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.* 

 

*См. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 76 // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 29, 38. 

 

Бассейновые подразделения  осуществляют государственное управление использованием и охраной водного  фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта, планируя использование  водных ресурсов, установление лимитов  водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными  объектами, государственный учет вод, ведение государственного мониторинга  водных объектов и государственного водного кадастра, осуществляя контроль за пользованием и охраной водных объектов.* 

 

*СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4564. 

 

Министерство природных  ресурсов РФ, куда вошел бывший Государственный  комитет водного хозяйства и  его бассейновые подразделения, обеспечивает рациональное использование  водных объектов и их охрану, действуя на основе следующих функций:

1) планирование рационального  использования водных объектов, включая установление лимитов  водопользования;

2) ведение государственного  мониторинга водных объектов, государственного  водного кадастра и осуществление  государственного учета поверхностных  и подземных вод;

3) осуществление государственного  контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

4) осуществление лицензирования  в области использования и  охраны водных объектов;

5) подготовка, заключение  и реализация бассейновых соглашений  о восстановлении и охране  водных объектов, и иных функций.

Теперь рассмотрим более  подробно эти государственные функции, в соответствии с которыми все  государственное управление в области  использования и охраны водных объектов делится на сферы.

32.Причины деградации  почв. Проблема сохранения почв

Специалисты ООН (программа  ЮНЕП) подсчитали, что из-за опустынивания  к концу XXI века человечество потеряет треть пахотных земель. Оно является одной из причин деградации почв и  в Российской Федерации. Нерациональное использование земель, в частности  бесконтрольный выпас скота, привело  к появлению единственной в Европе пустыни “Черные земли” в Калмыкии. Ученые подсчитали, что если процесс  будет продолжаться теми же темпами, то через 15 – 20 лет площадь опустыненных земель в этой республике достигнет 1 млн. га. Кроме того, опустыниванию подвергаются земли на вырубках в Республике Коми.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"