Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Экология".
На территории природного парка устанавливается правовой режим с зональным делением, близкий по своему характеру к правовому режиму национального парка, поскольку природный парк создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.
В зависимости от рекреационной и экологической ценности природных участков на территориях природных парков могут выделяться природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На
территориях природных парков запрещается
всякая деятельность, влекущая за собой
изменение исторически
42. Понятие «заказник». Классификация заказников и их режим.
Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Государственные
природные заказники
Государственные
природные заказники могут
- комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
- биологические
(зоологические и ботанические)
- палеонтологические,
предназначенные для
- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологические,
предназначенные для
Правовой
режим государственных
Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.
43. Режим оздоровительного значения (курортных зон). Понятие «дендропарк» и «ботанический сад». Режим их использования.
Дендрологические парки и
Правовой
режим их отличается двумя особенностями:
во-первых, на их территории запрещается
всякая деятельность, не связанная
с выполнением их задач и влекущая
нарушение сохранности
44.Понятие «памятник природы». Их виды и режим охраны.
Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологические (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных территорий.
Границы расположения памятников природы обозначаются специальными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятников природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Правовой режим памятников природы идентичен режиму государственных природных заповедников, поскольку природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их сохранность.
45.Режим Зеленых и охранных зон, лесопарков
Статья 97. Земли природоохранного
назначения
Комментарий к статье 97
1. Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подп.
4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных
и полезащитных насаждениях) п. 1 комментируемой
статьи были признаны утратившими силу
соответственно Федеральным законом от
3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации"
<1> и ФЗ о введении в действие ЛК.
------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
Изложение подп. 3 п. 1 комментируемой статьи
в новой редакции обусловливается подразделением
лесов по целевому назначению на защитные,
эксплуатационные и резервные (ч. 1 ст.
10 ЛК). Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК защитные леса
подлежат освоению в целях сохранения
средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных
и иных полезных функций лесов с одновременным
использованием лесов при условии, что
это использование совместимо с целевым
назначением защитных лесов и выполняемыми
ими полезными функциями.
Природоохранное назначение этих земель
обусловлено тем, что с учетом особенностей
правового режима защитных лесов к ним
относятся (ст. 102 ЛК):
- леса, расположенные в водоохранных зонах
(ст. 104 ЛК);
- леса, выполняющие функции защиты природных
и иных объектов, - первый и второй пояса
зон санитарной охраны источников питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения,
зеленые зоны, лесопарки, городские леса
и др. (ст. 105 ЛК);
- ценные леса - государственные защитные
лесные полосы, противоэрозионные леса,
орехово-промысловые зоны, лесные плодовые
насаждения, ленточные боры и др. (ст. 106
ЛК).
Поскольку перечень защитных лесов охватывал
насаждения, предусмотренные в подп. 4
п. 1 комментируемой статьи, этот подпункт
признан утратившим силу ФЗ о введении
в действие ЛК.
К иным землям, выполняющим природоохранные
функции, могут быть отнесены водоохранные
зоны, прибрежные защитные полосы, зоны
санитарной охраны и т.п.
Согласно ВК водоохранными зонами (в настоящее
время они в самом ЗК не предусматриваются)
являются территории, которые примыкают
к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов,
озер, водохранилищ и на которых устанавливается
специальный режим осуществления хозяйственной
и иной деятельности в целях предотвращения
загрязнения, засорения, заиления указанных
водных объектов и истощения их вод, а
также сохранения среды обитания водных
биологических ресурсов и других объектов
животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются
прибрежные защитные полосы, на территории
которых вводятся дополнительные ограничения
хозяйственной и иной деятельности. Согласно
ч. 14 ст. 65 ВК на территории поселений при
наличии ливневой канализации и набережных
границы прибрежных защитных полос совпадают
с парапетами набережных. Понятие, минимальная
ширина и статус прибрежных защитных полос
определяются в ч. ч. 11 - 14 ст. 65 ВК.
Участки земель в прибрежных защитных
полосах предоставляются для размещения
объектов водоснабжения, рекреации, рыбного
и охотничьего хозяйства, водозаборных,
портовых и гидротехнических сооружений
при соблюдении требования водоохранного
режима.
Ширина прибрежных защитных полос устанавливается
в зависимости от видов угодий, прилегающих
к водному объекту, и крутизны склонов
прилегающих территорий. Прибрежные защитные
полосы, как правило, должны быть заняты
древесно-кустарниковой растительностью
или залужены.
Повышенная охрана земель прибрежных
защитных полос и водоохранных зон находит
свое отражение в повышенной административной
ответственности, предусмотренной в КоАП,
и повышенной уголовной ответственности,
предусмотренной в УК, за соответствующие
правонарушения и преступления.
Могут быть установлены также зоны санитарной
охраны источников централизованного
водоснабжения, запретные полосы лесов
по берегам водных объектов, иные охранные
зоны в соответствии с законодательством
РФ.
Проблема чистой питьевой воды постоянно
актуализируется и в некоторых городских
поселениях становится критической. Осуществляется
особая охрана земельных участков, на
которых располагаются источники питьевого
водоснабжения. Состав административного
правонарушения, включающий их самовольное
занятие, выделен в отдельную статью и
самостоятельный пункт, предусматривающий,
в отличие от ст. 7.1 "Самовольное занятие
земельного участка" КоАП, повышенную
административную ответственность, предопределенную
необходимостью повышенной охраны указанных
земельных участков.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов делится на три пояса, в
каждом из которых устанавливается особый
режим. Его нарушение влечет административную
ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП.
Первый пояс - зона строгого режима - организуется
для охраны мест забора воды из источника
и прилегающих к нему участков, а также
головных сооружений водопроводов. Эта
территория ограждается, охраняется, обозначается
в натуре на местности соответствующими
знаками - столбами с надписью (за уничтожение
этих специальных знаков административная
ответственность может наступить в соответствии
со ст. 7.2 КоАП). Здесь запрещается проживание
и временное нахождение лиц, непосредственно
не связанных с работой на водопроводных
станциях и сооружениях.
Второй пояс - зона ограничений - включает
территорию, непосредственно окружающую
источники водоснабжения и их притоки.
Здесь запрещается использование территории,
которое может вызвать качественное или
количественное ухудшение источника водоснабжения.
В этой зоне только с особого разрешения
органов санитарного надзора допускается:
строительство; уничтожение насаждений;
проведение железнодорожных и автотранспортных
путей; использование земельных участков
и водоемов для сельскохозяйственных
нужд; мероприятия по физкультуре, купание
и т.д.
Третий пояс - зона наблюдений - охватывает
смежную со вторым поясом территорию,
неблагополучное состояние которой может
вызвать распространение инфекционных
заболеваний через водопровод. Органы
санитарного надзора проводят здесь учет
инфекционных заболеваний и осуществляют
систематические эпидемиологические
обследования.
2. Важное значение для использования и
охраны земель природоохранного назначения
приобретает вопрос об особенностях их
использования и режима охраны - например,
о том, как могут использоваться земли
водоохранных зон, которые по прежней
редакции ст. ст. 97 и 102 ЗК относились и
к землям природоохранного назначения,
и к землям водного фонда.
В границах водоохранных зон запрещаются
использование сточных вод для удобрения
почв, размещение кладбищ, скотомогильников,
мест захоронения отходов производства
и потребления и т.д.
В границах водоохранных зон допускаются
проектирование, размещение, строительство,
реконструкция и эксплуатация хозяйственных
и иных объектов при условии оборудования
их сооружениями, обеспечивающими охрану
водных объектов.
В границах прибрежных защитных полос
наряду с установленными для водоохранных
зон ограничениями запрещаются распашка
земель, размещение отвалов размываемых
грунтов, выпас сельскохозяйственных
животных.
Установление водоохранных зон (что очень
важно) не влечет за собой изъятия земельных
участков у собственников земель, землевладельцев,
землепользователей или запрета на совершение
сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных
зонах, однако, обязаны наряду с общими
правилами землепользования соблюдать
и обеспечивать установленный режим охраны
и использования земель этих зон.
Земельные участки в водоохранных зонах
предоставляются гражданам и юридическим
лицам в соответствии с земельным законодательством,
но по согласованию со специально уполномоченным
органом управления использованием и
охраной водного фонда.
Таким образом, право владения земельными
участками, в том числе на праве частной
собственности, в водоохранных зонах не
исключается, но, как и на землях других
категорий, не допускаются самовольное
строительство и использование с нарушением
указанных правил землепользования в
водоохранных зонах.
Реформа местного самоуправления предполагает
усиление роли муниципальных образований,
где расположены водоохранные зоны и иные
земли природоохранного назначения, органов
местного самоуправления по распоряжению
и управлению этими землями и контролю
за их использованием.
Если земельное, природоохранное, водное
и иное природоресурсное законодательство
недостаточно регулирует соответствующие
функции муниципальных образований и
их органов местного самоуправления, то
они должны использовать нормы законодательства
РФ о местном самоуправлении, об общественном
и муниципальном земельном, водном и экологическом
контроле.
В качестве примера разрешения споров
об использовании земель, расположенных
в водоохранных зонах, можно привести
Постановление ФАС Московского округа
от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12846-05-2. Этим Постановлением
были правомерно удовлетворены исковые
требования о признании недействительным
инвестиционного контракта по строительству
объекта недвижимости, так как материалами
дела установлено, что реализация спорного
контракта будет осуществляться в водоохранной
зоне без учета установленных законодательством
РФ ограничений.
3. В соответствии с земельным законодательством
осуществляется закрепление на местности
границ земель природоохранного назначения
специальными информационными знаками.
Об установлении границ зон, полос, иных
земельных участков природоохранного
назначения и режима ведения хозяйственной
и иной деятельности в их пределах информируется
население.
Особое внимание уделяется информационному
обеспечению водоохранных зон и прибрежных
защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК закрепление
на местности их границ специальными информационными
знаками осуществляется в соответствии
с земельным законодательством.
4. На землях природоохранного назначения
применяется особый правовой режим (см.
комментарий к п. 2 данной статьи), охраняемый
судом.
Так, истцы <1> предъявили иск к администрации
Мытищинского района и ООО "К" о признании
недействительными постановления главы
администрации, которым ООО "К" в
собственность для размещения яхт-клуба
был выделен земельный участок возле д.
Пирогово, а также договора купли-продажи
этого земельного участка, заключенного
ответчиками. При этом истцы указали на
то, что продажа указанного земельного
участка, расположенного в прибрежной
санитарной зоне Клязьминского водохранилища,
противоречит ВК и нарушает их права на
благоприятную окружающую среду и отдых.
------------------------------
<1> Сборник материалов судебной практики
по вопросам государственной регистрации
прав и сделок с земельными участками.
Вып. 2. 2002. 6 авг.
Из материалов дела видно, что спорный
земельный участок расположен в природоохранной
зоне, что подтверждается планом земельного
участка, а также сведениями, представленными
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
по Мытищинскому району Московской области.
Как установил суд, вопрос о предоставлении
земельного участка ООО "К" в собственность
был произведен главой администрации
Мытищинского района без согласования
с органами управления по использованию
и охране водного фонда, органами в области
охраны окружающей природной среды. Решением
суда заявленные требования удовлетворены,
постановление главы администрации Мытищинского
района, договор купли-продажи земельного
участка, запись в ЕГРП, а также свидетельство
о государственной регистрации права,
выданное Московской областной регистрационной
палатой, признаны недействительными.
В отношении приведенного дела обращают
на себя внимание и иные обстоятельства.
Так, поскольку порядок предоставления
земельного участка, установленный законом,
был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13
ГК, признал недействительными постановление
главы Мытищинского района, а также сделку,
которая как заключенная с нарушением
требований закона является ничтожной.
Регистрация права собственности юридического
лица по сделке была произведена с нарушением
требований ФЗ о государственной регистрации
прав на недвижимое имущество, поэтому
суд признал незаконной и регистрацию
права.
Однако необходимо отметить, что Московская
областная регистрационная палата, проводя
государственную регистрацию договора
купли-продажи и перехода права собственности
на данный участок земли, не имела достаточных
сведений. План земельного участка, удостоверенный
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
Мытищинского района, не содержал сведений
о наличии смежных границ (землепользователей)
с водным объектом и был обозначен в плане
как земельный участок, отнесенный к землям
промышленности без ограничений в пользовании.
5. Забота о местах традиционного проживания
и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов РФ и этнических
общностей пронизывает земельное и иные
отрасли законодательства РФ, имеет конкретный
характер и отражается в статьях ЗК, ст.
48 ЛК, ст. 54 ВК, ст. ст. 9 и 49 ФЗ "О животном
мире" и т.д.
К федеральным законам, которыми устанавливается
порядок природопользования на указанных
территориях, относятся наряду с указанными
ФЗ "Об общих принципах организации
общин коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации", ФЗ "О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской
Федерации", ФЗ о территориях природопользования
коренных малочисленных народов и др.
46. Понятие «природные ресурсы». Их классификация
Природные ресурсы
очень широкое понятие. В советское
время к ним относили "все
компоненты окружающей среды и все
условия существования, которые
в той или иной степени нужны
человеку или непосредственно
Существуют несколько
вариантов классификации
Классификация по происхождению. По указанному признаку природные ресурсы подразделяют на минеральные, климатические, водные, земельные, почвенные, биологические (растительные и животные). Эта классификация не отражает хозяйственной роли ресурсов и их экономического значения, поэтому чаще применяют классификацию по направлениям и формам использования.
Классификация по видам хозяйственного использования. В зависимости от отнесения к тому или иному сектору материального использования природные ресурсы подразделяют на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства. Ресурсы промышленного производства включают в себя все виды сырья, используемого промышленностью: энергетические (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биоконверсионная энергия, ядерная энергия) и неэнергетические (ресурсы металлургии, химии и нефтехимии, лесопереработки и т. п.).
Классификация по признаку исчерпаемости. Для этой градации ресурсов используют три парных понятия:
Принадлежность того или иного природного ресурса в определенной совокупности из приведенных шести групп часто является, с одной стороны, темой дискуссий специалистов, с другой следствием тех изменений, которые произошли в производстве и сознания людей.