Сертификация продукции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Содержание

Введение
1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации и их функции
3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции
4. Сертификация продукции в Республике Беларусь
4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Сертификация в Республике Беларусь.doc

— 1.32 Мб (Скачать)
gn="justify">     и требований;

     ♦ установление требований к испытаниям, сертификации.

     контролю  и оценке качества продукции;

     ♦ ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

     На  современном этапе государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов приобретает социально-экономическую  ориентацию, поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

     Согласно  закону «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

     Системы управления качеством продукции основываются на Государственной системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).

     На  межотраслевом уровне управление качеством  осуществляется на основе государственных  стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.

     На  отраслевом уровне управление качеством  продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов, которые разрабатываются для  учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных стандартов» межотраслевой научной и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством осуществляется на основе государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ в организации и условия их выполнения.

     Таким образом, образуется единая система, позволяющая  увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях  жизненного цикла изделия. В целях  обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [15, с. 93-99] 

     4.2 Международные стандарты ИСО  серии 9000 

     Систему международных стандартов характеризуют  нормативные документы общемировых  неправительственных организаций (ISO, IEC, WTO), международных отраслевых организаций и других международных региональных организаций.

     Первая  Международная неправительственная организация для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в

     1926 г. она была преобразована в  Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.

     В 1946 г. представители 25 стран собрались  в Лондоне и решили создать  новую организацию для содействия в области координации и унификации промышленных стандартов. Новая организация — International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.

     После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и МЭК, сохранив независимость в финансовых и  организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО — во всех остальных отраслях.

     Основным  видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными  к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.

     Стандарты ИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC 176).

     Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме  задач системы качества, которые  предстоит выполнить организации. Данные международные стандарты  не описывают как достичь решения  этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.

     Действующие международные стандарты (МС) ИСО  серии 9000 издания 2000 г. разработаны  Техническим комитетом ИСО/ТК 176 и являются третьей версией данной серии стандартов.

     Первая  версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству:

     ♦ ИСО 9000-87 «Общее руководство качеством  и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и  применению»;

     ♦ ИСО 9001-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

     ♦ ИСО 9002-87 «Системы качества. Модель для  обеспечения качества при производстве и монтаже»;

     ♦ ИСО 9003-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

     ♦ ИСО 9004-87 «Общее руководство качеством  и элементы системы качества. Руководящие  указания».

     Разработанные стандарты вобрали в себя все  наиболее рациональные решения, накопленные  в области управления качеством.[15, с. 100]

     На  протяжении всего периода существования  стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр действующих  основополагающих стандартов (в 1994 г. и  в 2000 г.). В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 г. ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей:

     ♦ обеспечение отражения в стандартах лучшего практического опыта  их применения;

     ♦ обеспечение согласованности стандартов;

     ♦ содействие применению стандартов любыми компаниями независимо от их размеров, отрасли или продукции

     Изменения, внесенные в стандарты в 1994 г., не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при  этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.

     В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г. Основными причинами пересмотра были:

     ♦ пересмотр в запланированный  срок;

     ♦ накопление опыта применения стандартов в крупных и мелких организациях;

     ♦ развитие прогрессивных методов  управления (процессный подход, реинжиниринг, бенч-маркетинг и др.);

     ♦ появление необходимости поддержки  бизнеса.

     Стандарты третьей версии разработаны с  учетом использования элементов  TQM и международных премиях по качеству. Они включают:

     ♦ ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

     ♦ ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

     ♦ ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Руководство

     по  улучшению деятельности».

     Стандарты третьей версии обладают следующими преимуществами:

     ♦ применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемой  продукции иди оказываемой услуги;

     ♦ просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;

     ♦ существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;

     ♦ устанавливают связь системы  менеджмента качества с организационными и бизнес-процессами;

     ♦ обеспечивают естественное движение в  направлении

     улучшения деятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;

     ♦ ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;

     ♦ образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами, связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевые требования;

     ♦ обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества в  специфических отраслях экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);

     ♦ МС ИСО 9001, содержащий требования к  системам менеджмента качества и  МС ИСО 9004, содержащий условия и рекомендации для выполнения требований, являются согласованной парой и направлены на дальнейшее улучшение деятельности организаций;

     ♦ учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций, их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);

     ♦ создают основу и методологию  для самооценки деятельности организации  в области качества.

     Для организаций, применяющих стандарты на системы менеджмента качества согласно концепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории продукции:

     ♦ оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных  единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;

     ♦ интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт  интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;

     ♦ перерабатываемые материалы, к которым  относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья  в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или  гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;

     ♦ услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.

     Важнейшим преимуществом в стандартах ИСО  серии 9000—2000 является то, что требования к системам менеджмента качества для всех категорий продукции являются общими.

     В МС ИСО серии 9000—2000 включены следующие  новые требования:

     ♦ ориентация на потребителя;

     ♦ процессный подход;

     ♦ постоянное улучшение (важнейшее направление совершенствования системы менеджмента качества);

     ♦ возрастающая роль высшего руководства;

     ♦ необходимость применения законодательных  и нормативных требований;

     ♦ установление целей, которые могут  быть измерены (оценены);

     ♦ мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя;

     ♦ определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей;

     ♦ определение эффективности подготовки персонала:

     ♦ проведение измерений, относящихся  к системе, процессам и продукции;

Информация о работе Сертификация продукции в Республике Беларусь