Сертификация продукции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Содержание

Введение
1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации и их функции
3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции
4. Сертификация продукции в Республике Беларусь
4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Сертификация в Республике Беларусь.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

     — аккредитация органов по сертификации однородной продукции;

     — аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;

     — аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

     Обязательная  сертификация проводится на основании  законодательных актов и правительственных  постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

     Проведение  добровольной сертификации организует изготовитель продукции.

     Сертификация  продукция должна проводиться по схемам, принятым в международной  практике. Решение о присоединении  к международным системам принимает  правительство.[19, с. 115-118] 

 

      3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 

     Целью контроля качества является обеспечение  установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной  продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.

     Средствами  контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

     Виды  контроля качества устанавливаются  в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

     а) групповой — по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

     б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

     в) выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

     г) сплошной — осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.

     Методы  контроля качества продукции: внешний  осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

     а) регулярность систематических наблюдений;

     б) осуществление контроля выборочных проб;

     в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;

     г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

     Экспертные  методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта  и интуиции специалистов и потребителя  продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.[19, с. 105-107]

     В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности этой системы состоят в следующем.

     1. Перенос полномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшего звена.

     2. Развитие движения в рамках малых коллективов под названием «кружки качества».

     3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

     4. Постепенное развитие на основе изучения прошлого опыта.

     В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.

     В последние годы, в связи с переходом  к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

     Во  многих странах международные стандарты  приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

     Система управления качеством продукции  отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской и японской систем управления качеством продукции (погоней за качеством), приведенное в журнале «Business week», свидетельствует о следующих особенностях:

     1). Управленческая политика менеджеров

     Япония. Разработка долгосрочного плана профилактики брака.

     США. Работа по краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.

     2). Основа управления промышленным  предприятием Япония. Управленческий план с упором на качество продукции. США. В центре — маркетинг и финансовая сторона дела. Японский менеджмент качества основывается на тотальном контроле качества. Его место показано на рис. 3.1.[19, с.108] 

     

     Рисунок 3.1 – «Место тотального контроля качества и менеджмента качества» 

     Поскольку качество японских товаров высокое, и они теснят национальные рынки  многих стран, есть основание для  изучения и распространения японского  менеджмента качества.

     Условия, необходимые для существования менеджмента качества.

     1. Укрепление организационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

     2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявления потенциала работников.

     3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

     4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

     5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

     6. Факт-контроль на основе строгих данных.

     7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

     8. Ориентация на потребителя.

     9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

     10. Своевременная корректировка управленческой политики.

     11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

     12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств сотрудников.

     Французский опыт менеджмента качества имеет  много общего с японским. Он представлен  на рис. 3.2.[19, с. 109]

     Нуждается в осмыслении американский вариант  управления качеством продукции, когда  считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

     Особое  место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения  работников предприятия к осознанному  участию в процессе повышения  качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров.  

 

     

     Рисунок 3.2 – «Управление качеством продукции» 

     С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии  и др.). Широкому их распространению  способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

     Кружок  качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в  неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

     Основные  цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

     1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.

     2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.

     3. Активизировать использование человеческого фактора.

     В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический  комитет по контролю качества, в  состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует  деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.

     Зарубежный  опыт показывает, что при видимой  простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много  неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.

     1. Добровольное участие в кружках.

     2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

     3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.

     Стимулирование  повышения качества продукции рассматривается  с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. На крупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

Информация о работе Сертификация продукции в Республике Беларусь