Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28
На рубеже третьего
тысячелетия экологическое
Это движение в
сознании общества было связано с
проблемами охраны природы и рационального
использования природных
На пороге третьего тысячелетия четко определились проблемы, которые, увы, перейдут и в XXI век:
а) приоритетность прямой - "чистой" подготовки специалистов-экологов; "остаточная" подготовка будет иметь подчиненное значение. "Чистую" подготовку экологов осуществляют в Казанском госуниверситете, Московском университете Дружбы народов и в других вузах, где открыты экологические факультеты, "нечистую" - подготовку специалистов традиционного профиля с дополнительным блоком экологических спецпредметов - практически везде. Так осуществляется подготовка экологов во многих традиционных университетах (МГУ, РГУ и пр.) и в новых технических университетах - бывших политехнических, строительных и других институтах. Показательно, что в традиционных университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы. Открываются межфакультетские кафедры охраны природы (экологии) в университетах "новой волны", открываются кафедры природоведения (природопользования, ресурсологии), идет процесс дополнения названий традиционных кафедр экологическими терминами, но более замедленно;
б) нерешенность
терминологических вопросов, имеющих
принципиальный характер: охрана природы,
охрана окружающей среды, геоэкология.
Наряду с термином "экология",
который после конференции в
Рио-де-Жанейро вроде бы заменил
понятие "охраны природы", самим
понятием охраны природы, степени его
соответствия экологии, возник еще
один принципиальный вопрос: включает
ли охрана природы (экология) в круг
своих проблем проблемы рационального
использования природных
в) экологическое
образование должно выходить на уровень
более углубленной подготовки "чистых"
специалистов-экологов, обладающих всем
набором инженерно-технических
г) в последние годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), социальной экологии (Э.В. Гирусов), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование.
На рубеже веков
настало время реализации решения
экологических проблем, что в
существенной степени зависит от
экологической подготовки руководящих
кадров. Такую подготовку на территории
России осуществляют бывшие партшколы,
преобразованные в филиалы
Экологическое
образование руководителей
В то же время решение многих экологических проблем регионов, России в целом, находится в прямой зависимости от степени экологической подготовки лиц, принимающих главные решения, утверждающие оперативные и долгосрочные программы.
Главным в подготовке
руководителей должен быть прогноз
экологических последствий
В связи с
этим, как пример отсутствия учета
экологического фактора, можно назвать
"концепцию экономической
Таким образом,
экологическая подготовка руководителей,
принимающих судьбоносные решения
в регионах, районах, городах должна
быть существенно улучшена.
Связь экологии и культуры
Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, В которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды».
Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества.
Первые научные статьи, посвященные проблемам, как современно новому явлению, стали периодически появляться у нас в различных журналах с начала 70-х годов.
Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические проблемы и вырабатывать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечила бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы.
Потребительское отношение человека к природе сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет. Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек в той или иной мере не нарушил бы экологические связи.
Связь экологии и культуры исключительно тесная. Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания.
Термин «Экологическое
воспитание» появился в педагогической
науке сравнительно недавно, но проблема
взаимодействия человека и окружающей
среды, природы с различных точек
зрения рассматривалась на протяжении
всей истории педагогической мысли.
В связи с актуализацией идей
экологического воспитания особое значение
приобретают сегодня прошедшие
красной нитью через
Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности
Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектная и включает в себя:
а) «следование природе
б) идею использования
природной среды в целях
в) соответствие
Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений,
представляющих
научный интерес с точки зрения
современных проблем
В отечественной
педагогике имеется уникальный опыт
использования в воспитательных
целях природной среды и
Заключение.
В
представлении В. И. Вернадского, человек
– часть живого вещества, подчиненного
общим законом организованности
биосферы, вне которой оно существовать
не может. Человек является частью природы,
утверждал выдающийся ученый. Целью
общественного развития должно быть
сохранение организованности окружающей
среды. А для этого необходимо
формировать высокий уровень
экологической грамотности
Изучив
основные положения Концепции
2. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны.
3.
Идея зависимости здоровья
4.
Идея природы как фактора
Таким
образом, каждому человеку для того,
чтобы выжить необходимо формировать
и повышать экологическую культуру, научиться
принимать окружающий мир таким, какой
он есть, научиться бережно относиться
к природе.
Список
использованных источников
Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования