Проблемы экологического воспитания и образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 62.03 Кб (Скачать)

На рубеже третьего тысячелетия экологическое образование несомненно достигло больших успехов, если учесть тот ограниченный отрезок времени (около 30 лет) в течение которого оно возникло и развивалось в России и за рубежом. До появления первых учебников и программ проходил процесс (около 20 лет) внедрения в сознание граждан (общества) общечеловеческих ценностей о природе, необходимости ее сохранения, рекультивации и приумножения.

Это движение в  сознании общества было связано с  проблемами охраны природы и рационального  использования природных ресурсов, ограниченность и ранимость которых  внезапно почувствовало общество в  связи с НТР и новыми техническими возможностями крупномасштабного  воздействия на природную среду  обитания человека и окружающие его  природные ресурсы. Экологическое  образование как процесс подготовки специалистов постоянно совершенствуется.

На пороге третьего тысячелетия четко определились проблемы, которые, увы, перейдут и в XXI век:

а) приоритетность прямой - "чистой" подготовки специалистов-экологов; "остаточная" подготовка будет  иметь подчиненное значение. "Чистую" подготовку экологов осуществляют в  Казанском госуниверситете, Московском университете Дружбы народов и в  других вузах, где открыты экологические  факультеты, "нечистую" - подготовку специалистов традиционного профиля  с дополнительным блоком экологических  спецпредметов - практически везде. Так осуществляется подготовка экологов во многих традиционных университетах (МГУ, РГУ и пр.) и в новых технических университетах - бывших политехнических, строительных и других институтах. Показательно, что в традиционных университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы. Открываются межфакультетские кафедры охраны природы (экологии) в университетах "новой волны", открываются кафедры природоведения (природопользования, ресурсологии), идет процесс дополнения названий традиционных кафедр экологическими терминами, но более замедленно;

б) нерешенность терминологических вопросов, имеющих  принципиальный характер: охрана природы, охрана окружающей среды, геоэкология. Наряду с термином "экология", который после конференции в  Рио-де-Жанейро вроде бы заменил  понятие "охраны природы", самим  понятием охраны природы, степени его  соответствия экологии, возник еще  один принципиальный вопрос: включает ли охрана природы (экология) в круг своих проблем проблемы рационального  использования природных ресурсов? Если да, то в какой степени? Проблемы рационального использования природных  ресурсов стали объектом изучения еще  одной новой науки - природопользования. В целом же нерешенность этих вопросов размывает специальную подготовку экологов. Экологическое движение напоминает в настоящее время движение пацифистов, которые говорят о мире на фоне постоянно происходящих военных  конфликтов. В экологическом образовании  в основном имеет место широкая  подготовка специалистов, развитие экологического сознания общества на фоне продолжающегося  нарастания экологических проблем;

в) экологическое  образование должно выходить на уровень  более углубленной подготовки "чистых" специалистов-экологов, обладающих всем набором инженерно-технических знаний об основных экологически чистых технологиях, применяемых в промышленности и  сельском хозяйстве, об используемых системах очистных сооружений, о правилах проведения экологической экспертизы, принципах  разработки экологических концепций  развития городов, регионов, крупных предприятий. Это - основа подготовки специалистов-экологов;

г) в последние  годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), социальной экологии (Э.В. Гирусов), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование.

На рубеже веков  настало время реализации решения  экологических проблем, что в  существенной степени зависит от экологической подготовки руководящих  кадров. Такую подготовку на территории России осуществляют бывшие партшколы, преобразованные в филиалы академии госслужбы.

Экологическое образование руководителей имеет  свои особенности, но эти особенности  не анализируются, не создаются учебники, рассчитанные на экологическую подготовку умудренных опытом руководителей.

В то же время  решение многих экологических проблем  регионов, России в целом, находится  в прямой зависимости от степени  экологической подготовки лиц, принимающих  главные решения, утверждающие оперативные  и долгосрочные программы.

Главным в подготовке руководителей должен быть прогноз  экологических последствий принятия экономических и социальных программ, учет экологического фактора при  оценке развития и размещения производственных сил.

В связи с  этим, как пример отсутствия учета  экологического фактора, можно назвать "концепцию экономической политики Ростовской области", в которой  есть все, кроме экологии, хотя в  ее подготовке принимали участие  два академика Российской экологической  академии и видные чиновники областной администрации. Такая ситуация характерна, к сожалению, и для ряда других регионов России.

Таким образом, экологическая подготовка руководителей, принимающих судьбоносные решения  в регионах, районах, городах должна быть существенно улучшена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Связь экологии и культуры

Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, В которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды».

Рассматривая  экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества.

Первые научные  статьи, посвященные проблемам, как  современно новому явлению, стали периодически появляться у нас в различных  журналах с начала 70-х годов.

Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические  проблемы и вырабатывать такую концепцию  взаимодействия с природой, которая  обеспечила бы выход из кризисной  ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В  связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы.

Потребительское отношение человека к природе  сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет. Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек  в той или иной мере не нарушил  бы экологические связи.

Связь экологии и культуры исключительно тесная. Ситуация, характеризующая состояние  окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться  новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания.

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек  зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией  идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня  прошедшие  красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).

Человека, наделенного  экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в  качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности

Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектная и включает в себя:

         а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных                                                       особенностей;

б) идею использования  природной среды в целях воспитания, организацию      взаимодействия ребенка с объектами окружающего  мира;

          в) соответствие воспитательного  процесса особенностям окружающей  природной и социальной среды,  ее культурным традициям.

Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен  в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений,

представляющих  научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников.

В отечественной  педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы  в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      В представлении В. И. Вернадского, человек  – часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью  общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень  экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего  поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.

      Изучив  основные положения Концепции Экологического образования и воспитания школьников в РБ, проведя анализ литературы и передового педагогического опыта  в области природоохранного воспитания учащихся, в результате написания  курсовой работы мною были сделаны  следующие выводы:

  1. Экологическое образование и воспитание целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний,умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.
  2. Экологическое образование и воспитание как целенаправленный процесс имеет свои задачи, цели, формы и методы.
  3. В школах создается база для развитя экологической культуры школьников. В ряде школ вводятся обзорные уроки по вопросам охраны природы, факультативы, спецкурсы, проводятся внеклассные и внешкольные занятия. На всех уроках школьного цикла отводится время для изучения экологических аспектов данного предмета.
  4. По мнению педагогов, ученых, исследователей на данном этапе возможно воспитание подрастающего поколения, формирование высокой культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на земле.
  5. В настоящее время предпочтение отдается следующим ключевым экологическим идеям:
  6. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов

      2. Идея многообразия видов в  природе и необходимости их  охраны.

          3. Идея зависимости здоровья человека  от действия факторов окружающей  среды.

          4. Идея природы как фактора нравственно-эстетического  развития личности.

          Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться принимать окружающий мир таким, какой он есть, научиться бережно относиться к природе. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованных источников 

  1. Актамов И.Г. Традиционная культура кочевников как фундамент коэволюции природы и человека. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: МИОО. – 2006. 124 с.
  2. Анисимова Т.И. Мировоззрение и устойчивое развитие (программа элективных курсов для средней школы) Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: МИОО. – 2006. 31с.
  3. Аргунова М.В. На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: МИОО. – 2006. 23с
  4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образо-вания дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., 2009
  6. Экология. (Учебник) Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. (2004)
  7. «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ»,  З. М.  Боброва, О. Ю. Ильина, ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия
  8. http://www.geogr.msu.ru/education/nms/
  9. http://eco-daily.info/rossiya.html
  10. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1238&level1=main&level2=articles

Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования