Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28
На рубеже третьего 
тысячелетия экологическое 
Это движение в 
сознании общества было связано с 
проблемами охраны природы и рационального 
использования природных 
На пороге третьего тысячелетия четко определились проблемы, которые, увы, перейдут и в XXI век:
а) приоритетность прямой - "чистой" подготовки специалистов-экологов; "остаточная" подготовка будет иметь подчиненное значение. "Чистую" подготовку экологов осуществляют в Казанском госуниверситете, Московском университете Дружбы народов и в других вузах, где открыты экологические факультеты, "нечистую" - подготовку специалистов традиционного профиля с дополнительным блоком экологических спецпредметов - практически везде. Так осуществляется подготовка экологов во многих традиционных университетах (МГУ, РГУ и пр.) и в новых технических университетах - бывших политехнических, строительных и других институтах. Показательно, что в традиционных университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы. Открываются межфакультетские кафедры охраны природы (экологии) в университетах "новой волны", открываются кафедры природоведения (природопользования, ресурсологии), идет процесс дополнения названий традиционных кафедр экологическими терминами, но более замедленно;
б) нерешенность 
терминологических вопросов, имеющих 
принципиальный характер: охрана природы, 
охрана окружающей среды, геоэкология. 
Наряду с термином "экология", 
который после конференции в 
Рио-де-Жанейро вроде бы заменил 
понятие "охраны природы", самим 
понятием охраны природы, степени его 
соответствия экологии, возник еще 
один принципиальный вопрос: включает 
ли охрана природы (экология) в круг 
своих проблем проблемы рационального 
использования природных 
в) экологическое 
образование должно выходить на уровень 
более углубленной подготовки "чистых" 
специалистов-экологов, обладающих всем 
набором инженерно-технических 
г) в последние годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), социальной экологии (Э.В. Гирусов), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование.
На рубеже веков 
настало время реализации решения 
экологических проблем, что в 
существенной степени зависит от 
экологической подготовки руководящих 
кадров. Такую подготовку на территории 
России осуществляют бывшие партшколы, 
преобразованные в филиалы 
Экологическое 
образование руководителей 
В то же время решение многих экологических проблем регионов, России в целом, находится в прямой зависимости от степени экологической подготовки лиц, принимающих главные решения, утверждающие оперативные и долгосрочные программы.
Главным в подготовке 
руководителей должен быть прогноз 
экологических последствий 
В связи с 
этим, как пример отсутствия учета 
экологического фактора, можно назвать 
"концепцию экономической 
Таким образом, 
экологическая подготовка руководителей, 
принимающих судьбоносные решения 
в регионах, районах, городах должна 
быть существенно улучшена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Связь экологии и культуры
Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, В которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды».
Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества.
Первые научные статьи, посвященные проблемам, как современно новому явлению, стали периодически появляться у нас в различных журналах с начала 70-х годов.
Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические проблемы и вырабатывать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечила бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы.
Потребительское отношение человека к природе сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет. Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек в той или иной мере не нарушил бы экологические связи.
Связь экологии и культуры исключительно тесная. Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания.
Термин «Экологическое 
воспитание» появился в педагогической 
науке сравнительно недавно, но проблема 
взаимодействия человека и окружающей 
среды, природы с различных точек 
зрения рассматривалась на протяжении 
всей истории педагогической мысли. 
В связи с актуализацией  идей 
экологического воспитания особое значение 
приобретают сегодня  прошедшие 
красной нитью через 
Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности
Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектная и включает в себя:
         
а) «следование природе 
б) идею использования 
природной среды в целях 
          
в) соответствие 
Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений,
представляющих 
научный интерес с точки зрения 
современных проблем 
В отечественной 
педагогике имеется уникальный опыт 
использования в воспитательных 
целях природной среды и 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
      В 
представлении В. И. Вернадского, человек 
– часть живого вещества, подчиненного 
общим законом организованности 
биосферы, вне которой оно существовать 
не может. Человек является частью природы, 
утверждал выдающийся ученый. Целью 
общественного развития должно быть 
сохранение организованности окружающей 
среды. А для этого необходимо 
формировать высокий уровень 
экологической грамотности 
      Изучив 
основные положения Концепции 
2. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны.
      3. 
Идея зависимости здоровья 
      4. 
Идея природы как фактора 
      Таким 
образом, каждому человеку для того, 
чтобы выжить необходимо формировать 
и повышать экологическую культуру, научиться 
принимать окружающий мир таким, какой 
он есть, научиться бережно относиться 
к природе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
использованных источников 
Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования