Проблемы экологического воспитания и образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 62.03 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики» 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Экология

Тема: Проблемы экологического воспитания и образования 
 
 
 

Выполнила студентка группы ПТ-42к

заочного  отделения 

По направлению: туризм 100400

Слемнёва К.С.

Проверила:  доцент кафедры ЭУУЗ

Семёнова З.А. 
 

Санкт-Петербург

2012  г. 

Содержание 

Введение………………………………………………………………….3

Глава первая

Экологическое образованиe………………………………..................................................6

Глава вторая

Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17

Глава третья

Связь экологии и культуры.…..………………………………….………………………….22

Заключение……………………………………………….…….26 

Список использованных источников…………………………………………………..…28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      История человечества неразрывно связана с  историей природы. На современном этапе  вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться  бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с  природой не нова, она имела место  всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. Планету  может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого  понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных  сообществах, осознание того, что  человек - это всего лишь часть  природы. Это означает, что экологическая  проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной  деятельности человека на Земле. Она  вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.  
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. 

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

      - необходимостью повышения экологической  культуры человека;

      - необходимостью постоянного сохранения  и улучшения условий жизни  человека на Земле;

      - необходимостью решения актуальных  проблем, связанных с уменьшением  жизненного пространства, приходящегося  на одного человека;

      - необходимостью сохранения и  восстановления, рационального использования  и приумножения природных богатств;

      - низким уровнем восприятия человеком  экологических проблем как лично  значимых;

- недостаточно  развитой у человека потребностью  практического участия в природоохранной  деятельности 
 
 
 
 

Экологическое образованиe

В неспециальном  виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая  составляющая была частью общей картины  мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.

Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с  окружающей природной средой. Представление  о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание  того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло  свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.

Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало  формироваться одновременно с введением  в научный оборот самого термина  «экология» Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение.

Наше российское экологическое образование имеет  давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое  как предмет было учреждено в  школах России в конце XVIII в. Затем  последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых  студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX -начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.

Учеными были разработаны  специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип  взаимосвязи глобального, национального  и краеведческого подхода к анализу  экологических проблем и путей  их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования.

Первый принцип  из группы «специфических» ориентирует  педагогов на сочетание рационального  познания природы и места в  ней человека с чувственно-эмоциональным  воздействием на ученика как непосредственного  общения с окружающей природной  средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого  принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда.

В эти годы было выявлено содержание экологического образования, основными компонентами которого явились  знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

В настоящее  время вместе с укреплением позиций  нового гуманистического типа экологической  культуры все большее значение приобретает  вопрос о том, какие именно представления  о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра.

Факт глобального  экологического кризиса требует  закрепления в образовании и  воспитании подрастающего поколения  и в просвещении населения  в целом нового миропонимания, а  именно замены представления системы  «природа и общество» на представление  об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая  революция, мощное усиление технической  вооруженности человека в жесткой  форме выявляет его полную зависимость  от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя  и обучаемых.

В наше время  вся живая природа планеты  вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого  общества. В таком положении вещей  сокрыт другой важнейший приоритет  современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение  генофонда, безвозвратные потери видов  животных и растительного мира разрушают  живую природу постепенно. И это  разрушение не так очевидно, оно  как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения  водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет  рассматривать данную тему уже в  начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.

Далее, важнейшим  аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной  благополучия человека. Придерживаясь  столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы широкий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образовательного процесса.

В силу жизненной  важности экологической проблематики обязательным принципом методологии  экологического образования должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в  настоящее время принято рассматривать  как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и  высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

Обратимся теперь к центральному звену экологического образования и воспитания - к школе.

Ведущие специалисты  школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому экологическим  преподаванием, постоянно нужно  иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпускника школы должны соответствовать  передовым достижениям науки, соединенным  с экологической культурой, с  ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе.

Современные представления  о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподаванием экологии - относительно нового предмета: оба эти обстоятельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.

Далее, не менее  важно, чтобы выпускник школы  входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного  отношения к живой и неживой  природе, по-настоящему усваивал, что  можно, а что нельзя позволять  себе и при производственных и  при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля  изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет  действительно реально связан не только с его личным благополучием  и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный подход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.

Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования