Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Контрольная работа
По дисциплине: Экология
Тема: Проблемы
экологического воспитания и образования
Выполнила студентка группы ПТ-42к
заочного отделения
По направлению: туризм 100400
Слемнёва К.С.
Проверила: доцент кафедры ЭУУЗ
Семёнова
З.А.
Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава первая
Экологическое
образованиe……………………………….......
Глава вторая
Проблемы экологического
образования…………………………………………………
Глава третья
Связь экологии
и культуры.…..………………………………….…………
Заключение……………………………………………….…
Список использованных
источников………………………………………………….
Введение
История
человечества неразрывно связана с
историей природы. На современном этапе
вопросы традиционного
Актуальность.
Проблема взаимосвязи человека с
природой не нова, она имела место
всегда. Но сейчас, в настоящее время,
экологическая проблема взаимодействия
человека и природы, а также взаимодействия
человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету
может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого
понимания законов природы, учет
многочисленных взаимодействий в природных
сообществах, осознание того, что
человек - это всего лишь часть
природы. Это означает, что экологическая
проблема встает сегодня не только
как проблема сохранения окружающей
среды от загрязнения и других
отрицательных влияний
В условиях надвигающейся экологической
катастрофы громадное значение приобретает
экологическое воспитание и воспитание
человека всех возрастов и профессий.
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
-
необходимостью повышения
-
необходимостью постоянного
-
необходимостью решения
-
необходимостью сохранения и
восстановления, рационального использования
и приумножения природных
-
низким уровнем восприятия
- недостаточно
развитой у человека
Экологическое образованиe
В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.
Экология возникла
в недрах биологии в форме знания
о связи живого организма с
окружающей природной средой. Представление
о необходимости специального изучения
связей видов с их природным окружением
сложилось, когда пришло понимание
того, что живые организмы
Более тесное соединение
науки экологии и экологического
просвещения и образования
Наше российское
экологическое образование
Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования.
Первый принцип из группы «специфических» ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда.
В эти годы было выявлено содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.
В настоящее
время вместе с укреплением позиций
нового гуманистического типа экологической
культуры все большее значение приобретает
вопрос о том, какие именно представления
о биосоциальной системе «
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.
Далее, важнейшим
аспектом современного экологического
образования является научная пропаганда
того, что экологические законы касаются
и материальной и духовной культуры
и, таким образом, влияют на социальные
процессы. Охрана природы через обратную
связь возвращается к нам охраной
благополучия человека. Придерживаясь
столь однозначной
В силу жизненной
важности экологической проблематики
обязательным принципом методологии
экологического образования должен
стать принцип его
Обратимся теперь к центральному звену экологического образования и воспитания - к школе.
Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому экологическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпускника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе.
Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподаванием экологии - относительно нового предмета: оба эти обстоятельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный подход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.
Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования