Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28
В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.
В начальных
классах происходит закрепление
и развитие знаний об окружающей природной
и социальной среде, полученных школьником
в семье и в дошкольных учреждениях.
Преподавание ведется строго, логично,
обязательны также образные формы
обучения, обращение к искусству
и художественной литературе. В этом
возрасте закладываются основы экологической
культуры, целостного представления
о природе, формируется научное
отношение к природной среде,
сознается необходимость ее охраны,
усваиваются нормы поведения
в окружающей среде и навыки элементарных
экологически грамотных действий. Каждый
предмет, изучаемый в начальной
школе (родной язык, рисование, музыка,
трудовая подготовка и др.), по-новому
раскрывает природоведческий материал,
обогащает и помогает развивать
навыки общения с природными объектами.
В среднем школьном звене главная
роль в экологическом образовании
отводится теме «Естествознание» с
привлечением задач по экологии, игр,
а также некоторых видов
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Специалисты по школьному экологическому образованию обращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяснение конкретного опыта общения школьника с природой; ознакомление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствующая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятельность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.
Уровень современного
школьного образования во многом
зависит от внедрения в постоянную
практику новых оригинальных методов
и приемов обучения и воспитания.
Среди них можно назвать
Задачи образовательной программы.
1. Объединить
и систематизировать
2. Провести анализ
причин последствий и путей
преодоления экологического
3. Сформировать
у учащихся личностное
Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.
Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.
Переходя к
вузовскому экологическому образованию,
мы должны констатировать, что соответствующее
школьное образование и воспитание,
их прогрессивность и
Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-специалист по социальной экологии, педагог дополнительного экологического образования, педагог дошкольного экологического образования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для вузовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению - столь же и своевременные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваиваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ.
Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способствовать формированию его целостной научно обоснованной структуры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в данной области, должна включать ряд элементов.
1. Экологическое
образование студента
2. Формирование
гуманистической среды вуза
3. Подготовка
педагога-эколога для
Основываясь на
этой структуре, выстраивается схема
последовательного
Экологическое
воспитание по-прежнему рассматривают
с субъекто-бъектных позиций как целеустремленное
влияние на личность на всех этапах ее
жизни с помощью развернутой системы средств
и методов, что имеет целью формирование
экологического сознания, экологической
культуры, экологического поведения, экологической
ответственности. Современный подход
в условиях глобального экологического
кризиса должен быть шире, включая основные
направления экологического воспитания:
формирование экологического мировоззрения
через систему непрерывного экологического
образования (естественно-научный подход)
и образования для устойчивого развития,
культурологическое (формирование экологической
культуры), психолого-эколого-
Экологическим
воспитанием должны заниматься родители
ребенка в первую очередь. В образовательной
системе России функцию воспитания
традиционно «доверяют» школе, точнее
на учителей взваливают непомерный груз
воспитания детей, в том числе
и экологического. Экологическим
воспитанием в современном
Воспитание начинается в семье, «семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом.Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни» .
Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.
Богатство природного
окружения является естественной основой
духовного и физического
Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» .Экологическое образование имеет несколько аспектов: значение экологических проблем и способов их разрешения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; воспитание ценностных ориентаций экологического характера; формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.
Проблемы экологического образования
Человек в результате своей деятельности оказывает существенное воздействие на природные процессы. Наряду с беспрецедентными темпами извлечения и использования накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов происходит и изменение, загрязнение и уничтожение неповторимых ландшафтов, часто бездумное и необоснованное. Зависимость человечества от окружающей его природы не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась исследователями по-разному. Хозяйственная жизнь народов, населявших и населяющих Землю, тесно связана с природно-климатическими условиями территорий.
В нашей стране
экологическое образование
Особую значимость
приобретает природоохранная
Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования