Проблемы экологического воспитания и образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:49, реферат

Описание работы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава первая Экологическое образованиe………………………………..................................................6
Глава вторая Проблемы экологического образования……………………………………………………………....17
Глава третья Связьэкологии икультуры.…..………………………………….………………………….22
Заключение……………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………………..…28

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 62.03 Кб (Скачать)

В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем  окружающей среды.

В начальных  классах происходит закрепление  и развитие знаний об окружающей природной  и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы  обучения, обращение к искусству  и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической  культуры, целостного представления  о природе, формируется научное  отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения  в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной  школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать  навыки общения с природными объектами. В среднем школьном звене главная  роль в экологическом образовании  отводится теме «Естествознание» с  привлечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов практического  общения с природой. В этих классах  рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.

В средних и  старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье  и окружающая среда», «Биосфера и  человек», «Основы экологии», «Экология  человека», «Природа и культура», «Охрана  окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника  в его отношениях с природой. Здесь  закладываются основы диалектического  понимания единства природы и  общества, а охрана природы рассматривается  как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное  мировоззрение, строящееся на интегративных  знаниях об окружающем мире и проявляющееся  в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.

Специалисты по школьному экологическому образованию  обращают также внимание на планируемую  последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяснение конкретного опыта общения школьника с природой; ознакомление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствующая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятельность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.

Уровень современного школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов  и приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных  классов компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение  неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический  лагерь» или, начиная с младших  классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».

Задачи образовательной  программы.

1. Объединить  и систематизировать разрозненные  знания по предметам естественного,  общественно-гуманитарного цикла,  раскрывающие характер взаимоотношений  и взаимодействия природы и  человека как в далеком историческом  прошлом на современном этапе  и в перспективе на XXI в.

2. Провести анализ  причин последствий и путей  преодоления экологического кризиса.

3. Сформировать  у учащихся личностное отношение  к сохранению окружающей среды,  активную жизненную позицию.

Структура образовательной  программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.

Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к  человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.

Переходя к  вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее  школьное образование и воспитание, их прогрессивность и современность  зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавателя школы  в стенах педагогического вуза.

Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение  таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-специалист по социальной экологии, педагог дополнительного  экологического образования, педагог  дошкольного экологического образования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и  рассчитаны на будущее, что немаловажно  для вузовского педагогического  образования. Недостаточно активно  внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению - столь же и своевременные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваиваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ.

Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию  могли бы способствовать формированию его целостной научно обоснованной структуры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в данной области, должна включать ряд элементов.

1. Экологическое  образование студента педагогического  вуза как компонент, органически  присущий его общей культуре.

2. Формирование  гуманистической среды вуза как  условие развития экологической  культуры и практической готовности  выпускника к школьному экологическому  образованию и воспитанию в  их современном и прогрессивном  понимании.

3. Подготовка  педагога-эколога для образования  на профессионально-квалифицированном  уровне.

Основываясь на этой структуре, выстраивается схема  последовательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и саморазвитие студента, усвоение им культурных и природных приоритетов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уровнях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваиваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего специалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фундаментального экологического образования: общая экология, социальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студента, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты усваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области; создаются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.

Экологическое воспитание по-прежнему рассматривают  с субъекто-бъектных позиций как целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности. Современный подход в условиях глобального экологического кризиса должен быть шире, включая основные направления экологического воспитания: формирование экологического мировоззрения через систему непрерывного экологического образования (естественно-научный подход) и образования для устойчивого развития, культурологическое (формирование экологической культуры), психолого-эколого-педагогическое, медико-экологическое, социо-экономо-экологическое, эколого-юридическое (правовое), социо-эколого-политическое, духовно-экологическое и эколого-этическое направления.

Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь. В образовательной  системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» школе, точнее на учителей взваливают непомерный груз воспитания детей, в том числе  и экологического. Экологическим  воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь  заниматься родители, а школа может и должна быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества.

Воспитание начинается в семье, «семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом.Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни» .

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты  сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к  изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой  духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически  привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние  на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние  человека, благотворное влияние зеленых  насаждений на его здоровье: повышение  работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически  привлекательных пейзажей, улучшение  самочувствия вследствие вдыхания воздуха  оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Экологическое образование должно представлять целостную  систему, охватывающую всю жизнь  человека. Оно также ставит своей  целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о  единстве с природой» .Экологическое образование имеет несколько аспектов: значение экологических проблем и способов их разрешения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; воспитание ценностных ориентаций экологического характера; формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования  и служат ключом к перестройке  его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна  роль экологического образования как  основы новой нравственности и опоры  для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Проблемы  экологического образования

Человек в результате своей деятельности оказывает существенное воздействие на природные процессы. Наряду с беспрецедентными темпами  извлечения и использования накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов происходит и изменение, загрязнение и уничтожение неповторимых ландшафтов, часто бездумное и необоснованное. Зависимость человечества от окружающей его природы не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась исследователями по-разному. Хозяйственная жизнь народов, населявших и населяющих Землю, тесно связана с природно-климатическими условиями территорий.

В нашей стране экологическое образование начало развиваться в 70-х - 80-х годах ХХ столетия. Первоначально оно имело  скорее природоохранную и инженерно-экологическую  направленность. Всего несколько  университетов страны готовили специалистов в этой области, не существовало отдельной  системы экологического образования. Все бурно развивающиеся направления  отраслей народного хозяйства требуют  подготовки более квалифицированных  специалистов. Однако для объективной  оценки техногенных воздействий  любых масштабов необходима организация  системы качественной подготовки высококлассных и разносторонне образованных специалистов. Обучение и формирование у студентов  технических специальностей ответственного отношения к экологическим проблемам  потребует углубления и расширения методологических инструментов и подходов при чтении соответствующих лекционных курсов . Изучение вопросов учебных курсов естественнонаучного цикла в технических университетах с использованием исторических и археологических данных, с учетом опыта этнической истории и исторических событий позволит не только по-новому взглянуть на проблемы современной жизни, но и находить выход из экологических неблагоприятных ситуаций.

Особую значимость приобретает природоохранная деятельность, направленная на снижение и предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. Совершенствование и переход  на более высокую ступень управления природоохранной деятельностью  требует, чтобы принимаемые управленческие решения были соответствующим образом  аргументированы и обоснованы. Для  этого инженерно-технический персонал предприятий должен знать основные методы оценки воздействий производственных процессов на состояние окружающей среды, уметь определить критерии, необходимые  для ранжирования экологических  задач и мероприятий, связанных  с их решением. Более того, располагать достоверными знаниями о направлениях научно-технического прогресса в отрасли, использование которых способно обеспечить создание более эффективных с экологической и экономической точек зрения технологий. Для чего в дополнение к установленным государственным стандартам учебных программ, необходимо включать исторические, технические и инженерные аспекты экологии и охраны окружающей среды. Формирование бережного отношения к природной среде необходимо начинать с младенческого возраста. Примером такой работы служит деятельность экологического центра «Экосистема», который реализует несколько проектов экологического образования детей и изучения природы России и мира. Экологическое образование подростков - это предпосылка развития нового хорошо образованного поколения, которое будет грамотно и рационально использовать ресурсы Земли. Полевой учебный центр функционирует с 1997 года, на его базе реализуются основные учебные программы «Экосистемы»: проводятся для школьников и для педагогов и юных экологов (юннатов) из дальних регионов Российской Федерации. С 1996 года издаются методические материалы по биологии, географии и экологии (для учителей, педагогов дополнительного образования и учащихся), которые содержат методики и пособия по организации учебной и исследовательской работы в природе. Что предполагает формирование нового мировоззрения у подрастающего поколения.

Информация о работе Проблемы экологического воспитания и образования