Предоставление земельных участков из состава земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:19, реферат

Описание работы

Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2005 г. составила 1 173,9 млн. га, в том числе в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации – 1 133,1 млн. га. Общая площадь лесов, не входящих в лесной фонд, – 5,9 млн. га.
По функциональному назначению земли лесного фонда делятся на лесные и нелесные. Лесные земли составляют 75% от общей площади земель лесного фонда. В свою очередь, лесные земли делятся на покрытые и непокрытые лесной растительностью земли. Нелесные земли включают болота, луга, пески и прочие безлесные пространства.

Работа содержит 1 файл

земля.docx

— 43.98 Кб (Скачать)
  • Перевод лесных земель в нелесные согласно Лесному кодексу РФ осуществляется: в лесах первой группы — Правительством России; в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта РФ (во всех случаях — по представлению федерального органа управления лесным хозяйством).
  • С граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод, взимается плата на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. В Московской области 28 июля 1999 г. принят Закон «О плате за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области» .
  • Проведение на землях лесного фонда строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующего перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основании разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.
  • Новым правовым институтом, закрепляемым законодательством России, предоставляющим гражданам значительные полномочия в области земельных отношений, является «древесно-кустарниковая растительность». Она не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отношений. Древесно-кус-тарниковая растительность расположена на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов — они не входят в лесной фонд, охватываются парко- и лесоустройством и используются прежде всего органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления); землях водного фонда (на полосах отводов каналов); землях иных категорий (ст. 11 ЛК РФ).
  • Главное последствие выведения древесно-кустарниковой растительности за скобки лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кустарниковой растительностью: если оборот лесного фонда, купля-продажа, залог и другие сделки, влекущие отчуждение участков лесного фонда, не допускаются, поскольку лесной фонд находится согласно Лесному кодексу РФ в федеральной собственности, то древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством России.
  • Если древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она принадлежит им на праве собственности со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не менее собственник этой растительности обязан соблюдать требования лесного законодательства и законодательства о растительном мире, выполнять обязанности лесопользователей.
  • Еще важнее то, что древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, со временем и по мере развития частной земельной собственности возрастают масштабы и площади древесно-кустарниковой растительности, распоряжение которой осуществляется свободно (ст. 20, 134—136 ЛК РФ).
  • На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковая растительность предназначена для защиты от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и водорегулирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обновления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.
  • На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарниковая растительность предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной древесно-кустарниковой растительности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который и определяет порядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный контроль (наряду с другими специально уполномоченными государственными органами).
  • Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и каналов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования. Государственный контроль за этой растительностью осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды1.

 
Лесной кодекс РФ Статья 45. Использование  лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов  и других линейных объектов

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов  и других линейных объектов является самостоятельным видом использования  лесов в соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса. Статья является новой для  Лесного кодекса, поскольку ЛК РФ 1997 г. содержал только ст. 66 о порядке  проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного  хозяйства и осуществлением лесопользования, где в том числе содержался режим прокладки коммуникаций в лесном фонде. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ ст. 66 ЛК РФ 1997 г. была изложена в новой редакции, и режим статьи стал включать в себя осуществление строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. Земли лесного фонда предоставлялись для этих целей на период строительства, а точнее, не предоставлялись, а использовались. Вопрос в том, что лесное законодательство не знало такого вида лесопользования, т.е. организации, осуществляющие эти работы на землях лесного фонда, лесопользователями не становились по букве ЛК РФ 1997 г. Сложность заключалась еще и в том, что и землепользователями они также не были, т.к. земельное законодательство не определяло порядок предоставления земель лесного фонда в пользование гражданам и юридическим лицам, а только отсылало к лесному законодательству. Кроме того, ЛК РФ 1997 г. устанавливал режим использования земель лесного фонда для указанных работ только на период строительства. Но ведь после периода строительства наступает период эксплуатации этих объектов, которые из земли никто не извлекает и ресурс эксплуатации которых предусматривается не один десяток лет. Так вот, раз это было не лесопользование, так и плату за пользование землями лесного фонда также взимать не могли, т.к. не могли заключить договор аренды на лесопользование или другой предусмотренный ЛК РФ 1997 г. вид договора. Вот и получалось, что предприятиям выгоднее было тянуть линейные объекты через земли лесного фонда, а не через иные категории земель. Кроме того, у всех этих объектов существуют охранные и защитные зоны, так что лесным службам в определенном метраже от указанных объектов и лесные работы проводить было нельзя. О размерах по возмещению потерь лесного хозяйства, как разовой плате, говорить вообще не приходится. Конечно, подобная ситуация может быть не столь печальна, когда указанные линейные объекты были бы исключительной федеральной собственностью. Но экономика страны уже давно пошла по другому направлению, и сейчас развитие этой отрасли идет по пути коммерциализации, хотя и с монополистическим уклоном. Но тем не менее запрет на оборот указанных объектов для юридических и физических лиц в законодательстве отсутствует, на что указывает и п. 2 комментируемой статьи, которая определяет круг субъектов, кому лесные участки могут быть предоставлены для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов, - это граждане и юридические лица. Ситуацию попытался исправить Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда", но в связи с вступлением в силу Лесного кодекса РФ 2006 г. его отменили. Указанный Закон опять изложил ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции и дополнил ЛК РФ 1997 г. новой статьей, где определял указанные работы как вид использования участков лесного фонда и говорил о процедуре предоставления для этих целей участков лесного фонда в аренду с переводом лесных земель в нелесные. Тем самым вышеуказанная проблема устранялась и бесплатное использование земель лесного фонда под линейными сооружениями уже было недопустимым. Но, как еще раз было указано, данный Закон просуществовал только полгода и сейчас утратил силу, а текст нового ЛК РФ 2006 г. таких нюансов не содержит. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 3 комментируемой статьи, необходимо для реализации Лесного кодекса РФ 2006 г.

Статья 44. Использование лесов  для строительства  и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а  также гидротехнических сооружений, специализированных портов

[Лесной  кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 44]

1. Использование  лесов для строительства и  эксплуатации водохранилищ, иных  искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется  в соответствии со статьей  21 настоящего Кодекса.

2. Лесные участки  используются для строительства  и эксплуатации водохранилищ, иных  искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с водным законодательством.

3. Лесные участки,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности,  предоставляются гражданам, юридическим  лицам в соответствии со статьей  9 настоящего Кодекса для строительства  водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических  сооружений и специализированных  портов. 

Статья 45. Использование лесов  для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

[Лесной  кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 45]

1. Использование  лесов для строительства, реконструкции,  эксплуатации линейных объектов  осуществляется в соответствии  со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Лесные участки,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности,  предоставляются гражданам, юридическим  лицам в соответствии со статьей  9 настоящего Кодекса для строительства  линейных объектов.

3. Лесные участки,  которые находятся в государственной  или муниципальной собственности  и на которых расположены линейные  объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего  Кодекса, гражданам, юридическим  лицам, имеющим в собственности,  безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном  управлении такие линейные объекты.

4. В целях  обеспечения безопасности граждан  и создания необходимых условий  для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах  линейных объектов, осуществляется  использование лесов для проведения  выборочных рубок и сплошных  рубок деревьев, кустарников, лиан  без предоставления лесных участков.

5. Порядок использования  лесов для строительства, реконструкции,  эксплуатации линейных объектов  устанавливается уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти.

Перевод земель лесного фонда  в земли иных категорий 

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.     

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические  лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного  хозяйства. Порядок расчета и  возмещения потерь лесного хозяйства  при указанных переводах устанавливается  Правительством Российской Федерации.      

Из статьи 63 ЛК полностью исключен порядок перевода земель лесного фонда в земли  иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:      

1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;     

2) в связи с установлением или изменением черты поселений.     

В иных помимо предусмотренных  выше случаях перевод земель лесного  фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при  наличии положительного заключения государственной экологической  экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией  в связи с:     

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;     

2) прекращением нужд лесного хозяйства;     

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.      

Основания отказа в переводе земель или земельных  участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с названным Законом следующие.     

Перевод земель или земельных участков в составе  таких земель из одной категории  в другую не допускается в случае:      

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;     

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;      

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.      

Перевод земель лесного фонда следует отличать от перевода лесных земель в нелесные. При переводе лесных земель в нелесные категория земель (земли лесного фонда) не меняется. Происходит только своеобразная смена целевого назначения земель. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для ее выращивания, восстановления на данном участке, а нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (лесные дороги, к примеру), и неудобные для использования земли (например, занятые болотами).6      

Места строительства  объектов, влияющих на состояние и  воспроизводство лесов, согласовываются  с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и  соответствующим территориальным  органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением  государственной экологической  экспертизы (ст. 65 ЛК РФ). Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения территориального федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предусмотренной Лесным кодексом РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (абз. 1 ст. 66 ЛК РФ).7     

Информация о работе Предоставление земельных участков из состава земель лесного фонда