Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, реферат
Целью работы является комплексное исследование проблем, связанных с обеспечением экологической безопасности граждан в Российской Федерации правовыми средствами, с учетом международного опыта.
Общеизвестно, что управление в целом, и управление в сфере экологии в частности, немыслимо без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется через установление правовых норм, будет справедливо заключить, что и вопросы о государственном контроле в данной сфере будут решаться посредством установления их правового регулирования.
Введение………………………………………………………….3
1. Экологическая безопасность - экологический контроль…………………………………………………………5.
2. Экологический контроль как функция государственного управления природопользованием………………………………………….6.
3. Контроль как гарантия экологической безопасности……………………………………………..……11.
4. Экологический мониторинг……………………………….13.
5. Экологическая экспертиза…………………………………15.
Заключение…………………………………………………….19.
Список литературы…………………………
Государственная экологическая экспертиза представляет собой комплекс действий государственных органов и специальные экспертных комиссий по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной, нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиций их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам, соблюдение которых в соответствии с законодательством необходимо на той или иной стадии хозяйственной деятельности. В отличие от нее, например, отраслевая экологическая экспертиза - это комплекс действий, организуемых и осуществляемых министерствами-разработчиками или министерствами-заказчиками по оценке создаваемой ими новой техники, технологии, материалов и веществ на предмет их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам. Правовую основу государственной экологической экспертизы составляют закон РБ "О государственной экологической экспертизе", а также закон "Об охране окружающей среды" (раздел 8).
Цели государственной экологической экспертизы определены в данных нормативных актах это:
-определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения.
-оценки соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям природоохранного законодательства
-определение достаточности и обоснованности мар по охране окружающей среды, предусмотренных проектом.
В законе "О государственной экологической экспертизе" также законодательно закреплены следующие принципы государственной экспертизы:
а) приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения экологического равновесия, генофонда и биологического многообразия животного и растительного мира
б) законности, компетентности, научной обоснованности и гласности
в) интегральной оценки социального, природоохранного, экономического и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности
г) учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, и вредных физических воздействий в результате существующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности.
д) выполнения международных обязательств РБ.
Кроме вышеизложенных, в правовой науке выделяют и иные принципы государственной экологической экспертизы, а именно принципы:
1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
5. достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;
6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу.
Виды экологической экспертизы можно классифицировать взяв за основу объекты, в отношении которых она проводятся. С этих позиций можно выделить экспертизу:
а) предплановой и плановой документации,
б) пред проектной и проектной документации,
в) нормативно-правовой, нормативно-технической, инструктивно-методической документации по созданию новой продукции,
г) новой техники, технологии, материалов и веществ.
Порядок проведения экспертизы(три этапа)
Первый - представление на экспертизу соответствующей документации или объектов. Основаниями представления могут быть: а) прямое указание об обязательности экспертизы в законе, например при отсутствии утвержденных экологических правил, норм и нормативов для данного вида документации или необходимость отступления от них; б) решение компетентного органа о проведении экспертизы; в) требования общественности или населения и др.
Второй этап - исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленной документации или объекта, их соответствия установленным экологическим и другим специальным нормам, правилам и нормативам.
На третьем этапе дается оценка документации или объектов с этих позиций, выносятся заключения экспертов, групп экспертов и на этой основе - соответствующее сводное заключение.
Однако, если говорить о порядке как о детальной процедуре проведения экологической экспертизы, естественно, он может быть определен только применительно к конкретному виду экологической экспертизы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении рассмотрения проблем обеспечения экологической безопасности. Нельзя не отметить, что научную разработку данных вопросов в целом можно признать удовлетворительной, в то время как нормативно-правовое обеспечение контроля в сфере экологии вряд ли можно посчитать достаточным. В настоящее время экологическое законодательство в целом, и законодательная база экологического контроля в частности, нуждается в серьезном усовершенствовании и доработке. И хотя определенные положительные результаты в данной сфере уже достигнуты (например, принят новый Кодекс о недрах), тем не менее данная проблема еще далека от того, чтобы быть решенной.
По мнению многих правоведов, сфера экологической безопасности нуждается в достаточно серьезных преобразованиях, так как на сегодняшний день далеко не всегда удается наладить эффективный контроль в области экологии. На практике же отсутствие или недостаточность безопасности сводит на нет все усилия, предпринимаемых в данной сфере общественных отношений, более того, это может послужить причиной весьма и весьма серьезных последствий, привести к экологическому кризису. Экологическая нестабильность, в свою очередь ведет к ухудшению социальной обстановки, а в итоге - к кризису практически во всех отраслях общественной жизни.
В данной ситуации еще острее встает вопрос об установлении эффективного механизма охраны окружающей среды, причем данный процесс представляется невозможным без учета положений правовой науки. Только реализация передовых научных идей может решить проблемы экологической безопасности, создать условия для становления ее в качестве гарантии эффективности механизма окружающей среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие для ВУЗов.- М.,2007.
2. Конституция Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2006.
3. Мринченко А.В. Экология. Учебное пособие. М.,2006.
4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды».- М.: Республика, 2007.
5.htt:// referats. 5-ka.ru.|68|38960|1.html.
6.htt://www.bestreferat.ru/ref
7.htt://www.ref.by|refs|68|
Информация о работе Правовой механизм обеспечения экологической безопасности