Правовой механизм обеспечения экологической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование проблем, связанных с обеспечением экологической безопасности граждан в Российской Федерации правовыми средствами, с учетом международного опыта.
Общеизвестно, что управление в целом, и управление в сфере экологии в частности, немыслимо без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется через установление правовых норм, будет справедливо заключить, что и вопросы о государственном контроле в данной сфере будут решаться посредством установления их правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Экологическая безопасность - экологический контроль…………………………………………………………5.
2. Экологический контроль как функция государственного управления природопользованием………………………………………….6.
3. Контроль как гарантия экологической безопасности……………………………………………..……11.
4. Экологический мониторинг……………………………….13.
5. Экологическая экспертиза…………………………………15.
Заключение…………………………………………………….19.
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по экологии.doc

— 110.50 Кб (Скачать)


6

 

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

Кафедра «Экология»

 

 

«Правовой механизм обеспечения экологической безопасности»

 

 

Работа выполнена студентом 1 курса

                                                                                      специальность 060800 _____ группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………….3

1. Экологическая безопасность - экологический контроль…………………………………………………………5.

2. Экологический контроль как функция государственного управления природопользованием………………………………………….6.

3. Контроль как гарантия экологической безопасности……………………………………………..……11.

4. Экологический мониторинг……………………………….13.

5. Экологическая экспертиза…………………………………15.

Заключение…………………………………………………….19.

Список литературы……………………………………………20.


ВВЕДЕНИЕ

Общая теория права наряду с экономической, политической, социальной и воспитательной, выделяет экологическую функцию государства. Это представляется вполне справедливым, так как жизнь современного общества оказывает весьма значительное влияние на окружающую природную среду. И все чаще и чаще это влияние принимает пагубный характер для окружающей среды, а следовательно и для человечества, тесная связь которого с природой не подлежит сомнению.

Данная тема является актуальной, так как на сегодняшний день проблема с экологией весьма важна и поэтому подлежит разрешению, как на государственном, так и межгосударственном уровнях. Долгое время данные проблемы оставались без должного внимания, но жизнь заставляет принимать соответствующие меры для разрешения данных жизненно важных вопросов. Государству следует отдать предпочтение в процессе урегулирования проблем природопользования и природоохраны. Как известно, государство осуществляет экологическую функцию через установление государственного регулирования общественных отношений в этой сфере. Оно же осуществляется, преимущественно, в правовой форме - через установление общеобязательных правил поведения (правовых норм), которые обеспечиваются государственным принуждением в случаях, когда это необходимо.

 Целью работы является комплексное исследование проблем, связанных с обеспечением экологической безопасности граждан в Российской Федерации правовыми средствами, с учетом международного опыта. 

Общеизвестно, что управление в целом, и управление в сфере экологии в частности, немыслимо без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется через установление правовых норм, будет справедливо заключить, что и вопросы о государственном контроле в данной сфере будут решаться посредством установления их правового регулирования.

Отсюда можно заключить, что правовое обеспечение экологического контроля необходимо рассматривать в тесной связи с его формами, целями и методами, так как каждый из перечисленных элементов контроля закреплен в правовых актах государственных органов. В работе будут рассмотрены вопросы правового обеспечения экологического контроля в первую очередь, с научно-правовых позиций, так как в данной теме конкретно говорится  о правовом обеспечении какой-либо деятельности, и о научных разработках данных поблем.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества Как уже было сказано, экологический контроль можно рассматривать в двух уровнях.

Во-первых, экологический контроль - это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Данный контроль будет рассмотрен далее.

Но можно взглянуть на экологический контроль и иначе, как на элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. Этот срез экологического контроля позволяет рассматривать его в качестве гарантии выполнения природоохранительных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия правовых норм, способа обеспечения законности в государственном управлении охраной природы.


2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Характеристика экологического контроля в качестве функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды может быть дана с различных позиций. Однако в любом случае подлежат исследованию его цели, функции, методы, формы, объекты, система, виды.

Цели экологического контроля целесообразно рассмотреть в соответствии с требованиями системного анализа, выделив систему целей, включающую конечные цели, подцели и задачи Конечная цель контрольной деятельности обозначена в ч.2 ст.46 конституции РФ, где говорится, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. В качестве одной из подцелей эколого-контрольной деятельности можно выделить обеспечение разумного (не по принципу "после нас хоть потоп", а с учетом того, что после нас должны жить наши дети) использования природных ресурсов. Собственно говоря, речь идет о качестве природной среды, вернее, об одной из его составляющих - сохранении, восстановлении и поддержании ее продуктивности сегодня и в максимально далеком будущем. Однако если не забывать, что человек не единственное живое существо в биосфере, то следует признать наличие еще одной подцели контрольной деятельности. Это - обеспечение такого качества природной среды, которое способствовало бы сохранению генетического фонда, видового многообразия животного и растительного мира, среды их обитания, природно-заповедного фонда. В науке экологического права существуют и иные мнения относительно задач экологического контроля, а именно: профессор Ерофеев Б.В. выделяет главные задачи государственного экологического контроля:

       -проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;

       -выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;

       -проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

От рассмотрения целей и задач экологического контроля перейдем к рассмотрению его форм и видов.

Обычно фиксируются две формы контроля - предупредительный (направлен на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации хозяйственных объектов, а также при извлечении природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушениях природоохранительного законодательства. Это дало основание выделять еще одну - карательную форму контроля или (по другой терминологии) применение мер административного принуждения в качестве самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля.

И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.

Законодательство Республики Беларусь, а именно ч.2 ст.41 закона "Об охране окружающей среды", различает четыре вида экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Рассматривая виды экологического контроля, следует выявить объединяющие факторы, которые объединяют данные виды экологического контроля в систему. Этими факторами являются:

а) наличие рассмотренных выше общих целей и подцелей деятельности

б) иерархичность, соподчиненность отношений элементов системы между собой. Между ними установлены отношения как субординации (вертикальные), так и координации (горизонтальные).

В науке административного права под субординационными, или вертикальными, отношениями понимаются такие отношения, которые складываются в процессе управления между организационно соподчиненными сторонами. В то же время субординационность, или вертикальность, отношений может проявляться в том, что одна из сторон обладает властными полномочиями в различных формах (контроль, согласование, издание обязательных актов) по отношению к организационно неподчиненной стороне.

Особенность таких отношений проявляется в том, что целый ряд полномочий органов и учреждений одной отраслевой системы распространяется на органы и учреждения другой отраслевой системы. Реализация надведомственных полномочий и придает этим связям субординационный характер.

Координационные (горизонтальные) отношения имеют иное содержание. Они проявляются в согласовании планов работы; обмене взаимной информацией об издаваемых приказах, методических указаниях и инструкциях; оказании взаимной помощи и совместном участии в общих мероприятиях. При этом отношения координации носят вспомогательный характер и направлены на достижение "взаимного контакта", устранение возможного дублирования, параллелизма, использование возможностей взаимодействующих сторон для решения поставленных задач.

Как было отмечено, законодательство РФ различает четыре вида экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный экологический контроль (ст.42 закона "Об охране окружающей среды") характеризуется присущими ему целями, задачами, надведомственным характером, предоставленных его органам полномочий, формами, методами, организационной структурой

Цель государственного экологического контроля обеспечить разумное использование природных ресурсов, качественную окружающую природную среду. Его основная задача (предопределяемая названной целью) - обеспечить соблюдение экологического законодательства, экологических норм, правил и нормативов, выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от их подчиненности, их должностными лицами и иными работниками, а также гражданами. Это означает, что государственный экологический контроль имеет надведомственный характер, в чем состоит его основное отличие от ведомственного и производственного контроля.

Методами государственного экологического контроля (средствами практической реализации его целей и задач) являются: проверка, рассмотрение и согласование плановой, проектно-сметной и нормативно-технической документации; выдача заключений; дача обязательных указаний; запрещение (приостановление, ограничение) эксплуатации промышленных, транспортных и других объектов и строительных работ; привлечение лиц, виновных в экологических правонарушениях, к ответственности.

Государственный экологический контроль осуществляется различных формах:

предупредительный контроль имеет целью не допустить планирования, проектирования, строительства и ввода эксплуатацию хозяйственных объектов, не отвечающих требования экологических правил и норм, а следовательно, предотвратить наступление вредных для окружающей среды последствий. Правовые формы предупредительного контроля могут быть различны: экологическая экспертиза проектов, участие в государственных приемочных комиссиях и т.п.

текущий экологический контроль ставит целью выявить нарушения экологических правил эксплуатации предприятий, транспорта и других объектов, правил природопользования, определить источники вредных воздействий на природную среду и экологического ущерба.

карательный контроль - государственные органы наделены правом применять меры принуждения. К ним относятся меры административного пресечения (приостановление эксплуатации объектов, видов деятельности или работ), административной ответственности (предупреждение, штраф), административно-процессуальные мер (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении вреда или о применении общественного воздействия).

Информация о работе Правовой механизм обеспечения экологической безопасности