Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:16, практическая работа
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требует устойчивого внимания. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знание и умение ребенка.
В статье Н.Н.Кондратьевой рассматривается проблема экологического воспитания человека. Н.Н.Кондратьева отмечает что первоначально и в первую очередь экологическое воспитание5 людей является глобальной задачей социального значения. Ее решение тесно связано с разработкой современно философско – исторической концепции отношения человека и природы. Решение5 проблемы формирования элементов экологического сознание детей дошкольного возраста определяется формированием у него знаний экологического содержания. Природа представляется как система взаимосвязанных иерархически компонентов. При этом каждый компонент отражён в его многообразии и разно качественности, имеющем существенное единство. Эти требования должны быть реализованы в разработке единой программы природоведческих знаний, представляющих собой особую систему знаний о природе для дошкольников.
Предполагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку тот пласт социального общественно – исторического опыта который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.
Освоение систем экологического знания тесно связано с формированием у детей целой системы познавательных умений. Среди них особое значение будет иметь следующее:
- умение
видеть живой объект в
- умение оценивать состояние природных объектов (живых организмов в среде);
- умение
устанавливать связи причинно
– следственного характера,
- умение видеть объект с разных точек зрения, включать его в различные системы;
- умение
«прогностического характера», дозволяющие
предвидеть результаты
Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, должна стать практическая деятельность детей в природе, имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, познавательная, учебная. В него необходимо включить систему практических умений создавать условия для жизнедеятельности живого существа, умение выращивать растения, некоторых животных, ухаживая за ними, умение оказать конкретную помощь живому существу, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект, среду. Умение сохранять целостность живого объекта, природной среды, умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам, среде.
Важное
место в формирование гуманного
отношения ребенка –
Анализ статьи Н.Н.Кондратьева
Содержание и структура программы системы знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста.
Перед системой образования и воспитания подрастающего поколениям встает ответственная задача теоретической подготовки подрастающего поколения встаёт ответственная задача теоретической разработки и практической реализации экологического аспекта содержания образования.
Успешная реализация программы предполагает осуществление экологического воспитания и образования с самого раннего возраста и н7епрерывно на протяжении всей2 жизни человека. Все это обуславливает необходимость разработки знаний экологического содержания для дошкольников. Знания.
Максимальный
учет познавательных возможностей детей
дошкольного возраста позволяет обеспечить
доступность содержания и структуры отобранных
научных знаний для их освоения. Существенной
связью, является центральная биологическая
закономерность –взаимодействие живого
со средой обитания. В качестве основы
иерархической системы знаний о живом
может быть использовано понятие о живом
организме. Живой организм(растен7ие, животное)
является материальным носителем жизни.
Он характеризуется структурно –функциональной
целостностью. Вместе с тем, живой организм
представляет собой чувственно воспринимаемое
целое, он широко распространён среди
других объектов природы. Система знаний
об объектах и явлениях, их существенных
сторонах и связях успешно осваивается,
если они имеют достаточно выраженные
сенсорные признаки или могут быть обнаружены
детьми в доступных им видах деятельности.
Содержание понятия «живое», раскрывает
ведущую, цен7тральную связь, в этом понятие
путём вычленения и последовательного
развертывания ее основных компонентов,
показывающих детям на доступном для них
уровне сущность и свойства живого организма
как целостного образования.
Анализ статьи Е.Ф.Тереньтьева
К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных.
Целью данного исследования авторы изучают возможности усвоения детьми знаний о связях между внешним строением, образом жизни животных и средой обитания.
Среда определяется животными как часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Организмы и среда, в которой они обитают, находятся в постоянном взаимодействии, в результате которого возникает поразительное соответствие двух систем: организма и окружающей среды. Это соответствие носит приспособительный характер и выражается в виде особых черт морфологии и анатомии организма, в его физиологии, типе обмена веществ, в поведении, позволяющем им нормально существовать в условиях среды. Ознакомление с внешним строением и образом жизни многих животных включено в «Программу воспитания в детском саду». Однако эти знания еще не определены как система, формируемая на основе освоения детьми существенных зависимостей между животными и окружающей их средой. Авторы предлагают программу знаний о животных, по которой дети должны научиться выделять общие признаки животных и устанавливать связи между внешним строением и средой обитания.
Для понимания связей нужны конкретные знания о внешнем строении, образе жизни и среде обитания животных. Эти фактические знания накапливаются у детей в предыдущих группах детского сада. В подготовительной группе знания накапливаются и уточняются. Поэтому предполагаемая программа включает конкретные знания о животных и связях.
В дошкольном возрасте по мнению авторов большое влияние нка развитие «экологического» мышления детей, воспитание у них любви, бережного и заботливого отношения к животным при выборе животных авторы опирались на то, что детям необходимо показать ярко выраженные приспособления к среде. Взяты следующие группы животных: звери – преимущественно приспособленные к неземной среде, птицы, приспособленные к воздушно – наземным условиям, рыбы приспособленные к воздушно – наземным условиям, рыбы, приспосабливаемые к жизни в воде.
.
УПРАВЛЕНИЕ