Портфолио по теории и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:16, практическая работа

Описание работы

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требует устойчивого внимания. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знание и умение ребенка.

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание..docx

— 47.24 Кб (Скачать)

В статье Н.Н.Кондратьевой рассматривается проблема экологического воспитания человека. Н.Н.Кондратьева отмечает что первоначально и в первую очередь экологическое воспитание5 людей является глобальной задачей социального значения. Ее решение тесно связано с разработкой современно философско – исторической концепции отношения человека и природы. Решение5 проблемы формирования элементов экологического сознание детей дошкольного возраста определяется формированием у него знаний экологического содержания. Природа представляется как система взаимосвязанных иерархически компонентов. При этом каждый компонент отражён в его многообразии и разно качественности, имеющем существенное единство. Эти требования должны быть реализованы в разработке единой программы природоведческих знаний, представляющих собой особую систему знаний о природе для дошкольников.

Предполагаемые  системы знаний в их взаимосвязи  представят ребенку тот пласт  социального общественно – исторического опыта который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.

Освоение  систем экологического знания тесно связано с формированием у детей целой системы познавательных умений. Среди них особое значение будет иметь следующее:

- умение  видеть живой объект в разнообразий  его признаков( свойств, качеств, жизненных проявлений и др.);

- умение  оценивать состояние природных  объектов (живых организмов в  среде);

- умение  устанавливать связи причинно  – следственного характера, структурно  – функциональные связи, определяющие  целостность различных природных  объектов, специфику их взаимодействия;

- умение  видеть объект с разных точек  зрения, включать его в различные  системы;

- умение  «прогностического характера», дозволяющие  предвидеть результаты воздействия  на живой объект и среду. естественно, что содержит уровень этих умений, будет определяться возрастными особенностями познавательной деятельносоти де5тей, содержанием основных знаний;

Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, должна стать практическая деятельность детей в природе, имеющая  природоохранительную направленность: игровая, трудовая, познавательная, учебная. В него необходимо включить систему практических умений создавать условия для жизнедеятельности живого существа, умение выращивать растения, некоторых животных, ухаживая за ними, умение оказать конкретную помощь живому существу, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект, среду. Умение сохранять целостность живого объекта, природной среды, умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам, среде.

Важное  место в формирование гуманного  отношения ребенка – дошкольника  к природе должна занимать организация  эмоционально – чувственно положительного опыта общения детей с природой – эстетического, познавательного, практического и творческого. 

Анализ  статьи Н.Н.Кондратьева

Содержание  и структура программы системы знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста.

Перед системой образования и воспитания подрастающего поколениям встает ответственная задача теоретической подготовки подрастающего поколения встаёт ответственная задача теоретической разработки и практической реализации экологического аспекта содержания образования.

Успешная  реализация программы предполагает осуществление экологического воспитания и образования с самого раннего  возраста и н7епрерывно на протяжении всей2 жизни человека. Все это обуславливает необходимость разработки знаний экологического содержания для дошкольников. Знания.

Максимальный  учет познавательных возможностей детей дошкольного возраста позволяет обеспечить доступность содержания и структуры отобранных  научных знаний для их освоения. Существенной связью, является центральная биологическая закономерность –взаимодействие живого со средой обитания. В качестве основы иерархической системы знаний о живом может быть использовано понятие о живом организме. Живой организм(растен7ие, животное) является материальным носителем жизни. Он характеризуется структурно –функциональной целостностью. Вместе с тем, живой организм представляет собой чувственно  воспринимаемое целое, он широко распространён среди других объектов природы. Система знаний об объектах и явлениях, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности. Содержание понятия «живое», раскрывает ведущую, цен7тральную связь, в этом понятие путём вычленения и последовательного развертывания ее основных компонентов, показывающих детям на доступном для них уровне сущность и свойства живого организма как целостного образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  статьи Е.Ф.Тереньтьева

К   программе знаний детей старшего дошкольного  возраста о животных.

Целью данного исследования авторы изучают возможности усвоения детьми знаний о связях между внешним строением, образом жизни животных и средой обитания.

Среда определяется животными как часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Организмы и среда, в которой они обитают, находятся в постоянном взаимодействии, в результате которого возникает поразительное соответствие двух систем: организма и окружающей среды. Это соответствие носит приспособительный характер и выражается в виде особых черт морфологии и анатомии организма, в его физиологии, типе обмена веществ, в поведении, позволяющем им нормально существовать в условиях среды. Ознакомление с внешним строением и образом жизни многих животных включено в «Программу воспитания в детском саду». Однако эти знания еще не определены как система, формируемая на основе освоения детьми существенных зависимостей между животными и окружающей их средой. Авторы предлагают программу знаний о животных, по которой дети должны научиться выделять общие признаки животных и устанавливать связи между внешним строением и средой обитания.

Для понимания  связей нужны конкретные знания о  внешнем строении, образе жизни и  среде обитания животных. Эти фактические  знания накапливаются у детей  в предыдущих группах детского сада. В подготовительной группе знания накапливаются и уточняются. Поэтому предполагаемая программа включает конкретные знания о животных и связях.

В дошкольном возрасте по мнению авторов большое влияние  нка развитие «экологического» мышления детей, воспитание  у них любви, бережного и заботливого отношения к животным при выборе животных авторы опирались на то, что детям необходимо показать ярко выраженные приспособления к среде. Взяты следующие группы животных: звери – преимущественно приспособленные к неземной среде, птицы,  приспособленные к воздушно – наземным условиям, рыбы приспособленные к воздушно – наземным условиям, рыбы, приспосабливаемые к жизни в воде.

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    УПРАВЛЕНИЕ 
     
     
     
     
     

Информация о работе Портфолио по теории и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста