Портфолио по теории и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:16, практическая работа

Описание работы

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требует устойчивого внимания. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знание и умение ребенка.

Работа содержит 1 файл

экологическое воспитание..docx

— 47.24 Кб (Скачать)

В старшей  и подготовительной группе программа  усложняется. Помимо ознакомления ребенка с природой авторы, предлагают в разделе трудовое воспитание «труд в природе», в процессе которого, формируется любовь к растениям и животным (уход за домашними животными), выполнение каких -  либо поручений в разное время года (сбор осенних листьев на участке, постройка снежной крепости), все это способствует формированию экологических представлений .    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поисковая деятельность детей. (Старшая группа).

Познавательные  вопросы для детей:

  1.      «Почему на улице зимой вода превращается в лед? Можно ли изготовить цветные льдинки в помещении?»

    Воспитатель сталкивается с противоречивыми  суждениями («Вода на улице замерзает- будет лед», «В комнате вода станет теплее, потому что в комнате тепло, а на улице холодно»; другие – « Вода может замерзнуть и на улице и в комнате»); Возникший у детей в ходе анализа и оценки предположений интерес используется воспитателем для перехода к следующему этапу  поисковой деятельности  - отбору способов проверки и к самой проверки.

    Перед тем как подготовить цветные  льдинки воспитатель предлагает детям подумать о том, как можно  проверить их предположения о  состояние воды в помещении и на улице. Дети предлагают разные пути проверки :»Можно вынести воду на улицу, если там холодно, вода замерзнет»; «Можно проверить температуру в комнате и на улице термометром»;. Воспитатель одобряет рассуждения детей, уточняет сколько воды налить, во что ее поставить. Предлагает измерить температуру воздуха термометром в помещение и на улице,  сделать отметки из клейкой ленты на его столбике. Учитывая суждения детей о том, что вода в группе может стать теплее, спрашивает:

    - Как  вы узнаете нагреется ли вода в группе, или будет такой же как из под крана?

    Дети  предлагают измерить температуру воды и также сделать отметку на уровне термометра:

    - Если  вода нагреется к нашему приходу, столбик поднимется выше.

    Перед возвращением с прогулки воспитатель  спрашивает:

    - Вспомните,  что вы хотели узнать? –

    - Мы  хотели узнать холодно ли на  улице. (ответ детей).

    - Только  ли это? Но ведь для этого  достаточно измерить температуру  воздуха термометром. – говорит воспитатель, направляя внимание детей на уточнение познавательной задачи.

    - Мы  хотели узнать, что произойдёт с водой в группе и на улице.

    - как  же вы это узнали?

    - Мы  налили водички в два стакана,  один вынесли на улицу. Другой  оставили в группе.. мы измерили термометром температуру в группе и на улице.

    - Как  же вы узнали, что на улице холоднее, чем в группе?

    - На  улице – холодно,  столбик термометра  упал вниз, а в группе тепло  – столбик термометра поднялся  вверх.

    Затем воспитатель задает следующие вопросы:

    - Что  случилось с водой в группе  и на улице?

    - В  группе вода осталась, а на улице замерзла и превратилась в лед. Потому что на улиц мороз, а в группе тепло.

    - А  что стало с водой в группе? Вода нагрелась или нет? Как  можно это узнать?

    - измерить  температуру воды термометром.

    Воспитатель дает одному из детей термометр и  предлагает измерить температуру воды.

     Дети  озадачены. Почему столбик термометра  стоит на месте, ведь они  эту воду наливали из под крана.

    Воспитатель подаёт другой термометр, которым раньше  измеряли температуру воды и отметили уровень столбика. Дети видят,  после измерения, что столбик термометра поднялся выше, чем был утром. Дети делают вывод, что вода в группе стала такая же теплая, как воздух в группе.

  1. « Почему комар пищит, а шмель жужжит».

    Цель: выявить причины происхождения  низких и высоких звуков (чистота  звука). Требуется: пластмассовые расчески с разной частотой и размеров зубьев, иллюстрации комара и шмеля.

    Ход: взрослый предлагает провести детям  пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота  звука. Дети обращают внимание на частоту  зубьев и размер расчесок. Выясняют, что расчески с крупными, редкими  зубьями звук низкий, грубый, громкий, у расчесок с частыми, мелкими  зубьями – звук тонкий, высокий.

    Дети  рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит как «Ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. 
     
     
     
     

  1. «Где живет  эхо»

    Требуется: пустой аквариум, ведра пластмассовые  и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

    Ход опыта: дети определяют, что такое  эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как  будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют  серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку  или ведро. Выясняют, если в нем  эхо (да, звуки повторяются). Затем  емкость заполняют тканью, веточками, сухими листочками и т.п., произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они  в этом случае (нет, эхо не исчезло).

    Играют  с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как  скачает мячик (хорошо отскакивает, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мелкие предметы). Так же происходит со звуками, они  ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате  эхо живет, а в заполненной  мягкой мебелью – нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

  1. Почему звезды светят постоянно.

    Цель: доказать, что звезды светят постоянно.

    Материал: дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.

    Ход: пробить в картоне дыроколом  несколько дырок. Положить картон в  конверт. Стоя в хорошо освещенной комнате, взять в одну руку конверт, а в  другую фонарик.  Включить фонарь на расстоянии 5 см., посвятить на повернутую к ребенку сторону конверта, потом  на другую.

    Вывод: дырки в картоне не видны на сквозь конверта, когда светишь на повернутую сторону конверта, тем  не менее, становятся хорошо заметными, когда свет направлен с противоположной  стороны. Почему? В освященной комнате  свет проходит сквозь дырки в картоне  не зависимо от того, где находится  зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка благодаря  свету который проходит сквозь нее, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днем они светят тоже, но небо становится столь ярким, из-за солнечного света, что свет звезд затемняется. Лучше смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней. 

  1. Почему  воздух невидим.

    Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачен  и «невидимый».

    Воспитатель показывает пустой стакан. Спросить у  детей, есть ли в нем что-нибудь. Предложить проверить действительно ли пустые стаканчики. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его  в емкость с водой. При этом стаканчик надо держать очень  ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает  туда воду. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Аннотация художественного произведения.

    В.В.Бианки «Синичкин календарь».

    Природоведческая  книжка В.В.Бианки имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира, Природоведческая книга помогает установить связи и отношения, существующие в природе.

    В основе этого рассказа лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. В.В.Бианки описывает детям, что мир природы находится в постоянном изменение и развитии.

    Беседа  с детьми по прочитанному:

    1. Кто такая Заинька? (Заинька – молодая синичка). Что мы о ней узнали из рассказа? (Своего гнезда у нее не было и поэтому целыми днями она перелетала с места на место в поисках ночлега).
    2. Почему Заиньке было все интересно? Как ее можно назвать? (Она любопытная. Ей все интересно потому, что она родилась прошлым летом и ничего еще не знала).
    3. О каком празднике узнала синичка от воробьев? (Новый год),
    4. Как воробьи объяснили Заиньке, что такое календарь природы? (Календарь – это расписание работы солнышка. Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идут еще десять месяцев – столько, сколько у людей пальцев, а самый последний месяц – двенадцатый, хвостик года, декабрь).
    5. Что предложил старый воробей Заиньке? Какие приметы зимнего месяца января он перечислил? (Чтобы она ничего не перепутала, он предложил ей прилетать ей каждый месяц и рассказывать о том, как называется следующий месяц и что она видела вокруг в этом месяце).
    6. 7. Что воробей рассказал синичке о январе? ( Январь – первый месяц года и начинается он с праздника, который люди называют Новым годом, и веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже).
    7. Что рассказал воробей о феврале? (Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведице в берлоге медвежата родятся)9.
    8. Какой наказ воробей дал синичке в феврале? (Теперь лети в поле и смотри, что там нового).
    9. Что синичка узнала от воробья в марте? (Прилетели грачи, а это значит весна началась, Весну наблюдать лучше в поле. Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег).
    10. Куда в апреле отправил воробей синичку познавать природу? ( на реку).
    11. Что интересного происходит в апреле? ( Сперва весна приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц ы котором у нас реки освобождаются ото льда. Называется апрель).
    12. Что рассказал старый воробей о месяце мае? (Когда приходит месяц май – лес одевается в зеленый наряд, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце всех греет и светлую всем радость дает).
    13. Что узнала Заиньке от воробья об июне? (Месяц июнь – начала лета. У всех птиц в это время гнезда, а в гнездах драгоценные яйца с птенчиками. К своим гнезда птицы никого не подпускают – ни врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яичко0.
    14. Что делают птицы в лесу в июле? Давай вместе вспомним, как об этом рассказал писатель. («Солнце в июле – в самой силе и самый длинный у него трудовой день. Все дупла в лесу заняты, во всех гнездах птенцы).
    15. Что Заинька обнаружила в лесу в августе? Как ты думаешь почему? (Гнезда пустые, дупла свободные. Потому что птенцы выросли и летать научились, на месте никто не сидит, и гнезда им больше не нужны).
    16. Почему птицы обрадовались Заиньке? (Гостье все рады: веселей в компании кочевать).
    17. Что удивило Заиньку в сентябре? Какие приметы осени она для себя открыла? ( Сентябрь – первый месяц осени. Уже не тек жжет солнце, дни становятся короче, ночи – длиннее, и все чаще льют дожди).
    18. Что узнала синичка про октябрь? Какие изменения природы с ним приходят? Что приходит с деревьями? Куда и почесу улетают птицы? (Октябрь – второй месяц осени. Лес раскрашивает листья в яркие цвета.  Дуют сердитые ветры. Они сдирают листья с веток, носит их по воздуху, и швыряют на землю. Лес редеет, ветки обнажаются, а земля под ними покрыта разноцветными листьями. Нежаркое солнышко светит приветливо, прощаясь с засыпающим лесом. Потемневшие на земле листья высыхают, становятся жесткими и хрупкими. Еще кое –где из под них выглядывают грибы).
    19. Давай вспомним вместе, как старый воробей отозвался о третьем месяце осени – ноябре. ( Ноябрь – самый суровый месяц осени. Холода уже вступают в силу, выпадает первый снег. Осень приходит и на реку. Ивы – ракиты облетают, трава буреет и никнет. Снег выпадает и тает. На речке по утрам ледок. И с каждым деньком он растет. Нет по берегам куликов остались только утки, а снег падает и больше уже не тает).
    20. Каким предстал перед Заинькой декабрь, «хвостик года» (Пришла зима. И в поле, и на речке, и в лесу теперь голодно и страшно всем животным).
    21. Кто же помогает пережить суровую голодную зиму братьям нашим меньшим? Как об этом сказал старый воробей? («А у людей всегда найдется для нас, мелких пташек, и приют и еда».)
    22. Что еще узнала синичка Заинька, наблюдая за сменой времен годана протяжении двенадцати месяцев календаря? ( Она немного узнавала про жителей лесов, полей и рек – птиц и животных и что делают в разные месяцы года).
    23. Ты замечаешь изменения в природе, которые происходят присиене времен года? Расскажи о своих наблюдениях.
    24. Какое время года тебе больше всех нравится? Объясни почему.
    25. Тебе доводилось бывать в зимнем лесу? Каких зверей ты там встречал?
    26. Что делают зимой птицы и звери, чтобы уберечь себя от холода и голода?
    27. Ты запомнил(а) как5 называются все двенадцать месяцев? Назови их по порядку.
    28. Назови месяцы, которые принадлежат каждому времени года.
    29. Анализ статьи Н.Н.Кондратьева «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению»

Информация о работе Портфолио по теории и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста