Платежи за загрязнение окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Экономя на природоохранных затратах, человечество терпит убытки из-за того, что природная среда стала хуже. Предотвращая ущерб, мы несет затраты по природоохранительной деятельности. Две составляющие издержек, таким образом, взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга. С точки зрения экономиста необходимо научиться отвечать на вопрос, рационально ли соотношение двух видов затрат.

Содержание

Введение 3
1. Сущность экономических методов управления природопользованием. 4
Эколого-экономическое значение платы за выбросы. 4
2. Методика расчетов платы за загрязнение окружающей среды 6
2.1 Ставки экологических платежей 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.Р. ЭПП_Готова.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

   Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (изм. от 08.01.2009 №7) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

   В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:

  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие  виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.;
  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), Плл i баз.

   В связи с отсутствием действующих  нормативов предельно допустимых объемов  размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

   Ставки  платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях  стимулирования уменьшения воздействий  на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.

   Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение  окружающей среды и сверхлимитное  размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз  для загрязнения атмосферы и водных объектов).

   В связи с изменением уровня цен  на природоохранное строительство   и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.

   Например, Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12%, значит,  базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. А в 2005 году базовую ставку платежей необходимо будет умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который  установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год. И так далее для последующих годов.

   Дифференцированные  ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы  на коэффициенты, учитывающие экологические  факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс . .

   Для стимулирования снижения уровня загрязнения  окружающей среды увеличиваются:

   1) Коэффициенты экологической ситуации  и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы   в 2 раза для природопользователей, расположенных:

  • в зонах экологического бедствия,
  • районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
  • на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях  эколого-курортных регионах, а также
  • на территориях, по которым заключены международные конвенции.

   2) Коэффициенты экологической ситуации  и экологической значимости атмосферного воздуха в 1,2 раза для природопользователей,  осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

   При определении размеров платежей за загрязнение  атмосферы стационарными источниками:

  • в качестве нормативов выбросов выступают нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;
  • в качестве лимитов выбросов выступают временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ВСВi) в т/г.

   При определении размеров платежей за сброс  загрязняющих веществ в водные объекты:

  • в качестве нормативов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ПДСi) в т/г;
  • в качестве лимитов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ВССi) в т/г.

  При определении размеров экологических  платежей допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии, задается лимитом размещения отходов (ЛРОi) в т/г.

   Лимиты  размещения отходов устанавливаются, исходя из нормативов образования отходов, сформированных с учетом норм расхода  сырья и материалов, и планируемого объема производства продукции, за вычетом  планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов. Кроме максимального допустимого объема размещения отходов в лимите устанавливается их место и способ размещения.

   К сверхлимитным объемам размещения отходов относят:

  • объем неиспользованных отходов, образовавшихся сверх нормативов, установленных нормами расходов сырья и материалов на производство  продукции;
  • объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
  • объемы размещения отходов с нарушением установленных требований к месту и способу размещения;
  • объемы размещения отходов без оформления в установленном порядке разрешения на их размещение.

   Исходными данными для определения фактической  массы выброса загрязняющих веществ  в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования  и размещения отходов, могут служить:

  • данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ в этой области лаборатории;
  • данные о временном режиме работы оборудования за год;
  • данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
  • нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
  • нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий;
  • данные оперативного учета и другие документы.

   К числу особенностей определения  массы загрязнений, поступающих  в атмосферу, относятся следующие:

  • при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
  • при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
  • в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
  • разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
  • масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
  • если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.

   Расчет  массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными  Министерством природных ресурсов России методиками.

   К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты, относятся следующие:

  • из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
  • в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;
  • масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
  • расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.

   Фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в  водные объекты, а также образования  и размещения отходов официально подтверждается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы.

   При определении ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в  атмосферу, сброса в водные объекты  и размещения отходов,  можно использовать следующие варианты:

  • природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
  • выброс (сброс) за квартал по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов превышающих эти нормативы;
  • природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

   Расчет  массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными  МПР России методиками.

   Расчет  массы загрязняющих веществ, поступающих  в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, Ростехнадзором.

   Размер  экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение  окружающей среды. При этом к базовым  нормативам платы (приложение N 2 к постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

   Постановлением N 344 установлены базовые нормативы  платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).

Информация о работе Платежи за загрязнение окружающей среды