Платежи за загрязнение окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Экономя на природоохранных затратах, человечество терпит убытки из-за того, что природная среда стала хуже. Предотвращая ущерб, мы несет затраты по природоохранительной деятельности. Две составляющие издержек, таким образом, взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга. С точки зрения экономиста необходимо научиться отвечать на вопрос, рационально ли соотношение двух видов затрат.

Содержание

Введение 3
1. Сущность экономических методов управления природопользованием. 4
Эколого-экономическое значение платы за выбросы. 4
2. Методика расчетов платы за загрязнение окружающей среды 6
2.1 Ставки экологических платежей 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.Р. ЭПП_Готова.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономики» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  дисциплине «Экономика природопользования»

Платежи за загрязнение окружающей среды 
 
 
 
 
 

Выполнил(а): студент(ка) 1 курса

Группа CФ-11, ОЗО

                (№ группы)

Миргалеева Дамира Фагимовна

   Ф.И.О.  студента (полностью, в именительном  падеже)

Научный руководитель: ст. преподаватель

Середовских Б.А. 

 

Нижневартовск, 2009 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

   С точки зрения экономики в целом, производственный процесс приводит к возникновению издержек двух видов: с одной стороны, это экономический  ущерб, вызываемый выбросами вредных веществ в окружающую среду, с другой – издержки предотвращения загрязнения, т.е. затраты на реализацию природоохраняемых мероприятий.

   Рыночная  система является эффективной при  использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся природные блага («провалы рынка»). Когда предприятие эксплуатирует бесплатные природные блага (например, ассимиляционный потенциал воды или воздушного бассейна), это часто не стоит ему ничего и не отражается на его внутренних затратах, однако при этом возлагаются дополнительные экстернальные издержки на все общество.

   Важно оценить воздействие экологических  возможностей по нейтрализации загрязнений, ассимиляционного потенциала среды на экономические показатели.

   Экономя на природоохранных затратах, человечество терпит убытки из-за того, что природная  среда стала хуже. Предотвращая ущерб, мы несет затраты по природоохранительной деятельности. Две составляющие издержек, таким образом, взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга. С точки зрения экономиста необходимо научиться отвечать на вопрос, рационально ли соотношение двух видов затрат. 
 
 
 
 

  1. Сущность  экономических методов  управления природопользованием. 

    Эколого-экономическое значение платы за выбросы.

 

   Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке  взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием. Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

   В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

   Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п., которая 
призвана: обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов; охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При их использовании отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу.

   Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения. 
    Средства, взимаемые с природопользователей за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий. 
Ведется постоянный статистический учет в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий, а так же надзор и контроль осуществляется через систему кадастрового учета.  
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

   Экологическими  инструментами можно назвать:  
1. платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;  
компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;  
2. платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;  
3. дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.  
 
 

    2. Методика расчетов платы за загрязнение окружающей среды

 

   Плата за право пользования природными ресурсами занимает центральное место в экономическом механизме природопользования и является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов.

   Базовая цена природных ресурсов должна определяться на основе данных государственного учета и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода. Представляется целесообразным направление части средств от платы за право пользования природными ресурсами на социально-экономическое развитие соответствующей территории, развитие ее социальной и экологической инфраструктуры, что позволит перевести отношения собственника и пользователя природными ресурсами на реальную экономическую основу.

   Опыт  показывает, что эффективное экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (за расход запасов полезных ископаемых, вырубку леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т.д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др).

   В настоящее время на территории Российской Федерации действуют «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77) , которые «разработаны на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Они «конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 г. N 632 и введенного в действие с 1 января 1993 года» (пп. 1.1-1.2 Общих положений инструкций, далее следуют по порядку).   

   1.3 Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).

   1.4. Плата за загрязнение взимается  с природопользователей, осуществляющих  следующие виды воздействия на  окружающую природную среду: 

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

   1.5. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также другим законодательством Российской Федерации.

   1.6. В случае, когда подразделения  и филиалы предприятий, расположенные  на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия.

   1.7. Дополнения и изменения в "Инструктивно-методические  указания" осуществляются Министерством  охраны окружающей среды и  природных ресурсов Российской  Федерации по согласованию с  Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

   1.8. "Инструктивно-методические указания" предназначены для природопользователей, территориальных органов Министерства  охраны окружающей среды и  природных ресурсов Российской  Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

2.1 Ставки экологических платежей

 

   Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 августа 1992 года N 632 (ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П) предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

  • базовые нормативы платы
  • дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

   Базовые нормативы платы устанавливаются  по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

   Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:

  • каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и
  • каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.

Информация о работе Платежи за загрязнение окружающей среды