Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа
Экономя на природоохранных затратах, человечество терпит убытки из-за того, что природная среда стала хуже. Предотвращая ущерб, мы несет затраты по природоохранительной деятельности. Две составляющие издержек, таким образом, взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга. С точки зрения экономиста необходимо научиться отвечать на вопрос, рационально ли соотношение двух видов затрат.
Введение 3
1. Сущность экономических методов управления природопользованием. 4
Эколого-экономическое значение платы за выбросы. 4
2. Методика расчетов платы за загрязнение окружающей среды 6
2.1 Ставки экологических платежей 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
«Экономики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика природопользования»
Платежи
за загрязнение окружающей
среды
Выполнил(а): студент(ка) 1 курса
Группа CФ-11, ОЗО
(№ группы)
Миргалеева Дамира Фагимовна
Ф.И.О. студента (полностью, в именительном падеже)
Научный руководитель: ст. преподаватель
Середовских Б.А.
Нижневартовск,
2009
Содержание
С точки зрения экономики в целом, производственный процесс приводит к возникновению издержек двух видов: с одной стороны, это экономический ущерб, вызываемый выбросами вредных веществ в окружающую среду, с другой – издержки предотвращения загрязнения, т.е. затраты на реализацию природоохраняемых мероприятий.
Рыночная система является эффективной при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся природные блага («провалы рынка»). Когда предприятие эксплуатирует бесплатные природные блага (например, ассимиляционный потенциал воды или воздушного бассейна), это часто не стоит ему ничего и не отражается на его внутренних затратах, однако при этом возлагаются дополнительные экстернальные издержки на все общество.
Важно
оценить воздействие
Экономя
на природоохранных затратах, человечество
терпит убытки из-за того, что природная
среда стала хуже. Предотвращая ущерб,
мы несет затраты по природоохранительной
деятельности. Две составляющие издержек,
таким образом, взаимозаменяют или взаимодополняют
друг друга. С точки зрения экономиста
необходимо научиться отвечать на вопрос,
рационально ли соотношение двух видов
затрат.
Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием. Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.
В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.
Экономические
методы управления природопользованием
заключаются в широком использовании
системы цен, тарифов, платежей, штрафов,
премий, фондов экономического стимулирования,
кредитов и т.п., которая
призвана: обеспечивать рациональное
и комплексное использование минеральных
и других ресурсов; охрану и воспроизводство
окружающей природной среды. При их использовании
отпадает необходимость принуждения коллективов
и отдельных работников предприятий к
снижению потерь полезных ископаемых
при добыче и переработке, к восстановлению
нарушенных земель, очистке сбрасываемых
в водоемы вод и выбросов в атмосферу.
Предприятия
вносят плату за природные ресурсы согласно
установленным нормативам, которые предусматривают
плату за право пользования, за воспроизводство
и охрану природных ресурсов, за выбросы
загрязняющих веществ и т.п. При превышении
предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ, платежи взимают в кратном размере,
исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.
Средства, взимаемые с природопользователей
за загрязнение окружающей среды и нерациональное
использование природных ресурсов, направляются
на выполнение природоохранных мероприятий.
Ведется постоянный статистический учет
в области ресурсосберегающей и природоохранной
деятельности предприятий, а так же надзор
и контроль осуществляется через систему
кадастрового учета.
Роль экономических методов заключается
в создании механизмов управления, стимулирующих
средоохранную деятельность и поиск путей
минимизации экономических затрат, которое
понесет общество ради достижения желаемого
состояния окружающей среды и ее отдельных
компонентов.
Экологическими
инструментами можно назвать:
1. платежи или налоги за право пользования
природными ресурсами;
компенсационные платежи за выбытие природных
ресурсов из целевого использования или
ухудшение их качества, вызванное производственной
деятельностью;
2. платежи или налоги за выбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду;
3. дополнительный налог с прибыли предприятий,
выпускающих экологически вредную продукцию
или применяющих экологически опасные
технологии.
Плата за право пользования природными ресурсами занимает центральное место в экономическом механизме природопользования и является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов.
Базовая цена природных ресурсов должна определяться на основе данных государственного учета и экономических оценок соответствующих видов природных ресурсов, а также с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов и дифференцироваться на основе получаемого дохода. Представляется целесообразным направление части средств от платы за право пользования природными ресурсами на социально-экономическое развитие соответствующей территории, развитие ее социальной и экологической инфраструктуры, что позволит перевести отношения собственника и пользователя природными ресурсами на реальную экономическую основу.
Опыт показывает, что эффективное экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (за расход запасов полезных ископаемых, вырубку леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т.д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др).
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77) , которые «разработаны на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Они «конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 г. N 632 и введенного в действие с 1 января 1993 года» (пп. 1.1-1.2 Общих положений инструкций, далее следуют по порядку).
1.3 Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).
1.4.
Плата за загрязнение
1.5. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также другим законодательством Российской Федерации.
1.6.
В случае, когда подразделения
и филиалы предприятий,
1.7.
Дополнения и изменения в "
1.8.
"Инструктивно-методические
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П) предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:
Базовые
нормативы платы
Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для: