Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:48, доклад
Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую, природную среду, размещение отходов является формой возмещения ущерба, причиняемого ей этим загрязнением. Данные платежи поступают на счета экологических фондов и распределяются следующим образом: 60 % в местный экологический фонд (город, район), 30 % - в территориальный экологический фонд (республика, край, область); 10 % - в федеральный экологический фонд. Согласно закону расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранными мероприятиями, запрещено.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный индустриальный университет»
Кафедра
общей экологии и безопасности жизнедеятельности
Расчет
платежей за загрязнение
окружающей природной
среды и размещение
отходов.
Новокузнецк
2009г.
1
Теоретическая часть
Механизм ограничения антропогенного воздействия на окружающую природную среду (ОПС) в России утверждён Законом Российской Федерации №7-ФЗ от10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», установившим систему экологических нормативов. Подразумевается, что «нормирование качества ОПС представляет собой, деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на ОПС». Загрязнение окружающей природной среды может быть химическим, физическим, либо биологическим. Очевидно, что на современном этапе развития технологии полностью исключить всякое загрязнение ОПС невозможно. Следовательно, необходим поиск компромиссов, т.е. разработка неких предельно допустимых уровней негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Укрупнено можно назвать два основных вида нормативов такого рода: санитарно-гигиенические и экологические. Цель санитарно – гигиенических нормативов - определить показатели качества ОПС' по отношению к здоровью человека. Здесь представлены широко известные нормативы предельно допустимых концентраций, менее известные - предельно допустимые уровни шума, ультра- инфразвука, электромагнитных полей, ионизирующих излучений и других физических воздействий, иные нормативы.
Экологические нормативы - относятся не к качеству ОПС, а к самим источникам вредного воздействия. К этой группе принадлежат нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, ограничения, налагаемые на источники шума и вибрации и т.п..
Экономический механизм управления природопользованием. Именно такой подход к государственному регулированию природопользования широко распространен в мире. С 1 января 1992 г . согласно Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" он введен и у нас, в России. Главная мысль нового подхода проста - установить такие "правила игры", при которых хозяйствующему субъекту было бы даже чисто экономически выгоднее соблюдать требования природоохранного законодательства.
Экономический механизм управления природопользованием подразумевает:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий и программ;
- систему лицензий, лимитов, договоров на комплексное природопользование;
- налоговое и кредитное регулирование.
Кроме этого, важной стороной эффективного экономического механизма является существование развитого рынка экологической и информации, экологических услуг, сертификации, освоенных экономически чистых технологий. Финансово-кредитный механизм предполагает как прямые, так и косвенные меры государственного воздействия. Большинство природоохранных мероприятий очень капиталоёмки. Поэтому основным источником финансирования таких мероприятий и программ являются бюджеты всех уровней - федеральный, территориальные и местные. Кроме того, важную роль в финансировании призваны играть и внебюджетные источники - специальные экологические фонды, созданные на трех уровнях (федеральном, территориальном и местном). Ещё один финансовый источник - собственные средства природопользователей. В целях стимулирования природоохранной деятельности Закон предполагает предоставление льготных кредитов предприятиям на эти цели. Иные меры - применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию. Разумеется, действенным методом государственного управления является и налоговая политика. Она предполагает как налоговые льготы, так и налоговые санкции. С другой стороны, вводится целый ряд налоговых льгот для стимулирования мало- и безотходных технологий, выпуска экологически чистой продукции. Однако основным звеном экономического механизма управления природопользованием являются платежи: - за пользование природными ресурсами; - за загрязнение ОПС и размещение отходов.
Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую, природную среду, размещение отходов является формой возмещения ущерба, причиняемого ей этим загрязнением. Данные платежи поступают на счета экологических фондов и распределяются следующим образом: 60 % в местный экологический фонд (город, район), 30 % - в территориальный экологический фонд (республика, край, область); 10 % - в федеральный экологический фонд. Согласно закону расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранными мероприятиями, запрещено.
Правительство России утвердило «Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение ОПС, размещение отходов и другие виды вредных воздействий». Плата взимается со всех предприятий - природопользователей, независимо от форм собственности, в том числе - с участием иностранных юридических и физических лиц (далее природопользователей), осуществляющих производственную деятельность на территории России Плата взимается за следующие виды вредных воздействий на ОПС:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (3В) от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы (ИЗА);
- сброс 3В в поверхностные или подземные водные объекты;
- размещение отходов на специальных полигонах или свалках.
Важно
отметить, что внесение платежей не
освобождает
• за загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленных экологических нормативов (ПДВ, ПДС);
• загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленных лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (ВСВ, ВСС), а также лимитов на размещение отходов;
• сверхлимитное загрязнение ОПС и размещение отходов.
Экономический механизм управления природопользованием предполагает, что природопользователь платит за фактический объём 3В, выброшенных (сброшенных) им в ОПС, или объём размещенных отходов. Однако достоверное определение этой величины - это отдельный большой вопрос. Фактический валовый выброс и сброс 3В в атмосферу, в водные объекты, а также фактический объём размещенных отходов за год природопользователь указывает ежегодно в форме государственной статистической отчётности «2-тп воздух», «2-тп водхоз» и «14-СН». Если природопользователь указывает заниженные значения выбросов, сбросов 3В, объёмов размещенных отводов, и факт занижения (сокрытия) обнаруживается службами государственного экологического контроля, то природопользователь подвергается экономическим санкциям. Весь объём сокрытого выброса (сброса), либо отходов приравнивается к сверхлимитному.
Информация о работе Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов