Плата за природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:18, реферат

Описание работы

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.
В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается по¬степенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды.

Содержание

1. Введение............................3
2. Платежи за пользование природными ресурсами............4
2.1. Плата за землю........................4
2.2. Плата за воду........................8
2.3. Плата при пользовании недрами...............12
2.4. Плата за пользование лесными ресурсами...........13
2.5. Плата за пользование объектами животного мира..........15
3. Платежи за загрязнение окружающей среды..............18
4. Заключение...........................21
5. Список литературы.......................22

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 165.48 Кб (Скачать)

    другие  виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается

    федеральным органом управления, лесным хозяйством);

    5. Пользование участками лесного  фонда для нужд охотничьего  хозяйства;

    6. Пользование участками лесного  фонда для научно-исследовательских  целей;

    7. Пользование участками лесного  фонда для культурно-оздоровительных,

    туристических и спортивных целей.

    Все виды использования лесного фонда  осуществляются на платной основе.

    Формы платы за пользование лесными  ресурсами установлены Основы лесного

    законодательства  Российской Федерации в виде лесных податей, арендной платы,

    отчислений  в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.

    Лесные  подати (точнее, лесной налог) взимаются  за древесину (отпускаемую на

    корню), заготовку живицы, побочных лесных материалов, за сенокошение, а также

    за  пользование лесом для нужд охотничьего  хозяйства, в культурно-

    оздоровительных, туристических и спортивных целей.

    Размеры лесных податей определяются по ставкам  за единицу продукции (при

    пользовании лесом) или по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного

    фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами

    Федерации, а конкретные размеры ставок налогов  – местными органами

    самоуправления.

    Лесные  подати могут вноситься (по договорённости) лесопользователями в форме

    денежных  платежей, произведённой продукцией или предоставлением услуг. Лесные

    подати  поступают в бюджеты городов  и районов. Часть средств направляется на

    охрану  и защиту лесов.

    Арендная  плата вносится за аренду лесного  фонда.

    Принципы  определения и взимания арендной платы устанавливаются

    представительными органами субъектов Федерации. Конкретный её размер

    определяется  городскими, районными органами самоуправления. Вся арендная

    плата поступает в бюджет города или  района по месту аренды.

    Фонд  воспроизводства, охрана и защита лесов  создаётся за счёт отчислений

    лесопользователей. Размер отчислений определяется в процентах от стоимости

    заготовленной лесной продукции – древесины, как  заготовленной, так и

    переработанной, реализованной, израсходованной на собственные нужды и

    численной по ценам реализации.

    Фонд  воспроизводства является государственным  внебюджетным фондом. Его

    средства  расходуются на воспроизводство, охрану, защиту лесов; на содержание

    лесной  охраны, лесоустройство, учёт, мониторинг лесов, организация

    пользования лесным фондом. Размеры отчислений в этот фонд, порядок их

    взимания, распределения между субъектами Федерации и местными органами

    устанавливаются в Положении, которое, согласно Основам  лесного

    законодательства, утверждаются правительством РФ.

         2.5. Плата за пользование объектами животного мира

    Длительно время плата за пользование объектами  животного мира отсутствовала.

    Вопросы компенсации затрат на осуществление  работ по охране и воспроизводству

    объектов  решались через оплату лицензий (разрешений), которые выдавались

    специально  уполномоченными органами.

    С принятием Федерального закона «О животном мире», в котором были оговорены

    вопросы платного пользования объектами  животного мира в 1995-1996гг,

    Минприроды  России разрабатывало соответствующее  постановление Правительства

    России, однако, по ряду субъективных и объективных  причин подготовленный

    проект  не был согласован с заинтересованными  ведомствами, и постановление не

    было  выпущено.

    В 1997г. Правительство РФ поручает вновь  образованному Министерству природных

    ресурсов  России подготовить постановление  Правительства по данному вопросу. В

    сентябре 1997г. Было уже принято соответствующее постановление.

    В соответствии с Постановлением за  плату предоставляются в пользование

    следующие объекты животного мира, изъятие  которых из среды обитания

    производится  по лицензии или разрешениям:

    1. Отнесённые к объектам охоты;

    2. Отнесённые к объектам рыболовства;

    3. Принадлежащие к видам, занесённым  в Красную Книгу РФ;

    4. Не отнесённые к объектам охоты  и рыболовства и не принадлежащие  к видам,

    занесённым  в Красную Книгу РФ.

    Плата за пользование указанными объектами  животного мира, изъятие которых  из

    среды обитания производится по лицензиям  или разрешениям, устанавливаются

    органами  исполнительной власти субъектов РФ с учётом местных особенностей и

    видов пользования объектами животного  мира на основании предельных размеров

    платы, утверждаемых Правительством РФ.

    При осуществлении мер по регулированию  численности отдельных объектов

    животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей,

    сельскохозяйственных  и других домашних животных, а также  в целях

    предотвращения  нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде

    его обитания изъятие соответствующих  объектов животного мира может

    осуществляться  бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными

    государственными  органами по охране, контролю и регулированию  использования

    объектов  животного мира и среды их обитания.

    Данным  Постановлением удалось решить вопросы  по плате за пользование

    объектами животного мира, отнесёнными к  объектам охоты, изъятие которых  из

    среды обитания производится по лицензиям  или разрешениям. Соответственно,

    Минсельхозпроду России было поручено подготовить проект постановления

    Правительства РФ о порядке определения платы  за пользование объектами

    животного мира, отнесёнными к объектам рыболовства.

        

           Таблица 2. Шевчук А.В. Экономика природопользования – М.:1999-с.59

                    3. Платежи за загрязнение  окружающей среды               

    Плата за загрязнение окружающей природной  среды является одним из видов  платы

    за  использование природных ресурсов. Её сущность имеет три значения:

    компенсационное, стимулирующее и экологическое.

    Во-первых, плата за загрязнение направлена  на компенсацию вреда,

    причиняемого  природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В

    отличие от юридической ответственности, которая  наступает по факту

    правонарушения, обязанность платы за загрязнение  возникает по факту

    правомерного, разрешённого компетентными органами государства причинения

    вреда независимо от вины хозяйствующего субъекта.

    Во-вторых, установленная плата взимается  в бесспорном порядке за счёт прибыли

    или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна

    стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных  веществ. Это главный ключ

    экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым, можно сделать

    охрану  окружающей природной среды экономически выгодным делом.

    В-третьих, платежи за загрязнения служат главным  источником образования и

    пополнения  внебюджетных экологических фондов, средства которых используются

    для оздоровления и охраны окружающей среды. В этом проявляется экономическое

    значение  платы.

    Законом РФ «Об окружающей среде» предусматривается  три вида платы за

    загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо

    без разрешения компетентных органов; размещение отходов.

    Порядок установления платы состоит из трёх этапов: определение базовых

    нормативов  платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров ставок за

    загрязнители.

    Базовые нормативы определяются определяются по каждому виду загрязнителя

    ввиду вредного воздействия (шум, электромагнитные излучения) с учётом степени

    их  опасности для окружающей среды  и здоровья населения.

    Базовые нормативы представлены в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение

    отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных лимитов  или

    временно  согласованных выбросов.

    Дифференцированные  нормативы исчисляются МПР России на основе базовых, но с

    поправкой на экологическую ситуацию и экологические  факторы соответствующих

    регионов. К последним относятся природно-климатическое, экономические

    особенности территорий, значимость охраняемых природных  объектов.

    Дифференцированная  ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и

    морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические

    особенности региона, на базовую ставку платежей.

    Конкретные  размеры платежей за загрязнение  для предприятий-загрязнителей

    определяются  исполнительными органами власти города, района с участием

    органом охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

    Порядок определения размера такой платы  для отдельного хозяйствующего

    субъекта  даётся в постановлении Правительства  РФ. При отсутствии у

    природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение

    устанавливается как за сверхлимитное загрязнение  окружающей среды. Причём с

    учётом  экологической ситуации местные  исполнительные органы вправе повышать

    коэффициенты  экологической значимости. Так, в  крупных городах и

    промышленности  центрах такое повышение разрешается  до 20%, в зонах

    экологического  бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных

    парков, особо охраняемых, в том числе  заповедных территориях, эколого-

    курортных регионах, - в 2 раза.

Информация о работе Плата за природные ресурсы