Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.
За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачок и стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятся экосистемы. Живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность обусловлена не только большим разнообразием входящих в систему элементов, но и их разнородностью, многообразием возникающих между ними связей. Задачи оптимального управления природной средой, стоящие перед человечеством, требуют рассмотрения в качестве составляющих сложной системы не только элементов живой и неживой природы, но и воздействующих на них сооружений, механизмов, машин, созданных человеком. В наши дни стало общепризнанным то, что экологические принципы и теории применимы как к редким растениям и животным в их естественных условиях обитания, так и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.
К
сожалению, использование природных
богатств на протяжении всей истории осуществлялось
человеком при полном незнании законов
экологии, что привело к тяжелым и часто
непоправимым последствиям, в частности,
к истощению природных ресурсов и колоссальному
загрязнению среды обитания. Прежде чем
человеку удастся найти решение ряда жизненно
важных проблем предстоящего тысячелетия
(таких, как удовлетворение потребностей
в воде и пище возрастающего населения
планеты), необходимо срочно предпринять
хотя бы паллиативные меры, позволяющие
обеспечить жизнь человеку завтрашнего
дня. Но чтобы действовать, надо знать,
как. Экология и оказывается тем биологическим
и мировоззренческим фундаментом, на который
может опереться человек в принятии превентивных
мер, направленных на сохранение окружающей
природы.
Учение
В.И. Вернадского
о биосфере как
составная часть
современной экологии
Основы
представлений современной
В.И. Вернадский представил биосферу как единое целое с взаимоувязанными, взаимообусловленными и сбалансированными процессами. В основе существования биосферы находится биологический круговорот, где одни организмы живут за счет отходов других. При этом основными функциями живого вещества биосферы являются: энергетическая, концентрационная, деструктивная, средообразующая, транспортная.
Суть учения состоит в признании особо важной роли живого вещества, которое изменяет облик планеты. Роль живых организмов в следующем: прокариоты — фотосинтезирующие и хемосинтезирующие организмы вовлекают в биохимические циклы новые неорганические вещества, связывая азот, что не могут выполнять другие организмы, имеющие ядро; грибы — специализируются на разрушении органических веществ; растения - являются продуцентами, фиксируют солнечную энергию организмов; животные — представляют собой "транспорт" биосферы.
По представлениям В.И. Вернадского, основным движущим фактором развития биосферы является биохимическая энергия живого вещества. Современная биосфера сформировалась в результате длительной эволюции как результат постоянного взаимодействия абиотических и биотических факторов. Вначале жизнь была представлена анаэробными бактериями. В дальнейшем с появлением в биосфере фотосинтезирующих автотрофов (цианобактерий и синезеленых водорослей) стала проявляться созидательная роль живого вещества, а появление водорослей и наземных растений стало решающим при формировании биосферы, т.к. их деятельность способствовала накоплению в биосфере свободного кислорода, что признано важнейшим этапом эволюции. Одновременно развивались гетеротрофы.
По утверждению В.И. Вернадского, главным фактором миграции химических элементов в земной коре являются живые организмы. Их огромное количество и действие в течение бесконечно большого промежутка времени является главным геологическим эффектом. Вся геологическая история Земли сопровождалось жизнью, а значит, современное живое вещество генетически связано с живым веществом прежних геологических эпох.
Современная
теория корректирует представление о
структуре и функциях биосферы, т.к. значительная
часть биогенных и биокосных веществ,
расположенных в глубоких недрах, фактически
выведена из текущего естественного биотического
круговорота и поэтому их не относят к
биосфере как таковой. Биосфере присущи
вещества, процессы, элементы, характеристики,
которые находятся под контролем современной
глобальной биоты.
Концепция ноосферы. Вклад ВМ. Вернадского в развитие идей о ноосфере
Ноосфера,
или «мыслящая оболочка», сфера разума
— это важная стадия развития биосферы.
Впервые понятие «сфера разума» ввел французский
ученый Е. Ле-Руа, далее эту концепцию обосновал
и развил В.И. Вернадский. Суть концепции
состоит в понимании ноосферы как сферы
взаимодействия природы и общества, где
разумная деятельность человека становится
определяющим фактором развития, т.е. это
среда, где природные процессы обмена
веществ и энергии контролируются обществом,
а в основе преобразований ноосферы находится
мысль, психическая энергия. В.И. Вернадский
предполагал, что переход в стадию ноосферы
будет длительным и признал необходимость
изменения способа существования человечества.
Ученый утверждал, что свободная мысль
личности определяет жизнь человечества,
которое в целом становится мощной геологической
силой. Перед человеком, его мыслью и трудом
становится вопрос о перестройке биосферы
в интересах человечества как единого
целого. Разум человека должен контролировать
мощь его воздействия на природу. Функцией
ноосферы является сохранение и развитие
здоровья человека, благополучие всего
человечества.
Основные
разделы экологии
Основной задачей экологии как науки в настоящее время является консолидация ее разделов по единой системе, отражающей все стороны реальных взаимоотношений природы и общества. Это важно для понимания и объяснения экологических проблем, разработки методологии научной и практической деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение экологической безопасности.
Общая экология объединяет экологические знания на едином научном фундаменте. В ее основе лежит теоретическая экология, которая устанавливает общие закономерности функционирования экологических систем. Экологические процессы происходят очень медленно, обусловлены многими факторами, их исследование не может ограничиться только натуральным наблюдениями и нуждаются в эксперименте. Экспериментальные исследования дают фактический материал и обеспечивают методическим инструментом. Однако из-за ограниченных возможностей эксперимента в экологии более широко применяется математические моделирование, которое входит в раздел теоретической экологии.
Биоэкология находится в основе всей экологии, ее главной частью является экология естественных биологических систем: аутоэкологии (представителей отдельных видов особей); популяционной экологии (популяций); синэкологии (многовидовых сообществ, биоцинозов); биогеоценологии (экологических систем). Кроме этого, к биоэкологии относится экология таксономических групп (бактерий, грибов, растений, животных) и эволюционная экология (учение о роли экологических факторов в эволюции).
На основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизни сообществ организмов формируется представление об экологии как об экономике природы.
Геоэкология исследует взаимоотношения организмов и среды обитания по отношению их к географической принадлежности и влияния географических факторов. В эту часть экологии входит экология обитателей разных сред, природно-климатических зон, ландшафтов, а также экологическое описание различных географических областей, регионов, континентов.
На стыке биологии и геохимии Земли сформировалось учение о биосфере как глобальной экологической системе, исследование планетарных процессов позволяют рассматривать Землю как самоорганизующуюся климатоэкологическую систему.
Экология человека исследует взаимодействие человека как индивида и личности, т.е. биологической особи и социального субъекта с окружающей его природной и социальной средой.
Социальная экология является частью экологии человека и объединяет научные отрасли, изучающие связь общественных структур с природой и их социальной средой (например: экологические факторы цивилизации, экология человеческих популяций, экологическая демография, экология этносов).
Прикладная экология представляет собой направления, связанные с разными областями человеческой деятельности и взаимоотношениями между обществом и природой.
В состав прикладной экологии входят: инженерная, сельскохозяйственная, биоресурсная и промысловая, медицинская, рекреационная, коммунальная, экология населений, урбоэкология.
Таким
образом, экология связана с многими
науками и сферами практической
деятельности, происходит взаимное обогащение
наук.
Связь
экологии и экономики
природопользования
с другими дисциплинами.
Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс "Основы экологии и экономика природопользования" имеет наиболее тесные связи с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.
Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении "Основ экологии и экономики природопользования": государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.
В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе — статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.
В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые "рыночные" экономические дисциплины — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.
Взаимодействия
экологии и экономики природопользования
с техническими
науками обусловлены тем, что экологизация
производства, совершенствование технологий
с целью снижения негативного воздействия
производительных сил на природную среду
невозможны без учета новейших достижений
науки и техники, их эколого-экономического
обоснования.
Основные
законы и принципы
экологии
С
учетом накопленных предшественниками
знаний о фундаментальных законах
природы современные ученые-
Значение этих законов состоит в регламентации характера и направленности человеческой деятельности в пределах экосистем различного уровня. Среди законов экологии, сформулированных разными авторами, наибольшую известность получили четыре закона-афоризма американского ученого-эколога Б. Коммонера (1974):
Информация о работе Основы экологии и экономика природопользования