Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:47, доклад
Долгосрочная стратегия развития России должна обеспечивать устойчивое развитие государства, основанное на сочетании экономических, экологических и социальных интересов общества. Такое развитие позволит реализовать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также обеспечить экологическую безопасность общества. Вхождение России по важнейшим показателям в число передовых мировых держав обуславливает ее участие в решении глобальных экологических проблем, которые стоят перед мировым сообществом: это глобальное изменение климата, деградация биосферы, дефицит природных ресурсов, прежде всего, воды, и их рациональное использование.
развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий на федеральном и региональном уровнях;
экологическая реабилитация, в том числе рекультивация, земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности;
сохранение защитных и средообразующих функций природных экосистем (леса, тундры, степи, реки и озера, болота, горы, моря) вне особо охраняемых природных территорий;
предотвращение лесных пожаров;
ликвидация накопленного экологического ущерба, включая ликвидацию несанкционированных свалок и полигонов отходов, других загрязненных территорий.
Основными задачами экологической политики в области климата являются:
разработка системы нормативных правовых актов в области выполнения международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов;
создание системы мониторинга и государственного контроля выбросов парниковых газов;
укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих изменениях и об их последствиях;
разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе снижения эмиссии парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, прежде всего лесами;
создание системы стимулировани
участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Для снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления необходимо решение следующих задач:
максимально полное использование исходного сырья и материалов;
предотвращение образования отходов в источнике их образования;
максимальное сокращение объемов образования и снижение уровня опасности отходов;
регенерация, повторное использование или переработка образовавшихся отходов;
обезвреживание отходов;
экологически безопасное захоронение отходов, включая экологическую реабилитацию территорий объектов размещения отходов после их заполнения.
установление ответственности производителей за экологически безопасную утилизацию товаров (продукции), потерявших свои потребительские свойства, связанных с ними отходов, упаковки.
IV. Основные механизмы реализации Экологической политики
Достижение целей и задач, устанавливаемых Основами Экологической политики, осуществляется за счет реализации следующих основных механизмов:
4.1. Развитие
системы государственного и
создание эффективной
системы распределения и
оценка экономической
эффективности деятельности государства
и органов местного самоуправления
в области обеспечения
планомерное увеличение доли ВВП, направляемой на решение природоохранных задач;
совершенствование системы государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля;
учет показателей
анализ и корректировка методов и механизмов государственного и муниципального управления охраной окружающей среды и природопользованием с учетом данных оценок и прогнозирования состояния окружающей среды, экологического мониторинга;
осуществление управления охраной окружающей среды и природопользованием с учетом территориально-климатических и экологических факторов;
управление комплексным воздействием на окружающую среду и ее компоненты;
обеспечение постоянной готовности органов государственной власти Российской Федерации к предотвращению и ликвидации последствий природных и техногенных аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
обеспечение участия бизнес-сообщества, ученых и общественности в природоохранной деятельности государства и принятии природоохранных мер;
участие заинтересованных сторон в проведении государственной экологической экспертизы и обсуждении материалов оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
разработка экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
учет природоохранных
требований и обеспечение перехода
к новому собственнику обязанностей
по восстановлению нарушенных объектов
окружающей среды при изменении
форм и права собственности
на объекты хозяйственной
предоставление преимуществ, при прочих равных условиях, товарам и услугам, имеющим документ международно-признанной добровольной экологической сертификации.
4.2. Нормативно-правовое
обеспечение деятельности в
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации принципов и подходов основ государственной экологической политики Российской Федерации до 2030 года;
создание структурно целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
разработка нормативов качества окружающей среды;
совершенствование и дополнение нормативной базы в области оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ее учета при принятии решений всех уровней, в том числе применение стратегической экологической оценки, гармонизация ОВОС в соответствии с международными требованиями;
анализ и корректировка (при необходимости) существующих экологических норм и требований с учетом их актуальности, целесообразности и эффективности;
гармонизация нормативной правовой базы с учетом международного экологического законодательства.
4.3. Административные
механизмы, которые
применение дифференцированных
видов административных механизмов
в зависимости от степени потенциальной
экологической опасности
установление достижимых, научно-обоснованных с экологической и экономической точек зрения, показателей допустимого (допускаемого) техногенного воздействия на окружающую среду, их применения с учетом территориально-климатических и экологических факторов;
установление штрафов за экологические правонарушения, размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду, адекватных (соразмерных) причиненному экологическому ущербу;
недопустимость осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности без оценки ее последствий для окружающей среды и здоровья населения;
государственное регулирование ограничений и впоследствии введение запрета на ввоз в Российскую Федерацию устаревших и экологически «грязных» техники (оборудования) и технологий;
нормирование негативного
воздействия на окружающую среду
на основе нормативов качества окружающей
среды или (при их отсутствии) показателей
естественного состояния
обеспечение ответственности
органов государственной и
постоянные наблюдения, контроль, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды, корректировка с их учетом предпринимаемых государством действий, разрешаемого негативного воздействия на окружающую среду;
постоянный контроль и надзор за соблюдением норм природоохранного и природоресурсного законодательства, профилактика и предупреждение, а также пресечение экологических преступлений и правонарушений и коррупционных проявлений в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
4.4. Экономические и финансовые механизмы, предусматривают:
льготное кредитование, финансирование (софинансирование), предоставление налоговых и иных льгот при внедрении ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, наилучших существующих (доступных) технологий, применении экологических стандартов, достижении экологических показателей;
государственное финансирование (софинансирование) мер по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации накопленного экологического ущерба, особо важных экологических проектов, программ;
система эффективного целевого расходования средств, поступающих в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, на реализацию мероприятий по минимизации и возмещению ущерба окружающей среде;
обеспечение полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате текущей и прошлой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки и учета экологических факторов (обременений) и перехода ответственности за них при сделках с недвижимостью, ее приватизации или разгосударствлении;
приоритетность экологического финансирования, кредитования организаций, обеспечивающих жизненно важные экологические интересы общества, малобюджетных организаций;
запрет финансирования проектов, не обеспечивающих соблюдение экологических требований и ограничений.
4.5. Мониторинг
окружающей среды (
инвентаризацию объектов негативного воздействия на окружающую среду и показателей их воздействия, объектов накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, территорий с неблагоприятной экологической обстановкой, зон экологического бедствия;
обеспечение органов государственной
и муниципальной власти полной и
достоверной информацией о
обеспечение природопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых технологиях, наилучших существующих (доступных) технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды;
развитие добровольной нефинансовой отчетности в области устойчивого развития и переход к обязательности публикации государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, аудируемых и заверяемых третьими независимыми сторонами нефинансовых отчетов об устойчивом развитии в соответствии с международными стандартами;
публичность, открытость и
доступность информации о состоянии
окружающей среды, мерах по ее охране,
и принимаемых решениях органов
государственной и
публичность информации деклараций и разрешений на воздействие на окружающую среду и т.п., за исключением объектов составляющих охраняемую законом тайну;
эффективное функционирование единой согласованной государственной системы экологического и геоэкологического мониторинга, в том числе в области сохранения биологического разнообразия, работающей по унифицированным методикам, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;
постоянные контроль, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды, корректировка с их учетом управленческих мер, предпринимаемых действий;
использование результатов экологического и геоэкологического мониторинга при осуществлении государственного экологического контроля.