Основы экологической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:47, доклад

Описание работы

Долгосрочная стратегия развития России должна обеспечивать устойчивое развитие государства, основанное на сочетании экономических, экологических и социальных интересов общества. Такое развитие позволит реализовать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также обеспечить экологическую безопасность общества. Вхождение России по важнейшим показателям в число передовых мировых держав обуславливает ее участие в решении глобальных экологических проблем, которые стоят перед мировым сообществом: это глобальное изменение климата, деградация биосферы, дефицит природных ресурсов, прежде всего, воды, и их рациональное использование.

Работа содержит 1 файл

Основы Экологической политики.docx

— 38.63 Кб (Скачать)

развитие и укрепление системы особо охраняемых природных  территорий на федеральном и региональном уровнях;

экологическая реабилитация, в том числе рекультивация, земель, нарушенных в результате хозяйственной  деятельности;

сохранение защитных и  средообразующих функций природных экосистем (леса, тундры, степи, реки и озера, болота, горы, моря) вне особо охраняемых природных территорий;

предотвращение лесных пожаров;

ликвидация накопленного экологического ущерба, включая ликвидацию несанкционированных свалок и полигонов  отходов, других загрязненных территорий.

 

    1.  Предотвращение опасных климатических явлений и адаптация к глобальному изменению климата

 

Основными задачами экологической  политики в области климата являются:

разработка системы  нормативных правовых актов в  области выполнения международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов;

создание системы  мониторинга и государственного контроля выбросов парниковых газов;

укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая  усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего  максимальную полноту и достоверность  информации о состоянии климатической  системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих изменениях и об их последствиях;

разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер  по адаптации к изменениям климата;

разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер  по смягчению антропогенного воздействия  на климат, в том числе снижения эмиссии парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, прежде всего лесами;

создание системы стимулирования сокращения эмиссии и увеличения поглощения парниковых газов;

участие в инициативах  международного сообщества в решении  вопросов, связанных с изменениями  климата и смежными проблемами.

 

    1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления 

 

Для снижения негативного  воздействия на окружающую среду  отходов производства и потребления  необходимо решение следующих задач:

максимально полное использование  исходного сырья и материалов;

предотвращение образования  отходов в источнике их образования;

максимальное сокращение объемов образования и снижение уровня опасности отходов;

регенерация, повторное использование  или переработка образовавшихся отходов;

обезвреживание отходов;

экологически безопасное захоронение отходов, включая экологическую  реабилитацию территорий объектов размещения отходов после их заполнения.

установление ответственности  производителей за экологически безопасную утилизацию товаров (продукции), потерявших свои потребительские свойства, связанных  с ними отходов, упаковки.

 

 

IV. Основные механизмы реализации Экологической политики

 

Достижение целей и  задач, устанавливаемых Основами Экологической  политики, осуществляется за счет реализации следующих основных механизмов:

 

4.1. Развитие  системы государственного и муниципального  управления охраной окружающей  среды и природопользованием,  которое предусматривает:

 

создание эффективной  системы распределения и разграничения  полномочий и ответственности, исключение дублирования и пробелов функций, взаимодействие и координация деятельности федеральных  органов власти, органов власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования;

оценка экономической  эффективности деятельности государства  и органов местного самоуправления в области обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды;

планомерное увеличение доли ВВП, направляемой на решение природоохранных  задач;

совершенствование системы  государственного экологического мониторинга  и государственного экологического контроля;

учет показателей экологической  эффективности экономики при  планировании природоохранной и  иной деятельности государства;

анализ и корректировка  методов и механизмов государственного и муниципального управления охраной  окружающей среды и природопользованием  с учетом данных оценок и прогнозирования  состояния окружающей среды, экологического мониторинга;

осуществление управления охраной  окружающей среды и природопользованием  с учетом территориально-климатических и экологических факторов;

управление комплексным  воздействием на окружающую среду и  ее компоненты;

обеспечение постоянной готовности органов государственной власти Российской Федерации к предотвращению и ликвидации последствий природных  и техногенных аварий, катастроф  и иных чрезвычайных ситуаций;

обеспечение участия бизнес-сообщества, ученых и общественности в природоохранной деятельности государства и принятии природоохранных мер;

участие заинтересованных сторон в проведении государственной экологической  экспертизы и обсуждении материалов оценки воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду;

разработка экологических  параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд;

учет природоохранных  требований и обеспечение перехода к новому собственнику обязанностей по восстановлению нарушенных объектов окружающей среды при изменении  форм  и права собственности  на объекты хозяйственной деятельности;

предоставление преимуществ,  при прочих равных условиях,  товарам  и услугам, имеющим документ международно-признанной добровольной экологической сертификации.

 

4.2. Нормативно-правовое  обеспечение деятельности в области  охраны окружающей среды и  правоприменение, которое предусматривает:

 

нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации принципов  и подходов основ государственной  экологической политики Российской Федерации до 2030 года;

создание структурно целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства в области  охраны окружающей среды и природопользования;

разработка нормативов качества окружающей среды;

совершенствование и дополнение нормативной базы в области оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ее учета при принятии решений  всех уровней, в том числе применение стратегической экологической оценки, гармонизация ОВОС в соответствии с  международными требованиями;

анализ и корректировка (при необходимости) существующих экологических  норм и требований с учетом их актуальности, целесообразности и эффективности;

гармонизация нормативной  правовой базы с учетом международного экологического законодательства.

 

4.3. Административные  механизмы, которые предусматривают:

 

применение дифференцированных видов административных механизмов в зависимости от степени потенциальной  экологической опасности намечаемой/осуществляемой деятельности;

установление достижимых, научно-обоснованных с экологической  и экономической точек зрения, показателей допустимого (допускаемого) техногенного воздействия на окружающую среду, их применения с учетом территориально-климатических  и экологических факторов;

установление штрафов  за экологические правонарушения, размеров платы за негативное воздействие  на окружающую среду, адекватных (соразмерных) причиненному экологическому ущербу;

недопустимость осуществления  планируемой хозяйственной и  иной деятельности без оценки ее последствий  для окружающей среды и здоровья населения;

государственное регулирование  ограничений и впоследствии введение запрета на ввоз в Российскую Федерацию  устаревших и экологически «грязных»  техники (оборудования) и  технологий;

нормирование негативного  воздействия на окружающую среду  на основе нормативов качества окружающей среды или (при их отсутствии) показателей  естественного состояния природного фона;

обеспечение ответственности  органов государственной и муниципальной  власти, субъектов хозяйственной  и иной деятельности за экологическую  безопасность всех этапов своей деятельности, жизненного цикла производимой продукции (услуг);

постоянные наблюдения, контроль, оценка и прогнозирование состояния  окружающей среды, корректировка с  их учетом предпринимаемых государством действий, разрешаемого негативного  воздействия на окружающую среду;

постоянный контроль и  надзор за соблюдением норм природоохранного и  природоресурсного законодательства, профилактика и предупреждение, а также пресечение экологических преступлений и правонарушений и коррупционных проявлений в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

 

4.4. Экономические и финансовые механизмы, предусматривают:

 

льготное кредитование, финансирование (софинансирование), предоставление налоговых и иных льгот при внедрении ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, наилучших существующих (доступных) технологий, применении экологических стандартов, достижении экологических показателей;

государственное финансирование (софинансирование) мер по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации накопленного экологического ущерба, особо важных экологических проектов, программ;

система эффективного целевого  расходования средств, поступающих  в счет платы за негативное воздействие  на окружающую среду,  на реализацию мероприятий по минимизации и  возмещению ущерба окружающей среде; 

обеспечение полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате текущей и прошлой  хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки и  учета экологических факторов (обременений) и перехода ответственности за них  при сделках с недвижимостью, ее приватизации или разгосударствлении;

приоритетность экологического финансирования, кредитования организаций, обеспечивающих жизненно важные экологические  интересы общества, малобюджетных организаций;

запрет финансирования проектов, не обеспечивающих соблюдение экологических  требований и ограничений.

 

4.5. Мониторинг  окружающей среды (экологический  мониторинг), информационное обеспечение  природоохранной деятельности, доступ  к экологически значимой информации, которые предусматривают:

 

инвентаризацию объектов негативного воздействия на окружающую среду и показателей их воздействия, объектов накопленного  экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной  деятельностью, территорий с неблагоприятной  экологической обстановкой, зон  экологического бедствия;

обеспечение органов государственной  и муниципальной власти полной и  достоверной информацией о состоянии  окружающей среды и прогнозах  его изменения;

обеспечение природопользователей информацией о ресурсосберегающих, экологически чистых технологиях, наилучших существующих (доступных) технологиях, экологических стандартах, состоянии окружающей среды;

развитие добровольной нефинансовой отчетности в области устойчивого  развития и переход к обязательности публикации государственными корпорациями и компаниями с государственным  участием, аудируемых и заверяемых третьими независимыми сторонами нефинансовых отчетов об устойчивом развитии в соответствии с международными стандартами;

публичность, открытость и  доступность информации о состоянии  окружающей среды, мерах по ее охране, и принимаемых решениях органов  государственной и муниципальной  власти;

публичность информации деклараций и разрешений на воздействие на окружающую среду и т.п., за исключением объектов составляющих охраняемую законом тайну;

эффективное функционирование единой согласованной государственной  системы экологического и геоэкологического мониторинга, в том числе в области сохранения биологического разнообразия, работающей по унифицированным методикам, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;

постоянные контроль, оценка и прогнозирование состояния  окружающей среды, корректировка с  их учетом управленческих мер, предпринимаемых  действий;

использование результатов  экологического и геоэкологического мониторинга при осуществлении государственного экологического контроля.

 

Информация о работе Основы экологической политики