Охрана окружающей среды и социально -экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли охраны окружающей среды в политике РФ и социально-экономическом развитии.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
ознакомиться с сущностью и направлениями охраны окружающей среды;
выявить основные современные экологические проблемы в России;
изучить влияние окружающей среды на социально-экономическое развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и направления охраны окружающей среды…………...…..4
Объекты и принципы охраны окружающей среды……………….……..4
Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны……..6
Глава 2. Основные современные экологические проблемы в России…………………………………………………………………………….10
Современное состояние окружающей среды России……….…………10
Экологическая политика Российской Федерации…………………......12
Глава 3. Социально-экономическое развитие России с учетом экологического фактора……………………….............………..……………….19
Заключение ……………………….…………………………..………………….25
Список использованной литературы …………………………..………..…..…26

Работа содержит 1 файл

ккр по эк-ке природопользования.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

Необходимо  совершенствовать нормотворческий  процесс на национальном и международном  уровне путем привлечения для  разработки экологических законов  компетентных специалистов теоретического и практического профиля: юристов, экологов, экономистов, политиков, социальных работников и т.д. в целях принятия разносторонне проработанного, социально  направленного и перспективного акта с эффективным и поэтапным  механизмом реализации.

Для достижения эффективной экологической политики России необходимо изменить курс правовой, экономической, социальной, оборонной  и внешней политики, направив его в сторону существенного сокращения военных расходов и оружия массового поражения, выделения значительных средств из государственного бюджета на восстановление, развитие и совершенствование производственно-технической инфраструктуры страны, кардинального пересмотра аграрной политики в целях поддержания  сельхозпроизводителя [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Социально-экономическое  развитие России с учетом экологического фактора

Ранее основной задачей природоохранной деятельности считалась ликвидация последствий  ущерба, наносимого окружающей среде  выбросами вредных веществ. Однако в конце XX века мы столкнулись с необходимостью активизации деятельности в области охраны окружающей среды. Сегодня речь идет об эффективности, подразумевающей более рациональное использование природных ресурсов и достижение баланса между экологией и экономикой.

Экологическая эффективность включает в себя два  аспекта - экономику и охрану окружающей среды, тогда как устойчивое развитие подразумевает еще и взгляд в  будущее, т.е. социальные аспекты. Оценивая с этих позиций Федеральный закон  «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 7-ФЗ, очевидно, что он является новым  для России этапом в развитии природоохранного законодательства. Определяя правовые основы государственной политики в  области охраны окружающей среды, закон  направлен на обеспечение баланса  между экономическими и экологическими интересами общества, на сохранение благоприятной  окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Вместе с  тем система подзаконных актов, необходимая для его обеспечения  и практической реализации, до сих  пор не сформирована. Не установлены  налоговые и иные льготы для субъектов  хозяйственной деятельности, осуществляющих внедрение наилучших существующих технологий и иные природоохранные  мероприятия.

Концепцией  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию, утверждённой Указом Президента РФ от 01.04.1996 440, решение  проблем социально-экономического развития одновременно предполагает сохранение благоприятной окружающей среды  и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей нынешнего  и будущих поколений людей. Одним  из основных направлений перехода России к устойчивому развитию является создание соответствующей правовой основы, включая совершенствование  действующего законодательства, определяющего  экономический механизм природопользования. В российской системе управления природоохранной деятельностью  экономическим методам отводится  крайне незначительная роль, т.е. они  фактически не являются стимулом выполнения работ по охране окружающей среды. К  методам экономического регулирования  законом отнесено предоставление льгот  по внедрению наилучших технологий и иных эффективных мер по охране окружающей среды. Величина платы должна учитывать относительную опасность  загрязняющих веществ и устанавливается  с учетом временно разрешенных лимитов  на выбросы и сбросы, а также  размещение отходов. При нарушении  природоохранных нормативов и лимитов  в зависимости от величины нанесенного  ущерба окружающей среде предусматривается  ответственность в соответствии с гражданским, административным и  уголовным законодательством [8].

Одной из причин низкой природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов является слабый экономический механизм, действующий  в сфере охраны окружающей среды  и природопользования. В настоящее  время главным элементом такого механизма являются платежи за загрязнение  природной среды и пользование  природными ресурсами. Однако размеры  их остаются низкими. С другой стороны, в существующих экономических условиях платежи не могут быть существенно  увеличены, поскольку необходимо учитывать  реальную платежеспособность потребителя. Поэтому действующая в сфере  охраны окружающей среды и природопользования система платежей практически не способна стимулировать природоохранную  деятельность хозяйствующих субъектов.

Экономический ущерб от нерационального использования  природных ресурсов также незначительно  сказывается на конечных показателях  хозяйственной деятельности предприятий. Рыночные механизмы пока еще не играют существенной роли в повышении эффективности  природопользования. Развитие ресурсосберегающих и экологически ориентированных  технологий практически не стимулируется  налоговой, кредитной и таможенной политикой.

Таким образом, прогнозирование охраны окружающей среды и природопользования позволяет  на основе выявленных тенденций определить региональную политику в этой сфере, наметить приоритетные направления  для учета их при разработке и  финансировании программ, внепрограммных мероприятий, совершенствовании нормативной  правовой базы. В то же время необходимо отметить, что прогнозирование в  этой сфере не предусматривает ряд  важных показателей, которые могли  бы характеризовать экологическую  составляющую в экономическом развитии. К примеру, при определении основных макроэкономических показателей не учитывается природоемкость, измеряемая как затраты первичных природных  ресурсов или единицы загрязнений  на единицу произведенной продукции. Между тем рост таких показателей, как валовой внутренний (региональный) продукт, доход на душу населения  и пр., в настоящий период базируется на техногенном развитии, т.е. сопровождается истощением природных ресурсов и  загрязнением окружающей среды. Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, отсталые технологии приводят к большим потерям  природных ресурсов и сырья. Недооценка природных ресурсов как капитала и издержки от экологического ущерба не позволяют представить объективную  оценку показателей экономического развития [8].

Любой сценарий социально-экономического развития города и региона должен быть экологически ориентированным, отвечать требованиям  Федерального закона от 10.01.2002 7 - ФЗ «Об  охране окружающей среды», предусматривать  мероприятия по ликвидации накопленных  отходов.

Социально-экономическое  развитие региона должно сопровождаться созданием условий устойчивого  природопользования, включающих наличие  соответствующей нормативной правовой базы, снижение ресурсоемкости производства, структурную перестройку экономики, развитие наукоемких технологий, внедрение  международных экологических стандартов и требований, развитие инновационной  деятельности и др. 
В настоящее время не существует альтернативы устойчивому развитию с точки зрения и общецивилизационных, и российских перспектив.

Поскольку устойчивое развитие - это социально-экономическое  и экологическое измерение, то важно, чтобы в общепринятых показателях  развития учитывалось влияние экологического фактора, то есть, чтобы они были экологически скорректированными.

В настоящее  время еще нет окончательных  методологических разработок по исчислению влияния экологического фактора  на общие показатели развития, но чисто  логический анализ структуры общих  показателей с учетом экологического фактора такую зависимость выявляет.

Уровень ВВП, не учитывающий воздействие  социально-экономической деятельности на окружающую среду, дает завышенную оценку экономического развития. В  настоящее время разрабатывается  методология исчисления экологически скорректированного ВВП. Предполагается получить его на основе учета издержек потребления природного капитала. Естественно, невозможно учесть влияние абсолютно  всех факторов экологического характера  на уровень и динамику общих агрегированных показателей социально-экономического развития, тем не менее, чрезвычайно  важно учитывать те из них, которые  поддаются исчислению

В дальнейшем необходимо в регионах показатели валового регионального продукта исчислять  с учетом и без учета воздействия  экологического фактора. Данное сравнение  позволит выявить остроту проблемы устойчивого развития.

Общие показатели развития складываются под влиянием динамики и качественных характеристик  всех секторов социально-экономического комплекса. Устойчивость развития определяется степенью учета экологического фактора  во всех отраслях, производствах. Если идеология устойчивого развития идет сверху вниз, то практическая его  реализация разворачивается снизу  вверх, постепенно охватывая все  сферы и ступени социально-экономического комплекса.

Важнейшим показателем ориентации производств  на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или  доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных  технологий по промышленности в целом  и в отдельных ее отраслях.

Одной из центральных задач устойчивого  развития региона является ориентация на потребление экологически чистых товаров - важнейшего фактора улучшения  здоровья населения. Показатели учета  экологического фактора выступают  в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень  прогресса в ориентации на путь устойчивого  развития. Все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия [8].

Важно обеспечить адекватное бюджетное финансирование охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства и установление механизма  финансовых гарантий, включая экологическое  страхование, связанных с возможным  негативным воздействием на окружающую среду.

Выйти на уровень устойчивого развития цивилизация  может лишь при условии формирования экологической культуры, ориентированной  на сохранение, восстановление и развитие социоприродного богатства, накопленного цивилизацией в процессе всемирно-исторического  развития. Это предполагает формирование «экофильной личности» - человека, реализующего свои целевые установки в соответствии с современными биосферными критериями.

Экологическое образование выступает составной  частью экологической культуры. Целью  региональной экологической политики в сфере образования должно стать  создание системы эффективного целенаправленного  формирования экологической культуры всех категорий населения, с использованием для этого всех имеющихся инструментов, институтов и возможностей образования. Приоритет непрерывного экологического образования всех социальных групп  и, в первую очередь, подрастающего  поколения является ключевым принципом  «устойчивого развития».

Таким образом, основной задачей региональной политики в области экологии является экономическое  регулирование рыночных отношений  в целях рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных  и внебюджетных средств на природоохранную  деятельность. Стимулировать охрану окружающей среды можно только, доказывая  эффективность природоохранных  мероприятий в рамках самой экономической  системы, т.е. вычисляя потери от пассивности  и эффект от активного применения природоохранных мер [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Природа наша прекрасна и щедра, но она  хрупка и тонко сбалансирована: существуют пороги, через которые нельзя переступать, чтобы не допустить глобальную экологическую  катастрофу. К сожалению, мы эти пороги уже переступили. Биосфера уже не в состоянии справиться с отходами земной цивилизации и начинает постепенно деградировать. Это проявляется  в глобальном потеплении климата, разрушении озонового слоя Земли, деградации почв, опустынивании, уменьшении биологического разнообразия, увеличении экономического ущерба от загрязнения водного и  воздушного бассейнов, росте заболеваемости и увеличении числа неполноценных  детей в экологически неблагоприятных  регионах.

Созданная в конце 90-х годов – начале 2000х годов нормативная правовая база Российской Федерации в сфере  охраны окружающей среды в настоящее  время не отвечает требованиям современного социально-экономического развития страны и нуждается в модернизации. Отсутствие экономических стимулов для рационального  природопользования приводит к значительным экономическим потерям.

Экологизация  экономического развития России, переход  к «зеленому», устойчивому росту  российской экономики является важнейшим  инструментом ее модернизации, формирования инновационного социально-ориентированного типа развития и достижения целей, поставленных в Концепции долгосрочного социально  – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. НИА-Природа, ред. Н.Г. Рыбальский //Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2008. № 6. С.101-108
  2. Маврищев В. В. Основы экологии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш. шк., 2007. 447 с.
  3. Миннекаева Д.Р. Доклад об оздоровлении экологической обстановки в Российской Федерации // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3.
  4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: уч. и справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. 627 с.
  5. Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. М: Финансы и статистика, 2006. 375 с.
  6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 27 декабря 2009 года)

7.  http://metallolomik.ru/2010/05/29/-2-osnovnye-napravleniya-oxrany-okruzhayushhej-sredy-i-racionalnogo-prirodopolzovaniya.html

Информация о работе Охрана окружающей среды и социально -экономическое развитие России