Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли охраны окружающей среды в политике РФ и социально-экономическом развитии.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
ознакомиться с сущностью и направлениями охраны окружающей среды;
выявить основные современные экологические проблемы в России;
изучить влияние окружающей среды на социально-экономическое развитие.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и направления охраны окружающей среды…………...…..4
Объекты и принципы охраны окружающей среды……………….……..4
Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны……..6
Глава 2. Основные современные экологические проблемы в России…………………………………………………………………………….10
Современное состояние окружающей среды России……….…………10
Экологическая политика Российской Федерации…………………......12
Глава 3. Социально-экономическое развитие России с учетом экологического фактора……………………….............………..……………….19
Заключение ……………………….…………………………..………………….25
Список использованной литературы …………………………..………..…..…26
Необходимо совершенствовать нормотворческий процесс на национальном и международном уровне путем привлечения для разработки экологических законов компетентных специалистов теоретического и практического профиля: юристов, экологов, экономистов, политиков, социальных работников и т.д. в целях принятия разносторонне проработанного, социально направленного и перспективного акта с эффективным и поэтапным механизмом реализации.
Для достижения
эффективной экологической
Глава 3. Социально-экономическое развитие России с учетом экологического фактора
Ранее основной
задачей природоохранной
Экологическая
эффективность включает в себя два
аспекта - экономику и охрану окружающей
среды, тогда как устойчивое развитие
подразумевает еще и взгляд в
будущее, т.е. социальные аспекты. Оценивая
с этих позиций Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
г. 7-ФЗ, очевидно, что он является новым
для России этапом в развитии природоохранного
законодательства. Определяя правовые
основы государственной политики в
области охраны окружающей среды, закон
направлен на обеспечение баланса
между экономическими и экологическими
интересами общества, на сохранение благоприятной
окружающей среды, биологического разнообразия
и природных ресурсов. Вместе с
тем система подзаконных актов,
необходимая для его
Концепцией
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию, утверждённой
Указом Президента РФ от 01.04.1996 440, решение
проблем социально-
Одной из
причин низкой природоохранной деятельности
хозяйствующих субъектов
Экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов также незначительно сказывается на конечных показателях хозяйственной деятельности предприятий. Рыночные механизмы пока еще не играют существенной роли в повышении эффективности природопользования. Развитие ресурсосберегающих и экологически ориентированных технологий практически не стимулируется налоговой, кредитной и таможенной политикой.
Таким образом,
прогнозирование охраны окружающей
среды и природопользования позволяет
на основе выявленных тенденций определить
региональную политику в этой сфере,
наметить приоритетные направления
для учета их при разработке и
финансировании программ, внепрограммных
мероприятий, совершенствовании нормативной
правовой базы. В то же время необходимо
отметить, что прогнозирование в
этой сфере не предусматривает ряд
важных показателей, которые могли
бы характеризовать экологическую
составляющую в экономическом развитии.
К примеру, при определении основных
макроэкономических показателей не
учитывается природоемкость, измеряемая
как затраты первичных
Любой сценарий социально-экономического развития города и региона должен быть экологически ориентированным, отвечать требованиям Федерального закона от 10.01.2002 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривать мероприятия по ликвидации накопленных отходов.
Социально-экономическое
развитие региона должно сопровождаться
созданием условий устойчивого
природопользования, включающих наличие
соответствующей нормативной
В настоящее время не существует альтернативы
устойчивому развитию с точки зрения и
общецивилизационных, и российских перспектив.
Поскольку
устойчивое развитие - это социально-экономическое
и экологическое измерение, то важно,
чтобы в общепринятых показателях
развития учитывалось влияние
В настоящее
время еще нет окончательных
методологических разработок по исчислению
влияния экологического фактора
на общие показатели развития, но чисто
логический анализ структуры общих
показателей с учетом экологического
фактора такую зависимость
Уровень
ВВП, не учитывающий воздействие
социально-экономической
В дальнейшем необходимо в регионах показатели валового регионального продукта исчислять с учетом и без учета воздействия экологического фактора. Данное сравнение позволит выявить остроту проблемы устойчивого развития.
Общие показатели
развития складываются под влиянием
динамики и качественных характеристик
всех секторов социально-экономического
комплекса. Устойчивость развития определяется
степенью учета экологического фактора
во всех отраслях, производствах. Если
идеология устойчивого развития
идет сверху вниз, то практическая его
реализация разворачивается снизу
вверх, постепенно охватывая все
сферы и ступени социально-
Важнейшим показателем ориентации производств на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных технологий по промышленности в целом и в отдельных ее отраслях.
Одной из центральных задач устойчивого развития региона является ориентация на потребление экологически чистых товаров - важнейшего фактора улучшения здоровья населения. Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень прогресса в ориентации на путь устойчивого развития. Все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия [8].
Важно обеспечить адекватное бюджетное финансирование охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства и установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Выйти на
уровень устойчивого развития цивилизация
может лишь при условии формирования
экологической культуры, ориентированной
на сохранение, восстановление и развитие
социоприродного богатства, накопленного
цивилизацией в процессе всемирно-исторического
развития. Это предполагает формирование
«экофильной личности» - человека, реализующего
свои целевые установки в
Экологическое
образование выступает
Таким образом,
основной задачей региональной политики
в области экологии является экономическое
регулирование рыночных отношений
в целях рационального
Заключение
Природа наша прекрасна и щедра, но она хрупка и тонко сбалансирована: существуют пороги, через которые нельзя переступать, чтобы не допустить глобальную экологическую катастрофу. К сожалению, мы эти пороги уже переступили. Биосфера уже не в состоянии справиться с отходами земной цивилизации и начинает постепенно деградировать. Это проявляется в глобальном потеплении климата, разрушении озонового слоя Земли, деградации почв, опустынивании, уменьшении биологического разнообразия, увеличении экономического ущерба от загрязнения водного и воздушного бассейнов, росте заболеваемости и увеличении числа неполноценных детей в экологически неблагоприятных регионах.
Созданная
в конце 90-х годов – начале
2000х годов нормативная
Экологизация
экономического развития России, переход
к «зеленому», устойчивому росту
российской экономики является важнейшим
инструментом ее модернизации, формирования
инновационного социально-ориентированного
типа развития и достижения целей, поставленных
в Концепции долгосрочного
Список использованной литературы
7. http://metallolomik.ru/2010/
Информация о работе Охрана окружающей среды и социально -экономическое развитие России