Охрана окружающей среды и социально -экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли охраны окружающей среды в политике РФ и социально-экономическом развитии.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
ознакомиться с сущностью и направлениями охраны окружающей среды;
выявить основные современные экологические проблемы в России;
изучить влияние окружающей среды на социально-экономическое развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и направления охраны окружающей среды…………...…..4
Объекты и принципы охраны окружающей среды……………….……..4
Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны……..6
Глава 2. Основные современные экологические проблемы в России…………………………………………………………………………….10
Современное состояние окружающей среды России……….…………10
Экологическая политика Российской Федерации…………………......12
Глава 3. Социально-экономическое развитие России с учетом экологического фактора……………………….............………..……………….19
Заключение ……………………….…………………………..………………….25
Список использованной литературы …………………………..………..…..…26

Работа содержит 1 файл

ккр по эк-ке природопользования.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные современные экологические проблемы в России

2.1 Современное состояние окружающей среды России

     С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических  процессов эффективными системами  очистки, а также нормативно-правовыми  ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным  законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип  поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой  конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего  экспорта невосполнимых природных  ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее -  «колонизация»  мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам  России.

Рассматривая  российские законодательные акты в  сфере экологии в рамках мировой  системы необходимо отметить, что  они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует  Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных  законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об  особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и  агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный  закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют  глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и  череда экономических кризисов привели  к обострению проблем в сфере  экологии, разбалансированию процессов  управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных  ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и  реальная угроза генофонду населения  страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических  проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической  безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые  должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В России ежегодно публикуются  Отчет по состоянию и охране окружающей среды и с помощью него можно  проследить основные экологические  проблемы. Экологическая ситуация в  России остается сложной. Несмотря на продолжающийся спад производства, объем  выбросов и сбросов загрязняющих веществ остается высоким. Серьезными проблемами остаются качество питьевой воды (80% болезней человека тем или  иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды), ликвидация химического  оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции  “Об уничтожении химического  оружия”, загрязнение воздушного пространства, озоновый слой Земли, загрязнение почвенного покрова и его эрозийное разрушение, катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий, радиационное загрязнение территорий (гонка вооружений и несовершенство технологии явились причиной огромного количества радиоактивных отходов) [1].

 В  горнодобывающем секторе природоохранительные  мероприятия практически не финансируются. 90% аварийных разливов нефти вызывают  сильные и во многом необратимые  повреждения природных комплексов. Огромные суммы не приходят  в государственную казну из-за  браконьерства и незаконной торговли  предметами растительного и животного  мира. Усиливается влияние неблагоприятных экологических факторов на сохранение культурного наследия: памятников истории, архитектуры, искусства, гидростроительства и т.д. Крайне неблагоприятное состояние окружающей среды сильно влияет на здоровье населения.

Для становления России на путь устойчивого развития решение этих и многих других экологических задач должно стать одной из наиболее важных и срочных целей. Хотелось бы отметить, что у России есть потенциал для разрешения этих проблем. Немалую помощь в этом может оказать опыт зарубежных государств. Недаром ведь А.Д.Сахаров говорил, что России нужно не следовать какому-то направлению развития, отвергая все остальные возможности, а перенимать как можно больше позитивного опыта у иностранных государств для выработки своего собственного пути развития.

 

2.2 Экологическая политика Российской Федерации

Мировое сообщество на современном этапе  развития столкнулось с множеством глобальных проблем, требующих координации  усилий государств планеты.  В докладе Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана  «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» от 21 марта 2005 года говорится о том, что обеспечение экологической устойчивости, в современном мире является важной задачей мирового сообщества. В докладе отмечается, что «на уровне страны национальные стратегии должны предусматривать инвестиции в повышение качества природопользования и проведение требуемых структурных преобразований для повышения экологической устойчивости» [3].

В настоящее  время государственная экологическая  политика Российской Федерации определяется концепцией устойчивого развития, что  закреплено Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. "О  государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О Концепции  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию. Основные принципы, задачи и мероприятия экологической  политики определяются: законодательством  Российской Федерации (Конституция  Российской Федерации; федеральный  закон "Об охране окружающей природной  среды" и др.); программами Правительства  Российской Федерации в области  структурной перестройки экономики  и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.

Особое  место занимает «Экологическая доктрина Российской Федерации», утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р. Она определяет главные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасности страны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации [5].

Экологическая доктрина Российской Федерации в  качестве стратегической цели государственной  экологической политики устанавливает  сохранение природных систем, поддержание  их целостности и жизнеобеспечивающих  функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. 

В соответствии с доктриной государственная  политика в области экологии должна базироваться на следующих принципах: устойчивое развитие, предусматривающее  равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы; приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ресурсов; справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним; предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий; отказ от хозяйственных или иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды; природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба,  наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды; открытость экологической информации; участие гражданского общества, органов самоуправления  и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии  и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [4].

Согласно положениям Доктрины, основными  направлениями государственной  политики в области экологии являются: обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды  и ресурсосбережение, сохранение и  восстановление природной среды, предотвращение чрезвычайных экологических ситуация, снижение экологического риска здоровью граждан, обеспечение экологической  безопасности жилья, одежды, бытовой  техники и предметов домашнего  обихода, контроль над  распространением чужеродных видов и генетически  измененных организмов.  Также приоритетными  являются проведение экологического мониторинга, информационное обеспечение, и экологическое  просвещение населения.  Гарантировать  экологическую безопасность для  здоровья российского населения, а  также экологическую безопасность, одежды, бытовой техники, продуктов  питания и нераспространенные чужеродных видов и генетических измененных организмов, призвана экологическая  политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации [3].

Важную  роль в изменении сложившихся  негативных экологических тенденций  должно сыграть государство, проводимая им экономическая политика. «Основные  направления социально-экономической  политики Правительства на долгосрочную перспективу» и «План действий  Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на  2000-2001 годы» позволяют судить об экологичности государственной политики.   

В документе  «Основные направления социально-экономической  политики Правительства на долгосрочную перспективу» излагаются 4  принципа структурной политики:

1) конкурентный  рынок как главный регулятор  экономического развития;

2) минимизация  и оптимизация государственного  вмешательства  в экономику;

3) открытость  экономики; 

4) либерализация экономической деятельности на микроуровне.

По мнению С.Н. Бобылева, в области охраны среды  «конкурентный рынок» действует  неэффективно (несовпадение общественных и частных издержек, действие монополизма  и др.). Здесь же - занижение или  отсутствие цен на многие природные  ресурсы и услуги, что препятствует оптимальному рыночному функционированию. Что касается «открытости экономики», в России главным конкурентным товаром  являются природные ресурсы и  их усиленная эксплуатация. А при  заниженных ценах ресурсы используются и потребляются в завышенных количествах, что приводит к их деградации и  исчерпанию. В связи с отмеченными  обстоятельствами экономическая теория требует активного вмешательства  для коррекции рыночных сбоев  в природной сфере, установления специальных налогов и пр., а  не минимизации государственного вмешательства. 

Основной  принцип стратегии устойчивого  развития  означает сбалансированный паритет экономических и экологических интересов общества. Достижение этой цели потребует решения следующих задач:

  • обеспечить нормативно-правовое регулирование выполнения государством функций по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, включая развитие института государственной собственности на природные ресурсы;          
  • осуществить обоснованное разграничение полномочий в области управления природопользованием и охраной окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • рационализировать структуры государственного управления в данной сфере;
  • реформировать системы учета и экономической оценки природных ресурсов, а также систему платежей за природные ресурсы с учетом переноса центра тяжести в налогообложении на ресурсные (рентные) платежи;
  • усовершенствовать финансово-экономические механизмы воспроизводства природных ресурсов, систему лимитирования и лицензирования природопользования;
  • обеспечить развитие новых методов и технологий изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, а также увеличение доли   использования вторичных ресурсов, повышение степени утилизации отходов;
  • развить рынок работ и услуг в сфере природопользования и т.д.

Эколого-экономическое  регулирование рыночных отношений  преследует две цели: ограничение  неэффективной конкуренции с  целью вывода из конкурентной среды  неэкологичных продуктов, технологий и оборудования и развитие собственно рыночных механизмов (экологическое  страхование и торговля квотами  различного рода в природопользовании). Основные экономические инструменты  достижения устойчивого развития следующие: формирование экологически ориентированных  национальных счетов; создание инновационных  механизмов природоохранной деятельности; создание рынков экологичной продукции, технологий и оборудования; учет экологического фактора при приватизации; учет факторов приемлемого экологического риска  при принятии хозяйственных решений [3].

В связи  с принятием Экологической доктрины Российской Федерации следует привести в соответствие с ней федеральные  целевые программы, затрагивающие  проблемы охраны окружающей среды (в  том числе воздуха), природопользования, экологической безопасности, экологического образования. Необходимо в дальнейшем разработать план действий по реализации Экологической доктрины РФ, предусматривающий  целевое финансирование работ по всем основным направлениям экологической  политики и обеспечения экологической  безопасности РФ.

Информация о работе Охрана окружающей среды и социально -экономическое развитие России