Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:15, реферат
В последние два десятилетия на территории многих стран Европы наблюдается массовое повреждение и деградация лесов. Причины этого кроются в загрязнении воздушного бассейна. Кислотные дожди, высокие концентрации в воздухе окислов серы и азота, а также озон, непосредственно повреждают растения, ухудшая состояние лесов.
В этой же графе следует указать геоботан
Основная часть бланка - таблица, включающая графы для описания параметров 'деревьев, свидетельствующих об их жизненном состоянии.
Графа 1 «Номер дерева» - заполняется по меткам на вашей площадке - в нее заносятся номера описываемых деревьев (N1, N2... \¥6).
Графа 2 «Класс дефолиации» - этот параметр дерева определяется визуально при помощи бинокля. При его определении необходимо осматривать ветки в средней части кроны.
Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев
-6-
Дефолиация (густота кроны) оценивается по четырем основным классам, где каждому классу соответствует определенный процент потери хвои (или степень разреженности кроны)(рис.2):
Другой, более простой (но не все-
гда работающий) способ определения
класса дефолиации сводится к тому,
что определяется возраст хвои, дер-
жащейся на побегах. Известно, что
сосна дает один побег в год, а ее хвоя
«в нормальных условиях» существо-
вания живет четыре года (по крайней
мере й средней полосе Европейской
России). Если на ветке сосны в сред-
ней части кроны четыре крайних по-
бега покрыты хвоей, то класс дефо-
лиации такого дерева - ноль (норма).
Если хвою имеют только три крайних
побега, то класс дефолиации 1, если
только два побега - 2, если только
один крайний побег покрыт хвоей -
это 3-й балл дефолиации.
Границы между побегами разных
годов можно отличить при взгляде в бинокль по мутовкам или по углу, который побеги
образуют друг с другом.
Графа 3 «Класс пожелтения». Степень потери природной окраски, или «пожелтения» кроны оценивается визуально также по четырем классам. Исследователь пытается примерно сравнить наблюдаемый цвет кроны с нормальным в его представлении и в других описаниях цветом. Потеря природной окраски оценивается в процентах по следующей шкале:
Лучше при определении этого показате
Такая рекомендация продиктована тем, что в разную погоду человеку свойственно по разному воспринимать цвета.
Г рафа 4 «Новые шишки». В данной графе по предлагаемой шкале визуально оценивается количество новых (не раскрывшихся) шишек на дереве.
Количество шишек оценивается т
': н ' г - I.' " ±\ ;■■■ у- г - \ Т* . ' - ■'
-7-
Новые шишки - это шишки треугольной формы. Этот параметр лучше определять при помощи бинокля.
Графа 5 «Старые шишки». Количество старых (раскрывшихся шишек) определяют по той же шкале, что и количество новых. Старые шишки имеют форму «ежика», а их подсчет также ведется с помощью бинокля.
Графа 6 «Прирост верхнего побега». Для оценки прироста верхушечного побега необходимы данные о среднем приросте в Вашей местности.
(Например, в окрестностях полевого стационара «Экосистема» в ближнем Подмосковье средний прирост сосны обыкновенной составляет 10-15 см в год. Малый прирост считается менее 5 см в год.
В данном случае оценка прироста проводится по четырех балльной шкале с шагом в 5 см: 0 баллов - прирост более 15 см, 1 балл - 10-15 см, 2 балла
Графа 7 «Сумма баллов». В эту графу записывается алгебраическая сумма баллов со 2 по 6 графу.
Графа 8 « Общее жизненное состояние» заполняется в лаборатории и относится уже к камеральной обработке материала. Порядок ее заполнения описан ниже.
Графа 9 «Примечания». В этой графе следует указать дополнительную информацию о Ваших деревьях, которая может быть полезной при дальнейшей интерпретации данных, например, отметить однобокость (флагообразность) кроны, наличие облома верхушки, дупел и т.п. Сюда же можно записывать рабочую информацию, например, о
повреждении краски на дереве и др.
Так как оценка степени и типа дефолиации и формы крон производится визуальными методами, мы рекомендуем при этом использовать фотографирование, собственные рисунки и схемы. Альбом фотографий деревьев с различными степенями повреждения хвои Вы можете сделать сами, фотографируя деревья с различной степенью повреждения хвои (по Вашей визуальной оценке).
Перед тем как перейти к объяснению способов обработки данных и правил их интерпретации необходимо указать на некоторые очень важные правила проведения полевых описаний.
Правило первое. Наблюдатели должны пройти инструктаж и тщательно изучить методику. При описаниях необходимо использовать бинокль.
Правило второе. Описание проводят не менее трех наблюдателей. При расхождении оценок наблюдатели меняются местами обзора и в
-8-
процессе обсуждения приходят к взаимной договоренности.
Правило третье. Исследования проводятся днем при хорошей освещенности. На вечерней и утренней зорях могут быть ошибки от солнечных бликов, особенно при определении класса пожелтения хвои. В пасмурную и дождливую погоду пожелтение хвои незаметно, а кроны кажутся гуще.
Оценка данных и представление результатов ис
Оценка данных
Оценка заключается в выведении
Оценка по сумме баллов (графа 7). Определение простой суммы баллов является видом самой простейшей обработки материала. При определении суммы баллов суммируются значения из граф 2-6.
Таким образом, максимальное значение 15 баллов соответствует отмирающему или
Определение класса ОЖС (графа 8). Определение общего жизненного состояния по таблице и дальнейшее построение диаграмм и их интерпретация является более гибким и правильным методом обработки данных.
Общее жизненное состояние деревьев определяется по комбинации класса дефолиации и класса пожелтения хвои и вносится в графу 8 бланка.
Для определения ОЖС используют следующую таблицу:
Класс дефолиации |
Класс пожелтения | ||
0 или 1 |
2 |
3 | |
Класс общего жизненного состояния (ОЖС) | |||
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
В клетке на пересечении «Класса дефолиации
Каждому классу ОЖС соответствует среднестатис
Следует учесть, что это лишь самый общий статистический прогноз развития дерева при неизменных внешних условиях и реальные сроки могут не совпадать с предлагаемыми среднестатистическими.
-9-
Наглядное представление результатов
Для наглядного представления результатов и уд
Для облегчения построения диаграмм приведем несколько правил:
Процедура составления столбчатой диаграммы
Процедуру составления столбчатой диаграммы поясним на примере.
Предположим, на площадке описаны 24 дерева (по 6 с каждой стороны света). Из них 4 дерева получили ОЖС 0 баллов (полностью здоровые), 5 деревьев - 1 балл, 4 дерева - 2 балла, 4 дерева - 3 балла, 4 дерева - 4 балла (свежие сухостойные) и 3 дерева имеют ОЖС равный 5 баллам (старые сухостойные).
Для удобства лучше всего данные заносить в такую таблицу:
Балл ОЖС |
Кол-во деревьев на площадке с данным баллом ОЖС |
% деревьев с данным баллом ОЖС |
Накопленная сумма % |
0 |
4 |
16.7 |
16.7 |
1 |
5 |
20.8 |
37.5 |
2 |
4 |
16.7 |
54.2 |
3 |
4 |
16.7 |
70.9 |
4 |
4 |
16.7 |
87.6 |
5 |
3 |
12.4 |
100 |
Сумма |
24 |
100 |
Столбец «Накопленная сумма %» необходим для упрощения построения диаграммы. В нем находятся цифры, указывающие на границы между областями на диаграмме. Они получаются путем сложения значения процентов данной строки со значениями процентов всех предыдущих строк.
Пользуясь колонкой «Накопленная сумма %>», необходимо отметить на столбчатой диаграмме границы областей, и обозначить сами области цветом, штриховкой, значками и т.д.
- 10-
В результате получаем следующую диаграмму (рис.З)
Рис.З. Образец столбчатой диаграммы общего жизненного состояния леса (ОЖС) на одной площадке
"\ш■ I ■ с. ' ' ,у I ■ ■, 1 /■. ! К- .. ,г
Общий план организации исследования
Поскольку задачей данного занятия является не столько ознакомление с методикой, сколько проведение реального исследования, в рамках выполнения задания следует заложить и описать минимум две площадки. Для того, чтобы сравнение было интересным и реальным, надо выбрать два участка леса, сильно различающихся между собой по уровню антропогенной нагрузки, например, удаленные на разное расстояние от какого-либо явного источника загрязнения (населенного пункта, завода, автомагистрали и т.п.). Желательно, чтобы эти площадки находились на одной линии по направлению преобладающих ветров.
Если такого явного источника загрязнения воздуха
В любом случае, для проведения сравнения следует выбирать площадки с примерно одинаковым типом древесной растительности и примерно одного возраста. Идеальным вариантом являются находящиеся в разных местах сосновые посадки одного возраста.
Анализ и интерпретация результ
Ниже, в качестве примера, мы приводим образцы диаграмм, составленные по данным измерений на двух учетных площадках в Московской области, в окрестностях полевого Центра «Экосистема».
Диаграммы составлены и подобраны таким образом, чтобы иметь возможность опреде
№ 2 № 1
дальше от поселка > > > ближе к поселку Рис. 4-а: зависимость состояния леса от удаления от поселка
А ' ■■ г •' | у - к-
-11 -
Из рисунка видно, что на площадке, ближайшей к поселку (№ 1), в целом состояние деревьев хуже, чем на удаленной (21% деревьев 3-5 классов ОЖС на площадке №1 против 16% на площадке №2). При этом, число здоровых деревьев на этой площадке также больше (50,5% 0-1 классов против 41%).
Информация о работе Оценка жизненного состояния леса по сосне