Для всех объектов
по хранению химического оружия была
установлена СЗЗ (размер – 2000 м) постановлением
заместителя Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 11 июня 1999 г. № 6. В настоящее время
СЗЗ установлена постановлениями
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации или
его заместителя для четырех
объектов по уничтожению химического
оружия: объект в г. Камбарка Удмуртской
Республики (СЗЗ – 1000 м), объект в
пос. Марадыковский Кировской области
(СЗЗ – 2000 м). Для объектов по уничтожению
химического оружия в г. Почеп
Брянской области и в пос. Леонидовка
Пензенской области продолжается согласование
и экспертиза материалов ТЭО для
установления СЗЗ. По объекту по уничтожению
химического оружия в г. Кизнер Удмуртской
Республики после разработки ТЭО данного
объекта соответствующие материалы для
установления СЗЗ будут направлены в установленном
порядке на согласование и экспертизу.
В целях обеспечения
экологической безопасности процесса
уничтожения химического оружия
продолжались работы по созданию системы
государственного экологического контроля
и мониторинга (СГЭКМ). Создание региональных
СГЭКМ объектов по хранению и уничтожению
химического оружия осуществлялось
на основе требований федеральных законов
и иных нормативных правовых актов
в области охраны окружающей среды
и обеспечения безопасного хранения
и уничтожения химического оружия
в Российской Федерации. Региональные
СГЭКМ строятся таким образом, что
обеспечивают участие в проведении
государственного контроля и мониторинга
объектов по хранению и уничтожению
химического оружия всех заинтересованных
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время действует
региональная подсистема в Саратовской
области, обеспечено ее функционирование
и развитие.
Созданы и
подготовлены к эксплуатации региональные
центры подсистем:
– по обеспечению
государственного контроля объектов по
уничтожению химического оружия
в г. Камбарка Удмуртской Республики
и пос. Марадыковский Кировской
области и мониторинга окружающей
среды в зонах их влияния (города
Ижевск, Киров), в состав которых
входят: центральная экоаналитическая
лаборатория по контролю и мониторингу
ОВ и продуктов их деструкции, лаборатория
биомониторинга и биотестирования,
лаборатория биомониторинга (по разработке,
внедрению и адаптации методик
биотестирования ОВ и продуктов
их деструкции), информационно-аналитический
центр;
– по обеспечению
государственного мониторинга окружающей
среды в СЗЗ и ЗЗМ объектов
по хранению химического оружия и
строящихся объектов по уничтожению
химического оружия (города Курган,
Пенза, Брянск).
Разработаны
программное обеспечение и программно-аппаратные
комплексы Федерального информационного
центра по проблемам обеспечения
экологической безопасности, государственного
экологического контроля и мониторинга
окружающей среды при хранении, перевозке
и уничтожении химического оружия
(ФИЦ), а также региональных информационно-аналитических
центров (РИАЦ). Доработана и в дальнейшем
планируется на постоянной основе необходимая
корректировка технологии информационного
обмена между ФИЦ и РИАЦ. В рамках
реализации основных мероприятий ФЦП
“Уничтожение запасов химического
оружия в Российской Федерации” будут
продолжены работы в области природоохранной
деятельности по обеспечению проведения
государственного экологического контроля
и мониторинга окружающей среды,
а также созданию и введению в
эксплуатацию региональных подсистем
государственного экологического контроля
и мониторинга в районах расположения
объектов по хранению и уничтожению
химического оружия.
Разрабатывается
система производственного экологического
мониторинга (ПЭМ), представляющая собой
единую систему контроля отравляющих
веществ, продуктов их деструкции и
общепромышленных загрязняющих веществ
во всех природных средах (воздух, вода,
почва), которая будет составной
частью региональных систем экологического
мониторинга окружающей среды. Технические
средства системы ПЭМ, в первую очередь
мобильные, будут использованы при
оценке экологической обстановки в
зоне защитных мероприятий объектов.
Системы ПЭМ ориентированы на
функционирование в двух основных режимах
– штатном и аварийном. Ввод в
эксплуатацию системы производственного
экологического мониторинга объектов
по уничтожению химического оружия
будет продолжен в соответствии
с планами-графиками их строительства
и ввода в эксплуатацию, указанными
в Программе.
В течение
длительного времени серьезной
проблемой остается плата за негативное
воздействие на окружающую среду, подлежащая
внесению в бюджеты различных
уровней объектами по хранению и
уничтожению химического оружия.
Требуется соответствующее решение
на уровне Минпромэнерго России и
Правительства Российской Федерации
по вопросам своевременного и достаточного
выделения денежных средств для
объектов по хранению и уничтожению
химического оружия по платежам за
негативное воздействие на окружающую
среду