Международное сотрудничество и участие общественности в охране окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать роль международного и общественного участия в охране окружающей среды на современном этапе развития экономических, производственных и других отношений.
Для осуществления поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:
- охарактеризовать становление и развитие международного сотрудничества;
- обозначить степень участия общественности в охране окружающей среды, в том числе на примере России и Вологодской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…3

1. Международное сотрудничество в решении экологических проблем..……………………………………………………………...…4

1.1 Сущность, объекты и принципы мирового сотрудничества…………………4
Становление и развитие мирового сотрудничества……………………….6
Современная система международного экологического сотрудничества...8
Россия в системе международных отношений по вопросам охраны окружающей среды…………………………………………………………………...10

1.5 Участие Вологодской области в решении глобальных проблем экологии………………………………………………………………………………...13

2. Участие общественности в охране окружающей среды...…...15

2.1 Роль общества в охране окружающей среды…………………………....15

2.2 Роль гражданского общества России в решении экологических проблем современности…………………………………………………………………...16

2.3 Участие общественности Вологодской области в решении проблем охраны окружающей среды…………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………...….21

Список литературы………………………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 67.95 Кб (Скачать)

      В настоящее время вопросами охраны окружающей среды занимаются более ста международных организаций, которые можно подразделить на две группы: международные правительственные союзы и международные неправительственные объединения. Наиболее авторитетной, как уже говорилось выше, международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), В ее состав входят следующие объединения:

      — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),

      —  Всемирная метеорологическая организация (ВМО),

      —  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

      — Всемирная организация продовольствия,

      — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

      В 1957 г. для изучения и использования атомной энергии было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

      В 1960 г. в связи с возрастающим значением океана для человечества была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).

      Существенный  вклад в осмысление человечеством  современного кризисного состояния биосферы внесли представители международной научной неправительственной организации «Римский клуб», созданной в 1984 г. и объединяющей около 100 ученых из 30 стран мира. [6]

      Среди международных неправительственных  организаций, способствующих решению экологических проблем, следует отметить и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). И, конечно, самой известной международной неправительственной организацией является «Гринпис», на весь мир прославившееся своими экстремальными акциями в защиту природы.

      Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, форумов, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей государственных структур, вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и непосредственно заключаются международные договоры (соглашения, конвенции). Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.[7]

      1.4 Россия в системе международных  отношений по вопросам охраны окружающей среды

      Международные договоры Российской Федерации в  области охраны окружающей среды применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды непосредственно при отсутствии необходимости для их применения издания внутригосударственных актов. В иных случаях необходимо издание соответствующего нормативно-правового акта для осуществления положений международного договора Российской Федерации.

      В системе природоресурсного законодательства международные нормативные договоры занимают особое место ввиду их отличительных особенностей. Прежде всего это обусловлено публично-правовой природой регулирования таких договоров. Особый интерес вызывают вопросы регулирования договорных отношений в рамках осуществляемой государственной политики. Следует отметить, что нормативные договоры как источники права, регулирующие отношения в области природопользования, можно разделить на две группы:

      1) международные договоры Российской Федерации;

      2) внутрифедеральные нормативные договоры (договоры о разграничении предметов ведения и контроля).

      В Российской Федерации международные  договоры являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь, если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», то применяются правила международного договора (ст. 82). Необходимо отметить, что международные договоры независимо от их названия (договоры, соглашения, конвенции, пакты) имеют одинаковую юридическую силу и являются составной частью правовой системы России при условии, если они приобрели такой статус в установленном законом порядке (ФЗ от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). Общее число международных договоров, затрагивающих вопросы природопользования и охраны природных ресурсов, достаточно велико. По предмету правового регулирования их можно классифицировать на три группы.[13]

      Договоры  об охране и использовании природных  объектов, т.е. регулирующие отношения какого-либо природного ресурса, находящегося в национальной юрисдикции государства или договоры о межгосударственном сотрудничестве в рассматриваемой области.

      Здесь можно отметить Конвенцию о сохранении ресурсов минтая и управления ими в центральной части Берингова моря (от 16.06.94), Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах (от 13.09.73), Конвенцию о сохранении запасов анадромных видов северной части Тихого океана (от 11.02.92), Временную Конвенцию о сохранении котиков северной части Тихого океана (от 09.02.57).

      Особого внимания заслуживают те договоры, которые были заключены по трансграничному признаку. В них одна сторона — Россия, другая — иное сопредельное государство. Некоторые договоры регулируют отношения по использованию биологических ресурсов. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов (от 21.02.98), Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (от 27.05.94). Другие договоры были заключены по поводу определения режима государственной границы, например, одним из предметов Договора между Правительством СССР и Правительством Корейской Народной Демократической Республики о режиме советско-корейской государственной границы от 03.09.90 является порядок пользования пограничными водами и осуществления хозяйственной деятельности на государственной границе (охоты, рыбной ловли, забора воды и пр.).

      Третьи  договоры имеют природоохранную  характеристику, например, Протокол между Правительством РФ и Правительством КНР об охране тигра (от 10.11.97), Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (от 27.05.94), или договоры, затрагивающие интересы России (например, в сфере обмена ежегодными квотами на промысел в исключительных экономических зонах РФ, Республики Исландии и Королевства Норвегии от 15.05.99).

      Существуют  и природоресурсные договоры, а также договоры, направленные на охрану окружающей среды и имеющие ресурсный аспект, заключенные на уровне межгосударственного сотрудничества стран—участниц СНГ либо с участием России и другого государства—участника СНГ. Сюда следует отнести Постановление межпарламентской ассамблеи государств—участников Содружества Независимых Государств «О ходе выполнения решений Межпарламентской ассамблеи по подготовке предложений о взаимных усилиях стран СНГ, направленных на устранение последствий экологического ущерба в районах Семипалатинска, Чернобыля, Аральского моря и других регионах» и проекте рекомендательного законодательного акта «О возмещении ущерба вследствие нарушения экологической безопасности», принятое 23.05.93, а также Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 26.07.95.

      Непосредственно ресурсный аспект имеют заключенные  на уровне СНГ Горная хартия государств—участников Содружества Независимых Государств от 27.05.97, Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27.03.97, Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоении и охраны недр от 31.05.2001.

      Кроме того, государства—участники СНГ  вправе заключать и иные специальные договоры, в которых регулируются вопросы природопользования. Например, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Россией и Азербайджанской Республикой стороны определили, что будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, способствуя согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровнях, стремясь к созданию всеобъемлющей международной системы экологической безопасности и взаимодействию, в частности в защите и восстановлении экологической системы Каспия. [4]

      1.5 Участие Вологодской области  в решении глобальных проблем экологии

     Рассмотрим  международное и межрегиональное  сотрудничество на примере Вологодской  области.

     Во  исполнение соглашений о межрегиональном  сотрудничестве департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области осуществлен обмен печатной продукцией экологической направленности с Кировской, Костромской, Ярославской, Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Астраханской областями, г. Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Коми и Карелия.

     Взаимодействие  с Республикой Коми, Архангельской, Кировской областями осуществляется в рамках заключенного в 2000 году Бассейнового соглашения о восстановлении и охране водных ресурсов и координации водохозяйственной деятельности в бассейне реки Северной Двины.

     В рамках российско-финского пилотного  проекта «Развитие сети региональных ООПТ на Северо-Западе России», целью которого является разработка принципов рационального управления ООПТ, специалисты  департамента приняли участие в серии рабочих встреч и семинарах,  в ходе которых осуществляется обмен опытом работы по созданию и функционированию особо охраняемых природных территорий регионального назначения.[5] 

 

  1. Участие общественности в  охране окружающей среды

2.1 Роль  общества в охране окружающей  среды

     В настоящее время многие страны, стремясь к экономическому росту, забывают об опасности, которую источает человеческая  деятельность,  направленная на создание и развитие новых технологий. Их цель достичь минимальных затрат при максимальной прибыли. Об экологии задумываются тогда, когда уже поздно что-либо предпринять, и страна стоит на пороге экологического кризиса, который влечет за собой кризис всей экономики.  Стоит провести параллель между экономическим развитием общества и экологией, чтобы заострить внимание на тех сферах человеческой деятельности, которые наносят большой урон окружающей среде, загрязняя ее. В современной экологии и науке об окружающей среде сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы. Согласно антропоцентрическому или технологическому подходу, взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Согласно  биоцентрическому  (или  экоцентрическому)  подходу,  человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экономических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден принимать ее условия.

     Большинство людей пока еще склоняется к первой, антропоцентрической точке зрения, так как она выглядит проще, оптимистичнее и отталкивается от предыдущего практического опыта человечества.  Современный антропоцентризм – это система представлений группового эгоизма, в которой мир людей противопоставлен миру природы, где обладает высшей ценностью и самоценен только человек. Создав мощную техносферу и многократно превысив видовой прожиточный максимум, человек строит взаимоотношения  с  Природой  «по  понятиям»,  навязывая  биосфере  свои  криминальные правила.

     С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей людей связаны все проблемы экономического развития общества. Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах, которые образуют противоречие, разрешаемое путем выбора:

• Первая – потребности общества (индивидов  и институтов) безграничны, полностью  неутолимы. 

• Вторая – ресурсы общества, необходимые  для производства товаров и услуг, ограничены и редки.

     Обществу  приходится  выбирать,  при  этом  возникает  проблема  рационального  ведения общественного хозяйства.  Биологические, в том числе пищевые, ресурсы планеты обуславливают возможности жизни человека на Земле, а минеральные и энергетические служат основой материального производства человеческого общества.

Информация о работе Международное сотрудничество и участие общественности в охране окружающей среды