Лекции по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:15, лекция

Описание работы

Термин «экология» (от греческого oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

Работа содержит 1 файл

Лекционный+материал+Экология+и+Устойчивое+развитие.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

Экологическим кодексом (статья 287) четко установлено, что  для целей транспортировки, утилизации, хранения и захоронения устанавливаются 3 уровня опасности отходов в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Классификация присвоена  полигонам, но нет закрепления разделения отходов по ранее существующим классам  опасности.

Однако предприятия  до сих пор используют классы опасности отхода.

Следует заметить, что  данная двойная классификация –  это временное явление, целью  которой является поставить все  точки над i при спорах по определению  того или иного отхода. Надо понимать, что мы должны отходы оценивать по всем опасным свойствам, а не только токсичности. Налоговый кодекс устанавливает платность отходов по уровням опасности.

 

Ставки платы за эмиссии  в окружающую среду установлены  прямо в Налоговом кодексе. При  этом за местными представительными  органами закреплено право повышать ставки, установленные Налоговым кодексом, не более чем в два раза, за исключением ставок по сжиганию газа (в двадцать раз).

К сожалению, во многих регионах Казахстана еще сохраняется фискальный характер платежей за загрязнение окружающей среды, когда Акимы областей видят в них только дополнительные источники пополнения местного бюджета. А для экологов самое главное значение платежей – стимулирующее. Гораздо важнее для нас, чтобы предприятие вкладывало больше средств в природоохранные мероприятия. Поэтому конечной целью реформирования должна стать нулевая ставка за нормативные эмиссии в окружающую среду (напомню, что эмиссии должны быть ограничены территорией предприятия, а не санитарно- защитной зоной).

Нормативные платежи  необходимо заменять экологическими налогами – это наиболее прогрессивная практика, на которую сейчас переходят развитые государства. Примеры: налог на потребляемую энергию, налог на потребляемое топливо, налог на потребление воды. Причем данные налоги взимаются с производителей и включаются в тарифы, но носят стимулирующий характер по экономии данных видов ресурсов, что в конечном итоге ведет к их экономии и сокращению эмиссий в окружающую среду.

Во исполнение поручений  Главы государства, данных на 18-м  заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте совместно с иностранными инвесторами Министерством прорабатывались предложения по введению в Казахстане экологических налогов с учетом международного опыта. А именно:

1. Переход от платы  за эмиссии к налогу за выбросы  5-6 веществ и сбросы 15-19 веществ, с определенными в законе ставками, привязанными к минимальному расчетному показателю. При этом отмена понятия «сверхнормативной» платы (как легализующей незаконные эмиссии). Вопрос о штрафных санкциях решается через процедуру компенсации ущерба (Экологический кодекс) и административные штрафы (КОАП).

Все сборы должны направляться в местные бюджеты с целью  покрытия бюджетных затрат на природоохранные  программы.

2. Налог с полигонов  твердых бытовых и промышленных  отходов, с дифференцированной  ставкой по уровню экологической опасности (Направлен на реализацию принципа «загрязнитель платит», сбор средств на реализацию экологических программ, стимулирование к достижению минимально-возможного уровня эмиссий). 

3. Налог на производство  электроэнергии, с освобождением от налога объектов солнечной, ветровой и  малой гидроэнергетики. (Направлен на стимулирование энергоэффективности, экономии энергии, развитие возобновляемых ресурсов и энергии). Ставка налога первоначально может быть установлена на невысоком уровне, с дальнейшим повышением (по примеру Германии). Параллельно предлагается пропорциональное снижение ставок социального налога.

4. Акциз на потребление  автомоторного топлива, в зависимости  от содержания серы и СО2  (направлен на стимулирование  экономии топлива, снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов).

5. Транспортный налог  в зависимости не только от  мощности, но и от соблюдения  экологических требований (включая  год выпуска транспортного средства).  

6. Налог на забор  воды из природных водных источников (направлен на стимулирование водосбережения, развитие оборотного водоснабжения).

7. Налог на неутилизируемую  упаковку. (Направлено на развитие  утилизации тары, пластиковых бутылок).

Целью введения таких  налогов является стимулирование природопользователей к снижению эмиссий в окружающую среду и экономному использованию (потреблению) природных ресурсов.

Данные предложения  были направлены в специальную группу по разработке Налогового кодекса при  Министерстве экономики и бюджетного планирования для включения в Налоговый кодекс, однако далеко не все получили одобрения.

Несмотря на новые  налоговые нормы, система экологических  платежей все равно не обеспечивает экономическое стимулирование снижения загрязнение окружающей среды.

Поэтому необходим строгий контроль за целевым планированием и расходованием экологических средств на природоохранные нужды на всех уровнях управления. Для развития экономических инструментов охраны окружающей среды требуется совершенствование законодательства, в том числе бюджетного и налогового.

Механизм финансирования природоохранных  мероприятий станет действенным  только в том случае, если платежи  за нарушения экологических требований, а также платежи за эмиссии  будут целенаправленно использоваться для природоохранной деятельности.

В этих целях считаем необходимым  установить механизм поэтапного направления  средств, аккумулируемых на местном  уровне, для финансирования природоохранных  мероприятий. На первом этапе 50% экологических  платежей будут аккумулироваться в  одном источнике, к примеру, в Национальном фонде Республики Казахстан, из которого трансфертом направляться на реализацию экологических инвестиционных проектов. Такими проектами будут выступать строительство заводов по переработке твердо-бытовых отходов, строительство ВЭС и других объектов производства возобновляемой энергии, проекты по повышению энергоэффективности производства.

 

В систему расчета ущерба с принятием  Экологического кодекса введено  понятие прямых методов расчета, которые все более будут применяться на практике. Если произойдет отказ от платежей за нормативное загрязнение окружающей среды, то методику расчета платежей можно будет использовать для расчета ущерба. Вместе с этим необходимо серьезно ужесточить систему штрафов за нарушение законодательства и в этом вопросе внимательно следить за мировым опытом. Суммы штрафов вполне могут устанавливаться традиционно в Административном кодексе.

Важно чтобы размеры штрафов  и исков были весьма чувствительны  для нерадивых природопользователей. В Чехии, например суммы штрафом составляют от нескольких десятков долларов до нескольких миллионов долларов. Причем право определять сумму штрафа предоставлено только инспектору, чтобы предприятие не могло просчитать, что ему выгоднее – нарушить закон или уплатить штраф.

Значительно больше необходимо применять  мер по приостановке предприятий, вплоть до их закрытия. Вообще постепенно необходимо перейти к практике, когда работа без экологического разрешения невозможна.

 

Казахстаном ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по защите озонового слоя. Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1205 по определению МООС уполномоченным органом, координирующим реализацию Киотского протокола.

РГП «КазНИИЭК» определено рабочим органом Министерства. Разработан план мероприятий необходимых для обеспечения реализации Киотского протокола. Ведутся совещания с государственными органами по поводу обязательств Республики.

Министерством в настоящее время  ведутся активные переговоры по поводу включения Казахстана в приложение Б и установления обязательств пост-Киото. Вместе с тем, предприятиям уже сейчас необходимо квалифицированно учитывать свои выбросы по парниковым газам, чтобы выявить свои возможности и пределы, для сокращения объемов в последующем.

В настоящее время ведется работа по анализу действующего законодательства Республики Казахстан на предмет  необходимости внесения поправок в  связи с принятием Киотского  протокола. Изучается опыт европейских  стран в области эффективного законодательства по реализации механизмов Киотского протокола. Запланирована разработка законов по реализации положений Киотского протокола.

 

В целях дальнейшего совершенствования  экологического законодательства в  Министерстве создана специальная  рабочая группа. Ведется работа по изучению предложений объединений частного предпринимательства. Информация о рассмотрении поправок будет размещаться на ВЕБ-сайте Министерства. Также по итогам рассмотрения планируется проведение заседаний рабочей группы.

Кроме того, с соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года на 2010 год, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, Министерство ведет работу по разработке предложений по совершенствованию экологического законодательства, направленного на стимулирование рационального природопользования и соблюдение экологических нормативов, развитие экологически чистых производств и экологически безопасного поведения граждан.

Таким образом, дальнейшая работа по совершенствованию и реформированию экологического законодательства Министерством охраны окружающей среды продолжает вестись активными темпами. Как видно, предстоит огромная работа, и думается, что совместными усилиями государственных органов, общественности, бизнеса, научных кругов она будет успешно реализовываться.


Информация о работе Лекции по "Экологии"