Лекции по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:15, лекция

Описание работы

Термин «экология» (от греческого oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

Работа содержит 1 файл

Лекционный+материал+Экология+и+Устойчивое+развитие.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

 Конвенция о международной  торговле видами дикой фауны  и флоры, находящимся под угрозой  исчезновения, 1973 г.

 Конвенция ЮНЕСКО  об охране всемирного культурного  и природного наследия 1972 г." и  др. В пределах СНГ:

 Договор 1996 г. между  Белоруссией, Казахстаном, Россией и Киргизией;

 Соглашение о взаимодействии  в области экологии и охраны  окружающей природной среды 1992 г.

 Отраслевые принципы  природоохранительного МП 

 Существуют следующие  принципы международного экологического  права:

 Принцип не нанесения  вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории

 Принцип зашиты  окружающей среды

 Принцип ответственности  за нанесение вреда природе  другого государства

 Принцип, согласно  которому природные ресурсы Земли,  включая воздух, воды, поверхность,  флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо (принцип установлен на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей природной среды 1972 г.)

 

Развитие казахстанского природоохранного законодательства: Экологический кодекс РК.

Д. Муканова

 

Важнейшей для министерства сегодня является работа по реформированию природоохранного законодательства, направленного  на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, с целью вхождения нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исходя из поручений, данных в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года, три  года назад, 9 января 2007 года был принят Экологический кодекс Республики Казахстан, направленный на гармонизацию экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля.

Принятым Экологическим  кодексом предусматривается и уже осуществляется реформирование законодательства.

В отличие от ранее  действующего Закона «Об охране окружающей среды» и от всех аналогичных законов  стран СНГ Экологическим кодексом:

законодательно утверждены основы устойчивого развития, что исключает различное толкование данного понятия в нашем обществе;

экологические требования вынесены на законодательный уровень, тем самым выполняется положение  нашей Конституции, что права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами;

введена компетенция  органов местного самоуправления;

полностью расписан порядок  проведения государственного контроля, что соответствует современным  законодательным требованиям, при  этом значительно повышена роль производственного  контроля и описан порядок проведения общественного контроля;

по примеру лучшей европейской практики введены комплексные  экологические разрешения, выдаваемые на основе наилучших доступных технологий, а сроки действия экологических  разрешений увеличены до 3-5 лет, и  значительно упрощен порядок их выдачи;

предприятия разделены  на 4 группы по сложности производства и степени возможного воздействия  их на окружающую среду, для каждой последующей группы порядок выдачи экологических разрешений процедурно упрощается;

экологическое нормирование будет использовать целевые показатели качества окружающей среды;

для учета природопользователей и выданных разрешений вводено понятие  государственного реестра природопользователей;

введены нормы по праву  собственности на отходы, его переходу от одного лица к другому и к государству, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза;

количество выдаваемых видов лицензий сократилось с  трех до одного;

система платежей основывается на единых для всех ставках, с учетом льготных коэффициентов;

в систему расчета  ущерба введено понятие прямых методов  расчета;

введен механизм торговли квотами на эмиссии в окружающую среду;

  для более целенаправленного  расходования бюджетных средств  введен совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов.

В настоящее время  Министерством для реализации Экологического кодекса обеспечено принятие 46 необходимых  подзаконных актов.

 

 Вместе с тем,  уже тогда говорилось, что реформирование  законодательства не закончится с принятием Экологического кодекса, а будет продолжаться в течение нескольких лет. В Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года Глава государства отметил, что в перспективе мы должны к 2010 году создать основные экологические стандарты устойчивого развития общества. Этот срок был определен для завершения в основном процесса реформирования. Поэтому необходимо постоянно мониторить и контролировать дальнейшее направление работы над кодексом, и вести постоянное сравнение с наилучшей международной практикой.

Для этого в Экологический  кодекс заложены абсолютно все нормы, необходимые для дальнейшего  совершенствования системы окружающей среды, приведение ее в соответствие с лучшими мировыми стандартами.

 

Самые большие новации  намечены в Экологическом кодексе по реформированию разрешительной системы, экологической экспертизы и нормирования эмиссий в окружающую среду.

Принцип превентивной (предупреждения) охраны окружающей среды  пользуется общей поддержкой во многих странах  мира. Практически везде выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду осуществляется на основании обязательной оценки воздействия на окружающую среду.

В Казахстане традиционно, как и в других странах СНГ, наряду с обязательной оценкой воздействия  на окружающую среду и расчетом нормативов эмиссий проводится государственная экологическая экспертиза.

Отличие от развитых государств в том, что в странах СНГ  все эти процедуры осуществляются отдельно.

Отсюда сразу понятно, к чему мы должны стремиться – соединить  оценку воздействия и расчет нормативов эмиссий с проектным циклом, а выдачу разрешений и экологическую экспертизу объединить в один процесс.

Частично эта работа уже сделана. В Экологическом  кодексе предприятия разделены  на 4 группы по сложности производства и степени возможного воздействия их на окружающую среду, для каждой последующей группы порядок выдачи экологических разрешений процедурно упрощается. Для 4-й группы процедура ОВОС ограничивается только разделом проекта по охране окружающей среды, а экологические разрешения они получают на основе деклараций.

 

Кроме того, сейчас в рамках работы Экспертной группы по пересмотру и оптимизации разрешительных документов, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 30 марта 2009 года № 47-р, работа по упрощению разрешительных процедур продолжается. Так, предложено:

- отменить лицензирование  выполнения работ и оказания  услуг в области охраны окружающей  среды, за исключением объектов 1 категории согласно критериям,  предусмотренным статьей 71 настоящего  Кодекса;

- сократить стадии  оценки воздействия на окружающую  среду (до 3 стадий);

- сократить сроки проведения  государственной экологической  экспертизы в зависимости от  категории объекта (в 2 и менее  раза);

       - сократить  пакет документов для получения  разрешения на эмиссии в окружающую среду природопользователей, имеющих объекты I и II категорий;

- сократить срок рассмотрения  заявок на получение разрешения  на эмиссии в окружающую среду  (в 2 раза).

 

Однако в окончательном  виде вся разрешительная процедура  должна свестись к следующему.

Предприятие подает заявку на получение экологического разрешения (используя ресурсы «электронного  правительства»). Уполномоченный орган  рассматривает данную заявку, направляя  материалы при необходимости  экологическим экспертам или на согласование в другие государственные органы. Срок такого рассмотрения может составлять 4-5 месяцев, но это будет меньший срок и меньше процедур, чем совмещенный срок экологической экспертизы и выдачи разрешения. То есть экологическая экспертиза должна стать внутренней процедурой уполномоченного органа, как это делается в большинстве развитых государств.

 

По степени влияния  на природоохранную сферу  едва  ли  можно назвать  что-то более  важное, чем санитарно-экологические  нормативы, регулирующие  загрязнение всех природных сред  –  водоемов и питьевой воды,  почв и   воздуха населенных пунктов.

  В целом, нами пока сохраняется действующая методология нормирования загрязнений, основанная на санитарных нормативах предельно-допустимых концентраций (ПДК), нормативах предельно-допустимых выбросов и сбросов (ПДС и ПДВ). Однако значительно сокращен список нормируемых веществ, в который ранее входило около 1500 различных ПДК, а сейчас около 150, перечень которых в реализацию Экологического кодекса установлен Правительством.

Согласно Экологического кодекса экологическое нормирование будет использовать также целевые  показатели качества окружающей среды, правила установления которых утверждены Правительством.

Дальнейшее направление  реформирования расчетов нормативов эмиссий должно идти по пути сокращения санитарно-защитных зон до размеров территории предприятия.

При этом, все больше должно устанавливаться удельных нормативов эмиссий, контроль за которыми осуществляется непосредственно на источнике эмиссий, преимущественно в автоматическом режиме.

Так, в этом направлении  Министерством ведется следующая  работа. В целях реализации Экологического кодекса Республики Казахстан и  в соответствии с Планом по разработке технических регламентов, приняты:

- Технический регламент «Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве ферросплавов» (постановление Правительства Республики Казахстан от 26 января 2009 года № 46).

Данный технический  регламент устанавливает технические  удельные нормативы эмиссий в  окружающую среду для процессов, применяемых при металлургическом производстве ферросплавов (феррохрома, ферросилиция, ферросиликохрома и ферросиликомарганца), независимо от типа используемого сырья (обогащенное, необогащенное).

- Технический регламент  «Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве глинозема методом Байер-спекание» (постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1207).

Технический регламент  распространяется на процессы/установки  глиноземного производства осуществляемого по последовательной комбинированной схеме Байер-спекание, независимо от типа используемого сырья (обогащенное, необогащенное), определяет основные понятия и термины, условия размещения производства в Казахстане, общие требования по безопасности производства, и устанавливает специфические требования к эмиссиям загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эмиссиям сточных вод, к размещению отходов и к снижению энергопотребления и выбросов парниковых газов.

Разработан проект  Технического регламента «Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве алюминия методом электролиза».

 

Экологическим кодексом впервые введены нормы по праву  собственности на отходы, его переходу от одного лица к другому и к  государству, а система классификации  и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза, что является обязательным требованием при вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Также сделан переход  от нормирования образования отходов  к нормированию размещения отходов, что должно стимулировать природопользователей к поиску безотходных технологий и переработке отходов.

Необходимо сделать  еще один шаг – перейти к  нормированию всего объема накопленных  отходов в местах их размещения, что стимулировало бы уже владельцев полигонов заниматься переработкой отходов.

В Министерстве действует  межведомственная рабочая группа по вопросам обращения с отходами в  различных отраслях, которая целенаправленно  занимается проблемными вопросами  отходов.

Основой обращения с отходами и хозяйственного управления потоками отходов по отраслям является учет и классификация отходов. Только достоверная, детализированная  и отражающая реальное состояние обращения с отходами в различных отраслях, классификация позволит развивать эффективное управление отходами.

Классификатор отходов, разработанный в соответствии со статьей 17 Экологического Кодекса РК и утвержденный Приказом Министра охраны окружающей среды РК от 31 мая 2007 года № 169-п, был направлен на решение  данной задачи.

Классификатор отходов учитывает положения, предусмотренные Базельской конвенцией, к которой Республика Казахстан присоединилась (Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 89-II «О присоединении Республики Казахстан к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»).

Информация о работе Лекции по "Экологии"