Лекции по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:15, лекция

Описание работы

Термин «экология» (от греческого oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

Работа содержит 1 файл

Лекционный+материал+Экология+и+Устойчивое+развитие.doc

— 714.00 Кб (Скачать)

 

   Малоотходные и безотходные технологии (МБТ), как правило,  ориентированы на наиболее важные отрасли народного хозяйства: производство и  рациональное использование металлов,  стройматериалов,  древесины,  полезных  ископаемых.

Существует несколько  основных направлений по осуществлению МБТ:

     1) Создание  и внедрение процессов комплексной   переработке  сырья  без        образования отходов;

     2)  Переработка   всех  видов  отходов  производства  и  потребления  с        получением товарной продукции;

     3) Выпуск  новых видов продукции  с   учетом  требований  ее  повторного        использования;

     4)  Применение  замкнутых   систем   промышленного   водоснабжения   с        использованием осадков очистных  сооружений;

     5) Организация  безотходных  территориально-промышленных  комплексов  и экономических регионов.

    При этом  необходимо соблюдать ряд условий:

     1) Самоочевидное  использование всех компонентов  того или иного  сырья, которые обычно  не  находят   применения   вследствие   отсутствия        необходимых производственных  условий и навыков   обработки,   и        причисляются к отходам;

     2) Взаимосвязь  с экологической  обстановкой,   в  которой  реализуются        проекты (выбросы в атмосферу,  водоемы, почву,  отчуждение  пахотных        или  пригодных  для  других  целей  земель  под   захоронение   или        складирование);

     3) Возможность  вовлечения в хозяйственный оборот  ресурсов,  ранее  не        использовавшихся;

     4) Применение  одной  или  минимума  прогрессивных   операций  в общей        технологической  цепи  приводит  к  необходимости  переводить   всю        технологическую систему на новый уровень;

     5)   Возможность   получения   новых   материалов    с    необходимыми        характеристиками;

     6)   Улучшение   условий   труда   за   счет   сокращения   процессов,        сопровождаемых выделением вредных газов и пыли. Устранение  вредных        компонентов в качестве промежуточных продуктов и катализаторов.

    Многостороннее  и   глубокое   освоение   безотходных   производств   –долговременное  и  кропотливое   дело,  которым  предстоит   заниматься   ряду поколений  ученых,  инженеров,  техников,  экологов,  экономистов,   рабочих разного  профиля  и  многих  других  специалистов.   Полностью   безотходное производство – далекая перспектива, но  необходимо  уже  сейчас  решать  эту задачу,  как  на  общеэкономическом  уровне,  так  и  в  отдельных  отраслях хозяйства.  

 

ЭКОЛОГИЯ и УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Лекция 12

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС)

 

Информационно-контрольными методами управления природопользованием  и охраны окружающей среды (экологического менеджмента)  являются:

1.Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС)

2.Экологическая экспертиза

3. Экологический аудит

 4.Производственный экологический контроль

 

1.Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС)

 

Термин ОВОС, т.е. Оценка Воздействия на Окружающую Среду предназначен для определения и выявления интенсивности, характера и степени опасности вредного влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности, будь то производство, нефте- или газопровод, электростанция, на состояние здоровья человека и окружающей среды.

Целью разработки раздела  ОВОС является выявление и принятие достаточных и необходимых мер  по предупреждению экологических, социальных, экономических и некоторых других последствий, связанных с реализацией хозяйственной деятельности. Проведение ОВОС на проектном уровне, до начала строительства объекта, предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе», производится в соответствие с «Положением об ОВОС».

В процедуре ОВОС принимают  участие три стороны: заказчик, исполнитель работ, а также общественность.

Заказчиком является физическое или юридическое лицо, которое отвечает за подготовку документации в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Исполнитель работ осуществляет непосредственное проведение оценки воздействия на здоровье населения и окружающую среду. Данное лицо несет ответственность за достоверность, полноту и соответствие выставленных оценок. Именно заказчик предоставляет право исполнителю производить работы по оценке воздействия на окружающую среду и население.

ОВОС – это система  мероприятий, проводимых  при экологической  экспертизе с целью оценки соответствия экологическим требованиям планируемой  управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации.

Система оценки воздействия  на окружающую среду  и здоровье населения (ОВОС) получила свое развитие в Казахстане во второй половине 80-х  годов прошлого столетия. Основной нормативный  документ, регулирующий соответствующие   общественные отношения «Временная Инструкция о порядке проведения ОВОС в Республике Казахстан», был принят и утвержден в Казахстане в декабре 1993 г. Бывшим Министерством экологии и биоресурсов.

ОВОС на сегодняшний  день является обязательной и  неотъемлемой  частью предпроектной документации. Процедура ОВОС применяется при  подготовке  и принятии решений  о введении хозяйственной деятельности. Действующая Инструкция ОВОС  устанавливает  требование о применении данной процедуры ко всем, без исключения,  видам планируемой хозяйственной деятельности.  На практике, в силу причин экономического характера процедура ОВОС осуществляется только по крупным объектам, когда заказчик способен оплатить соответствующие работы.

Участие общественности, интересы населения в рамках проведения процедуры ОВОС в должной мере не подтверждены законодательными актами. Не установлено определенных требований ни в отношении срока для первоначального  информирования, ни в отношении каких-либо сроков по процедуре ОВОС в целом или по ее отдельным стадиям. В числе, это касается сроков, касающихся участия общественной в данной процедуре. Открытым остается вопрос о том, кто должен опеспечивать доступ к информации – государственный орган или инициатор хозяйственной деятельности.    

В целом, не до конца остается ясным место и значении ОВОС в  рамках системы принятия решений  по хозяйственным проектам.

 

2.Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза – это комплексная система  мероприятий для установления соответствия хозяйственной деятельности предприятия экологическим требованиям.В значительной, степени он остается  разделом в проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (ЭЭ).

       

Виды экологической экспертизы

 

В Республике Казахстан  осуществляются государственная экологическая  экспертиза и общественная экологическая  экспертиза.

 

Цели экологической  экспертизы

    

Экологическая экспертиза проводится в целях:

1) определения и ограничения  возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдения баланса  интересов экономического развития  и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.

  

Объекты государственной  экологической экспертизы

     

1. Обязательной государственной  экологической экспертизе подле-жат:

       1) проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;

       2) все виды предплановой и предпроектной документации, касающиеся вопросов природопользования, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности государственных органов и организаций, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и приватизации;

3) проекты реконструкции  с материалами оценки воздействия  на окружающую среду для существующих  объектов;

4) проекты нормативов  эмиссий в окружающую среду;

5) проекты нормативных  правовых актов Республики Казахстан,  нормативно-технических и инструктивно-методических документов,  реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

6) технико-экономические  обоснования (расчеты) и проекты  на размещение, строительство, реконструкцию,  развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

7) проекты схем организации  территорий;

8) проекты генеральных  планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

9) материалы комплексного  экологического обследования участков  территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

10) проекты хозяйственной  и иной деятельности, которая  может оказывать воздействие на окёружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными договорами;

11) документация, обосновывающая  экологические требования к новой  технике, технологиям, материалам  и веществам, в том числе  закупаемым за рубежом;

12) документация, обосновывающая  выдачу разрешений (лицензий) на  использование и (или) изъятие природных ресурсов.

2. Объекты государственной  экологической экспертизы проходят  повторную государственную экологическую  экспертизу в случаях:

1) доработки объекта  государственной экологической  экспертизы по замечаниям проведенной  ранее государственной экологической экспертизы;

2) внесения в проектную  и иную документацию изменений  после получения положительного  заключения государственной экологической  экспертизы;

3) на основании судебного  решения.

 

3. Объекты государственной  экологической экспертизы подразделяются на категории I, II, III, IV согласно классификации объектов, приведенной в статье 40 Экологического Кодекса.

К I категории относятся  также проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые центральными государственными органами, а также  объекты, указанные в подпунктах 6) - 9) и 11) пункта 1 настоящей статьи.

К II категории относятся  также проекты нормативных правовых актов органов местного государственного управления, проекты региональных планов и программ, проекты генеральных  планов застройки территорий областного и районного значения.

 

Заключение государственной  экологической экспертизы

     

1. Заключение государственной  экологической экспертизы выдается  по результатам ее проведения.

2. Положительное заключение  государственной экологической экспертизы содержит выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.

3. При отрицательном  заключении государственной экологической  экспертизы заказчик обязан обеспечить  доработку представленных на  экспертизу материалов в соответствии с предложениями и замечаниями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности.

4. Запрещаются финансирование  и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, по которым обязательно проведение  государственной экологической экспертизы, банками и иными финансовыми организациями без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается Главным государственным экологическим экспертом Республики Казахстан, области (города республиканского значения, столицы)  либо руководителем экспертного подразделения местного исполнительного органа в пределах его компетенции.

6. Положительное заключение  государственной экологической  экспертизы к проектной документации  действует в течение пяти лет  со дня его выдачи.

ЭКОЛОГИЯ и УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Лекция № 13-14

Устойчивое  развитие. Проблема генерации и рационального использования энергии. Альтернативные и возобновляемые источники энергии

Информация о работе Лекции по "Экологии"