Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:15, лекция
Термин «экология» (от греческого oikos— дом, жилище, место обитания и logos— наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.
Малоотходные и безотходные технологии (МБТ), как правило, ориентированы на наиболее важные отрасли народного хозяйства: производство и рациональное использование металлов, стройматериалов, древесины, полезных ископаемых.
Существует несколько основных направлений по осуществлению МБТ:
1) Создание
и внедрение процессов
2) Переработка всех видов отходов производства и потребления с получением товарной продукции;
3) Выпуск новых видов продукции с учетом требований ее повторного использования;
4) Применение
замкнутых систем промышленного
водоснабжения с
использованием осадков
5) Организация
безотходных территориально-
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
1) Самоочевидное
использование всех
2) Взаимосвязь
с экологической обстановкой,
3) Возможность
вовлечения в хозяйственный
4) Применение одной или минимума прогрессивных операций в общей технологической цепи приводит к необходимости переводить всю технологическую систему на новый уровень;
5) Возможность получения новых материалов с необходимыми характеристиками;
6) Улучшение условий труда за счет сокращения процессов, сопровождаемых выделением вредных газов и пыли. Устранение вредных компонентов в качестве промежуточных продуктов и катализаторов.
Многостороннее
и глубокое освоение
безотходных производств
–долговременное и
Лекция 12
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Информационно-контрольными методами управления природопользованием и охраны окружающей среды (экологического менеджмента) являются:
1.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
2.Экологическая экспертиза
3. Экологический аудит
4.Производственный экологический контроль
1.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Термин ОВОС, т.е. Оценка Воздействия на Окружающую Среду предназначен для определения и выявления интенсивности, характера и степени опасности вредного влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности, будь то производство, нефте- или газопровод, электростанция, на состояние здоровья человека и окружающей среды.
Целью разработки раздела
ОВОС является выявление и принятие
достаточных и необходимых мер
по предупреждению экологических, социальных,
экономических и некоторых
В процедуре ОВОС принимают участие три стороны: заказчик, исполнитель работ, а также общественность.
Заказчиком является физическое или юридическое лицо, которое отвечает за подготовку документации в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Исполнитель работ осуществляет непосредственное проведение оценки воздействия на здоровье населения и окружающую среду. Данное лицо несет ответственность за достоверность, полноту и соответствие выставленных оценок. Именно заказчик предоставляет право исполнителю производить работы по оценке воздействия на окружающую среду и население.
ОВОС – это система
мероприятий, проводимых при экологической
экспертизе с целью оценки соответствия
экологическим требованиям
Система оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения (ОВОС) получила свое развитие в Казахстане во второй половине 80-х годов прошлого столетия. Основной нормативный документ, регулирующий соответствующие общественные отношения «Временная Инструкция о порядке проведения ОВОС в Республике Казахстан», был принят и утвержден в Казахстане в декабре 1993 г. Бывшим Министерством экологии и биоресурсов.
ОВОС на сегодняшний день является обязательной и неотъемлемой частью предпроектной документации. Процедура ОВОС применяется при подготовке и принятии решений о введении хозяйственной деятельности. Действующая Инструкция ОВОС устанавливает требование о применении данной процедуры ко всем, без исключения, видам планируемой хозяйственной деятельности. На практике, в силу причин экономического характера процедура ОВОС осуществляется только по крупным объектам, когда заказчик способен оплатить соответствующие работы.
Участие общественности,
интересы населения в рамках проведения
процедуры ОВОС в должной мере
не подтверждены законодательными актами.
Не установлено определенных требований
ни в отношении срока для
В целом, не до конца остается ясным место и значении ОВОС в рамках системы принятия решений по хозяйственным проектам.
2.Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза – это комплексная система мероприятий для установления соответствия хозяйственной деятельности предприятия экологическим требованиям.В значительной, степени он остается разделом в проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (ЭЭ).
Виды экологической экспертизы
В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Цели экологической экспертизы
Экологическая экспертиза проводится в целях:
1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
2) соблюдения баланса
интересов экономического
Объекты государственной экологической экспертизы
1. Обязательной государственной
экологической экспертизе
1) проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;
2) все виды предплановой и предпроектной документации, касающиеся вопросов природопользования, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности государственных органов и организаций, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и приватизации;
3) проекты реконструкции
с материалами оценки
4) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;
5) проекты нормативных
правовых актов Республики
6) технико-экономические
обоснования (расчеты) и
7) проекты схем организации территорий;
8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
9) материалы комплексного
экологического обследования
10) проекты хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать воздействие на окёружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными договорами;
11) документация, обосновывающая
экологические требования к
12) документация, обосновывающая выдачу разрешений (лицензий) на использование и (или) изъятие природных ресурсов.
2. Объекты государственной
экологической экспертизы
1) доработки объекта
государственной экологической
экспертизы по замечаниям
2) внесения в проектную
и иную документацию изменений
после получения
3) на основании судебного решения.
3. Объекты государственной
экологической экспертизы подра
К I категории относятся
также проекты нормативных
К II категории относятся
также проекты нормативных
Заключение государственной экологической экспертизы
1. Заключение государственной
экологической экспертизы
2. Положительное заключение государственной экологической экспертизы содержит выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.
3. При отрицательном
заключении государственной
4. Запрещаются финансирование и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, по которым обязательно проведение государственной экологической экспертизы, банками и иными финансовыми организациями без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
5. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается Главным государственным экологическим экспертом Республики Казахстан, области (города республиканского значения, столицы) либо руководителем экспертного подразделения местного исполнительного органа в пределах его компетенции.
6. Положительное заключение
государственной экологической
экспертизы к проектной
Лекция № 13-14
Устойчивое развитие. Проблема генерации и рационального использования энергии. Альтернативные и возобновляемые источники энергии