Культурно историческая обусловленность отношения к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Ядром экологической культуры является экологическое сознание, под которым понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Однако сама по себе система экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения. Поэтому важным является отношение к природе. Именно через отношение личности, имеющихся у нее экологические представления становятся фактором, детерминирующим выбор стратегий и технологии взаимодействия с природой, мотивы этого взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     У русских подростков в рисунках чаще можно увидеть объекты природы  растительного мира. Они изображают себя или окружающих людей среди  природы, можно увидеть, что они  гуляют в лесу – 10% испытуемых, читают книгу на лавочке в парке – 5%, устраивают пикники на пляжах – 6%, либо играют с друзьями на улице - 10%. Реже в рисунках можно увидеть домашних и диких животных. Следует отметить, что один испытуемый в рисунке изобразил, что природу нужно беречь от загрязнений и лесных пожаров.

     В целом можно сказать, что в  рисунках больше всего встречаются  изображение времяпровождение подростков за спортивными играми на природе.

     Китайские же подростки чаще изображают домашних животных: кошек, собак, рыбок, улиток – 23%,  реже встречаются объекты растительного мира. Либо они  дают символическое описание объектов природы. Больше в рисунках прослеживаются изображения компьютерных технологий, электронных приборов – 33%.

     Сравнительный анализ полученных результатов представлен в диаграмме №3

    Категории анализа:

    1. семья
    2. природа и животные
    3. учеба
    4. досуг
    5. я сам
    6. материальные ценности
    7. окружающие люди
    8. объекты окружающей среды, созданные человеком
 

Диаграмма №3

 

   По методике «Незаконченные предложения» мы получили следующие данные:

      Из  выделенных нами восьми категорий анализа: семья, природа и животные, учеба, досуг, я сам, материальные ценности, окружающие люди, объекты окружающей среды созданные человеком (см. Приложение 3,4).

        В русской выборке единица встречаемости в категории «природа и животные» выходит на первый план. Однако следует отметить, что русские подростки на незаконченное предложение «мое отношение к природе…», редко дают развернутый ответ. Чаще отвечают: «хорошее», «плохое», «нормальное», «бережное» - 55% испытуемых, что может говорить о том, что подростки в полной мере не задумываются над этим, если их об этом не спросить. На предложения, которые задавались школьникам, они отвечают, что больше всего «они любят проводить время с друзьями». Играть в спортивные игры, либо любят своих родителей. О природе они знают «немногое», но хотели бы «ее изучить». На вопрос «когда я бываю на природе…», встречаются односложные ответы: «летом», «на каникулах», «отдыхаю». Но и встречаются такие: «хожу по траве», «гуляю в лесу» - 13%, «нравиться запах и аромат цветов», «собираю грибы и цветы» - 8%, «не мусорю», «стараюсь не губить ее» - 8%.

      В китайской выборке из выделенных восьми категорий анализа больше единиц встречаемости наблюдается  в категории анализа «досуг», на второй план выходит категория «природа и животные».

      Но  хотелось бы отметить, что в предложениях китайских подростков, чаще упоминается  о том, что природу «нужно беречь», и «не загрязнять» - 20%. Для них  природа: «прекрасная, любимая» - 38%, «в ней существует много секретов», «это чудесный мир, в котором существует много знаний» 25%, «это место для веселья», «заповедники», «что она была уже разрушена», «надо беречь природу, соблюдать ее права» - 20%.

      Но  также они пишут, что опасаются природу и ее последствий. Встречаются следующие предложения: «в ней существует много опасных животных», «змея, вредное насекомое, паук и так далее» - 18%. А также отношение к природе в исследовательских целях, раскрытия новых тайн природы, приобретение новых знаний. В отличие от русских подростков, которые любят играть на природе, отдыхать с семьей, устраивать пикники.

      Хотелось  бы отметить, что китайских подростков волнует окружающий мир в целом. Они пишут о том, чтобы мир  стал безопасней, было меньше зла: «в нем много несправедливости», чтобы он стал «прекрасным и мирным», «существует много плохих и хороших людей, нужно осмотрительно относиться», «много лжи и предвзятости, что лучше и уютнее быть дома» - 20%. Можно сказать об этом то, что культура и воспитание влияет на наше отношение, наше мировосприятие, наше сознание. 

     Сравнительный анализ полученных результатов представлен  в диаграмме №4 

Диаграмм  №4

3.3. Математика –  статистический анализ  полученных результатов 

U – критерий Манна – Уитни 

     Данный  критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно  измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда  n 1, n 2 ≥ 3 или n 1 = 2, n 2≤ 5.

     Этот  метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.

      В соответствии со следующим шагом  алгоритма определяем эмпирическую величину U с помощью следующей формулы: 

           U = (n1*n2) + ,

где n1 – количество испытуемых в выборе 1;

      n2 – количество испытуемых в выборке 2;

      Tx – большая из двух ранговых сумм;

      nx -  количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.  

Методика  «Доминанта»

     Гипотезы:

H0: Уровень признака в китайской группе не ниже уровня признака в русской группе.

H1: Уровень признака в китайской группе ниже уровня признака в русской группе. 

  U = (40*39) + =672 

           Uэмп > Uкр.  

           U672 > U622

Ответ: H0 принимается. Уровень признака в китайской группе не ниже уровня признака в русской группе. 
 
 

3.4. Вывод

     В ходе проведенного  нами исследования были получены следующие результаты.

По методике «Доминанта», цель которой диагностика  доминантности субъективного отношения  к природе (каких – то доминирующих установок).

     Высокая выраженность домининатного отношения  к природе выявлена  у  52% русских  подростков и 43% китайских. Но следует  отметить, что у русских подростков доминирует эмоциональный компонент  субъективного отношения к природе – 63%, они восхищаются природой. У китайских подростков доминирует когнитивный компонент – 51%, она воспринимается ими  как объект изучения. 

     По  методике «Мой мир». Из выделенных нами восьми категорий анализа (см. выше). В обеих выборках высокий ранг занимает категория анализа – «природа и животные». Однако различия наблюдаются в том, что русские школьники чаще изображают объекты природы растительного мира (цветы, парки, леса и т.д.). Китайские же школьники, чаще изображают объекты природы животного мира (кошек, собак, рыбок и т.д.).

      По  методике «Незаконченные предложения». Из выделенных нами восьми категорий  анализа: семья, природа и животные, учеба, досуг, я сам, материальные ценности, окружающие люди, объекты окружающей среды созданные человеком. Высокий ранг у русских подростков занимает категория анализа «природа и животные». Они любят «гулять на природе», «собирать цветы и грибы», «стараются не губить ее» и «не мусорить».

     У  китайских подростков высокий ранг занимает категория анализа «досуг», на второй план выходит категория «природа и животные». Но хотелось бы отметить, что в «незаконченных предложениях» китайских подростков чаще упоминается о том, что природу «нужно беречь» и «не загрязнять». Для них природа «прекрасная, любимая», «в ней много секретов», «надо беречь природу, соблюдать ее права». Однако в предложениях китайских подростков, можно увидеть, что они бояться природы и ее последствий. Они пишут, что «существует много опасных животных», «змей, вредных насекомых, пауков и других». Следует отметить, что их волнует окружающий мир в целом, «чтобы мир стал безопасней», чтобы он стал «прекрасным и мирным», в «нем много лжи и предвзятости, что лучше и уютнее быть дома».

      Опираясь  на представленные данные, можно заключить, что субъективное отношение к природе у русских подростков отличается от отношения к природе китайских подростков. Нами также был проведен математический анализ полученных результатов по критерию Манна – Уитни, что частично подтвердил достоверность нашего исследования.

     Таким образом, культура имеет свои специфические особенности, представление о которой позволит установить соответствие педагогического процесса экологическому воспитанию. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Большой вклад в изучение психологии отношений в отечественной науке был внесен В.Н. Мясищевым, Б.Ф. Ломовым, А.Ф. Лазурским и т.д.

      В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших  в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности и эта система отношений человека к окружающему и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности.

      Исследования  отношений представляют тот необходимый  для психологии подход, в котором  объединяются объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения  существуют между личностью человека – субъектом и объектом его  отношений. Отношения реализуются или проявляются во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности.

      А.Ф. Лазурский считал существенной стороной личности её отношение к среде  в широком смысле слова, куда включается природа, и материальные продукты труда, и другие личности, и социальные блага.

      Таким образом, субъективное отношение к  природе – это субъективно  окрашенное отражение личностью  взаимосвязей своих потребностей с  объектами и явлениями природы, являющиеся фактором, обуславливающим поведение.

      Субъективное  отношение характеризуют такие  базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, сознательность, а также параметры  второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность.

      Центральными  параметрами являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой  степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляются данные отношения. Именно на основе этих параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

      В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий  существования человека и человеческого  общества. Человек – явление одновременно и природное и общественное. Поэтому  ему свойственны как культурные, так и природные свойства. Культура – это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Культура, включая язык, является первичной адаптацией. Она состоит  из производных опыта, более или менее организованного, выученного и вновь созданного индивидами, составляющими популяциями, и интерпретации значений, передаваемого от прошлого поколения, от современников или формируемого самим индивидом.

     Человек, выбирая свои жизненные ценности, действует в определенном экологическом  контексте, что ориентирует его  на соблюдение экологических требований. Отношения природы и культуры очень сложны.

Информация о работе Культурно историческая обусловленность отношения к природе