Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:35, реферат
Ядром экологической культуры является экологическое сознание, под которым понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Однако сама по себе система экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения. Поэтому важным является отношение к природе. Именно через отношение личности, имеющихся у нее экологические представления становятся фактором, детерминирующим выбор стратегий и технологии взаимодействия с природой, мотивы этого взаимодействия.
У русских подростков в рисунках чаще можно увидеть объекты природы растительного мира. Они изображают себя или окружающих людей среди природы, можно увидеть, что они гуляют в лесу – 10% испытуемых, читают книгу на лавочке в парке – 5%, устраивают пикники на пляжах – 6%, либо играют с друзьями на улице - 10%. Реже в рисунках можно увидеть домашних и диких животных. Следует отметить, что один испытуемый в рисунке изобразил, что природу нужно беречь от загрязнений и лесных пожаров.
В целом можно сказать, что в рисунках больше всего встречаются изображение времяпровождение подростков за спортивными играми на природе.
Китайские же подростки чаще изображают домашних животных: кошек, собак, рыбок, улиток – 23%, реже встречаются объекты растительного мира. Либо они дают символическое описание объектов природы. Больше в рисунках прослеживаются изображения компьютерных технологий, электронных приборов – 33%.
Сравнительный анализ полученных результатов представлен в диаграмме №3
Категории анализа:
Диаграмма №3
По методике «Незаконченные предложения» мы получили следующие данные:
Из выделенных нами восьми категорий анализа: семья, природа и животные, учеба, досуг, я сам, материальные ценности, окружающие люди, объекты окружающей среды созданные человеком (см. Приложение 3,4).
В русской выборке единица встречаемости в категории «природа и животные» выходит на первый план. Однако следует отметить, что русские подростки на незаконченное предложение «мое отношение к природе…», редко дают развернутый ответ. Чаще отвечают: «хорошее», «плохое», «нормальное», «бережное» - 55% испытуемых, что может говорить о том, что подростки в полной мере не задумываются над этим, если их об этом не спросить. На предложения, которые задавались школьникам, они отвечают, что больше всего «они любят проводить время с друзьями». Играть в спортивные игры, либо любят своих родителей. О природе они знают «немногое», но хотели бы «ее изучить». На вопрос «когда я бываю на природе…», встречаются односложные ответы: «летом», «на каникулах», «отдыхаю». Но и встречаются такие: «хожу по траве», «гуляю в лесу» - 13%, «нравиться запах и аромат цветов», «собираю грибы и цветы» - 8%, «не мусорю», «стараюсь не губить ее» - 8%.
В китайской выборке из выделенных восьми категорий анализа больше единиц встречаемости наблюдается в категории анализа «досуг», на второй план выходит категория «природа и животные».
Но хотелось бы отметить, что в предложениях китайских подростков, чаще упоминается о том, что природу «нужно беречь», и «не загрязнять» - 20%. Для них природа: «прекрасная, любимая» - 38%, «в ней существует много секретов», «это чудесный мир, в котором существует много знаний» 25%, «это место для веселья», «заповедники», «что она была уже разрушена», «надо беречь природу, соблюдать ее права» - 20%.
Но также они пишут, что опасаются природу и ее последствий. Встречаются следующие предложения: «в ней существует много опасных животных», «змея, вредное насекомое, паук и так далее» - 18%. А также отношение к природе в исследовательских целях, раскрытия новых тайн природы, приобретение новых знаний. В отличие от русских подростков, которые любят играть на природе, отдыхать с семьей, устраивать пикники.
Хотелось
бы отметить, что китайских подростков
волнует окружающий мир в целом.
Они пишут о том, чтобы мир
стал безопасней, было меньше зла: «в нем
много несправедливости», чтобы он стал
«прекрасным и мирным», «существует много
плохих и хороших людей, нужно осмотрительно
относиться», «много лжи и предвзятости,
что лучше и уютнее быть дома» - 20%. Можно
сказать об этом то, что культура и воспитание
влияет на наше отношение, наше мировосприятие,
наше сознание.
Сравнительный
анализ полученных результатов представлен
в диаграмме №4
Диаграмм №4
3.3.
Математика –
статистический анализ
полученных результатов
U
– критерий Манна –
Уитни
Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n 1, n 2 ≥ 3 или n 1 = 2, n 2≤ 5.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
В
соответствии со следующим шагом
алгоритма определяем эмпирическую
величину U с помощью следующей формулы:
U = (n1*n2) + ,
где n1 – количество испытуемых в выборе 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
Tx – большая из двух ранговых сумм;
nx - количество испытуемых в группе
с большей суммой рангов.
Методика «Доминанта»
Гипотезы:
H0: Уровень признака в китайской группе не ниже уровня признака в русской группе.
H1:
Уровень признака в китайской группе ниже
уровня признака в русской группе.
U = (40*39) +
=672
Uэмп > Uкр.
U672 > U622
Ответ:
H0
принимается. Уровень признака в китайской
группе не ниже уровня признака в русской
группе.
3.4. Вывод
В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты.
По методике
«Доминанта», цель которой диагностика
доминантности субъективного
Высокая
выраженность домининатного отношения
к природе выявлена у 52% русских
подростков и 43% китайских. Но следует
отметить, что у русских подростков
доминирует эмоциональный компонент
субъективного отношения к
По методике «Мой мир». Из выделенных нами восьми категорий анализа (см. выше). В обеих выборках высокий ранг занимает категория анализа – «природа и животные». Однако различия наблюдаются в том, что русские школьники чаще изображают объекты природы растительного мира (цветы, парки, леса и т.д.). Китайские же школьники, чаще изображают объекты природы животного мира (кошек, собак, рыбок и т.д.).
По методике «Незаконченные предложения». Из выделенных нами восьми категорий анализа: семья, природа и животные, учеба, досуг, я сам, материальные ценности, окружающие люди, объекты окружающей среды созданные человеком. Высокий ранг у русских подростков занимает категория анализа «природа и животные». Они любят «гулять на природе», «собирать цветы и грибы», «стараются не губить ее» и «не мусорить».
У китайских подростков высокий ранг занимает категория анализа «досуг», на второй план выходит категория «природа и животные». Но хотелось бы отметить, что в «незаконченных предложениях» китайских подростков чаще упоминается о том, что природу «нужно беречь» и «не загрязнять». Для них природа «прекрасная, любимая», «в ней много секретов», «надо беречь природу, соблюдать ее права». Однако в предложениях китайских подростков, можно увидеть, что они бояться природы и ее последствий. Они пишут, что «существует много опасных животных», «змей, вредных насекомых, пауков и других». Следует отметить, что их волнует окружающий мир в целом, «чтобы мир стал безопасней», чтобы он стал «прекрасным и мирным», в «нем много лжи и предвзятости, что лучше и уютнее быть дома».
Опираясь на представленные данные, можно заключить, что субъективное отношение к природе у русских подростков отличается от отношения к природе китайских подростков. Нами также был проведен математический анализ полученных результатов по критерию Манна – Уитни, что частично подтвердил достоверность нашего исследования.
Таким
образом, культура имеет свои специфические
особенности, представление о которой
позволит установить соответствие педагогического
процесса экологическому воспитанию.
Заключение
Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Большой вклад в изучение психологии отношений в отечественной науке был внесен В.Н. Мясищевым, Б.Ф. Ломовым, А.Ф. Лазурским и т.д.
В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности и эта система отношений человека к окружающему и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности.
Исследования отношений представляют тот необходимый для психологии подход, в котором объединяются объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека – субъектом и объектом его отношений. Отношения реализуются или проявляются во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности.
А.Ф. Лазурский считал существенной стороной личности её отношение к среде в широком смысле слова, куда включается природа, и материальные продукты труда, и другие личности, и социальные блага.
Таким образом, субъективное отношение к природе – это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющиеся фактором, обуславливающим поведение.
Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, сознательность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность.
Центральными параметрами являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляются данные отношения. Именно на основе этих параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.
В
философии под природой понимается
вся совокупность естественных условий
существования человека и человеческого
общества. Человек – явление одновременно
и природное и общественное. Поэтому
ему свойственны как
Человек, выбирая свои жизненные ценности, действует в определенном экологическом контексте, что ориентирует его на соблюдение экологических требований. Отношения природы и культуры очень сложны.
Информация о работе Культурно историческая обусловленность отношения к природе