Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:35, реферат
Ядром экологической культуры является экологическое сознание, под которым понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Однако сама по себе система экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения. Поэтому важным является отношение к природе. Именно через отношение личности, имеющихся у нее экологические представления становятся фактором, детерминирующим выбор стратегий и технологии взаимодействия с природой, мотивы этого взаимодействия.
Христианское толкование взаимоотношений человека с миром природы, оказавшее значительное влияние на формирование западной культуры, кардинально отличается от трактовки этих взаимоотношений в философско – религиозных концепциях Востока (Индии, Китая, Японии).
Вообще,
культуру Востока в этом отношении
можно рассматривать как
Великие азиатские религии (индуизм, буддизм) ориентируют человека на преодоление границы, отделяющей его от мира природы. Согласно этим представлениям высшая цель человека – постижение нирваны – полного единства с общим духом, окружающим всю природу. «Восточные традиции в целом отличаются от западных именно тем, что в них первостепенное значение придается миру живой природы. Человек здесь не выделяется, не персонифицируется из природы, а рассматривается как ее органическая часть».
Согласно восточным культурно – религиозным традициям человек в отличие от других живых существ обладает способностью реализации своего творческого потенциала взаимосвязи со вселенной – «человеческое драгоценное существование». Принципиальным является то, что это обстоятельство не придает человеку особой значимости по сравнению с другими существами, не ставит его в доминирующее положение, а наоборот, возлагает дополнительную ответственность за благополучие мира природы.
Для культуры Востока характерно наличие особых технологий, структурирующих взаимодействие человека с миром природы, таких как чайная церемония, икебана, бонсай и .т.д.
Во
все времена мир природы
К. Юнг, анализируя психологические основы индийских, тибетских и китайских религиозно-философских систем в сравнении с европейскими воззрениями, подчеркивает, что в основе как восточного, так и западного мировосприятия лежит первобытная ментальность. Но между этими двумя мировоззрениями существует принципиальное различие. Восточное базируется на иррационализме: окружающий мир – «это не чувственный мир тел, цветов и звуков… Скорее, это мир метафизической природы, лежащий ниже или выше земного и из него прорываются в знакомую нам земную картину странные образы». В то же время Запад «культивировал просто другой аспект первобытности: как можно более точное наблюдение природы за счет абстракции. Наше естествоиспытание развилось из изумительной наблюдательности дикаря».
Для восточной психологии характерно представление о существовании связи между «индивидуальным духом» и гипотетически Мировым Духом, изначальном единстве индивида со Вселенной, дающее ощущение личной принадлежности к миру природы. Европеец же не ощущает себя частью природы, а располагает наукой о природе, которая позволяет ему достигать контроля и власти над ней. К. Юнг констатирует: «Индийский дух вырастает из природы, наш дух природе противостоит».[58]
«Большинство людей Запада способны обособиться от природы нет ничего общего, кроме нескольких желанных аспектов, что природа существует только ради использования ее человеком. Но людям Востока природа очень близка». (Д. Судзуки)[4]
Можно утверждать существование кардинального различия между «восточным» и «западным» отношением к природе, во-первых, по шкале «включенность – противопоставленность».
Во-вторых, восточное мировосприятие не требует от человека постоянного утверждения собственной субъектности, наоборот, восточный путь достижения гармонии с природой – это путь отказа от абсолютизации собственной субъектности. «Восточный дух, кажется менее эгоцентричен, его содержания, вероятно, лишь слабо соотнесены с субъектом а более важным являются, может быть, те состояния, которые предполагают ослабленное Я» (К.Юнг).[56]
Европеец же «должен для начала знать, что он собой представляет как субъект». При этом, как уже отмечалось, мир природы служит объектным фоном, на котором и происходит утверждение человека себя как субъекта.
Для восточного мировосприятия, «различие между субъектом и объектом не осознается, господствует бессознательное тождество. В этом случае бессознательное проецируется на объект, а объект интроецируется в субъект, т.е. психологизируется. Тогда животные и растения ведут себя как люди, люди одновременно являются животными».
В-третьих, еще одно важное отличие в отношении к миру природы на Западе и Востоке заключается в иерархической диспозиции «Человек-Природа». Если для Востока эта диспозиция может быть обозначена как «ученик- УЧИТЕЛЬ», то для Запада – «ГОСПОДИН-слуга».
Восточный человек стремиться учиться у Природы, подниматься до вершин ее совершенства; его психологическая активность по отношению к миру природы может быть обозначена вектором «↑» («снизу вверх»).
Человек же, воспитанный в Западных традициях, склонен рассматривать природу как покоренного противника, которого следует с выгодой для себя использовать. Мир природы – это, прежде всего, «природные богатства на службе человека». Для Запада характерно прагматическое восприятие природы, позиция «сверху вниз» - «↓».
Следовательно, если для Востока природа представляет, прежде всего, духовную ценность, то для Запада – материально-прагматическую.
Таким образом, для отношения человека к миру природы, основанного на восточных культурных традициях, характерны следующие особенности:
Глава 3. Изучение отношения к природе в подростковом возрасте
(кросс
- культурное исследование)
Объект исследования - экологическое сознание.
Предмет исследования - отношение к природе в подростковом возрасте у представителей разных этнических групп.
Цель изучить отношение к природе в подростковом возрасте у представителей разных этнических групп.
Гипотеза
- основываясь на особенностях культурно-исторического
развития этносов мы предполагаем, что
субъективное отношение к природе русских
и китайских подростков будут различны.
Задачи:
Методы и методики исследования:
I. Психодиагностические:
II. Метод статистической
обработки данных:
U – критерий Манна – Уитни
Исследование проводилось в марте 2006 года. Исследовательскую базу составили: 79 человек, в возрасте 11 – 12 лет. В исследовании участвовали: ученики средней школы №5 города Балея (Россия) и ученики средней школы города Чжалантунь (Китай).
Методика «Доминанта»
Экспресс - методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф.Лазурским.
Методика проводится в письменной форме на специальном бланке, возможен индивидуальный и коллективный вариант проведения.
Испытуемому предлагают выбрать 3 «наиболее важных» и 3 «наименее важных» для него понятия из предлагаемого списка. Им присваиваются соответствующие ранги 1,2,3 и 9,8,7; трем не выбранным – средний ранг 5. Такая процедура ранжирования существенно облегчает задачу испытуемым и, в целом, повышает валидность методики, поскольку именно эти три противоположные позиции являются наиболее значимыми и достаточно четко дифференцируются личностью, в отличии от средних.
Зачитывается
инструкция: выразите степень значимости
(важности) для Вас предложенных
понятий в эмоциональном плане,
в плане получения информации и в плане
практических занятий. Для этого выберете
3 наиболее важных и 3 наименее важных понятия
из предлагаемого списка.
Методика «Незаконченные предложения»
Инструкция:
«Вашему вниманию предлагается ряд незаконченных
предложений, которые Вам необходимо продолжить.
Долго не обдумывайте над ответами, пишите
первое, что приходит в голову. Не существует
«правильных» или «неправильных» ответов.
Все ответы верны».
Методика «Мой мир»
Инструкция: Это (указывается на круг) – Вы (символ вашего Я). Изобразите вокруг себя все то, что Вам интересно, все то, что Вы любите, цените. Как рисовать – Ваше дело, здесь совершенно неважно, хорошо или плохо Вы рисуете. Если какие – то события, идеи, вещи предоставляют или представляли для Вас особую значимость, включите их в рисунок.
Материал: ребенку предлагается чистый лист (размер листа 210х 297 мм) бумаги, в центре которого изображен небольшой круг.
Время
рисования не ограничено.
Контент – анализ
Это метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:
3.2.
Результаты исследования
и их обсуждение
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.
По методике «Доминанта» у русских подростков были получены следующие данные:
У (5) 13% испытуемых субъективное отношение к природе с низкой доминантностью;
У (14) 35% испытуемых субъективное отношение к природе средне доминантное;
У
(21) 52% испытуемых субъективное отношение
к природе с высокой доминантностью;
Доминантность
субъективного отношения к
У китайских подростков мы получили следующие результаты:
У (6) 16% испытуемых субъективное отношение к природе с низкой доминантностью;
У (16) 41% испытуемых субъективное отношение к природе средне доминантное;
У
(17) 43% испытуемых субъективное отношение
к природе с высокой
Сравнительный анализ полученных результатов представлен в диаграмме №1
Диаграмма №1
В китайской выборке доминирует когнитивный компонент отношения к природе – 51% испытуемых. Природа ими воспринимается как объект познания.
В русской выборке доминирует эмоциональный компонент отношения к природе – 63% испытуемых. Природа ими воспринимается как объект красоты, восхищения (см. диаграмму №2).
Диаграмма №2
По методике «Мой мир» мы получили следующие данные (методика обрабатывалась с помощью контент – анализа).
Из выделенных нами восьми категорий анализа: семья, природа и животные, учеба, досуг, я сам, материальные ценности, окружающие люди, объекты окружающей среды созданные человеком; в рисунках высокий ранг занимает категория анализа – «природа и животные» (см. Приложение 1,2). Единицы встречаемости в обеих выборках оказались равными.
Информация о работе Культурно историческая обусловленность отношения к природе