Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:35, реферат
Ядром экологической культуры является экологическое сознание, под которым понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Однако сама по себе система экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения. Поэтому важным является отношение к природе. Именно через отношение личности, имеющихся у нее экологические представления становятся фактором, детерминирующим выбор стратегий и технологии взаимодействия с природой, мотивы этого взаимодействия.
Введение
Актуальность
На современном этапе развития взаимоотношения между человеком и природой, приобретают иной характер. Общество не может существовать без постоянного взаимодействия с природой. Чаще всего влияние общества на природу негативное (идет вырубка лесов, загрязнение атмосферы, почв, воды). В настоящее время это взаимодействие приобретает с течением времени глобальный характер. В свою очередь природа отвечает стихийными бедствиями (наводнениями, землетрясениями, происходят изменения атмосферного давления, состояния магнитного поля Земли, увеличивается активность Солнца). Это приводит к ухудшению здоровья людей.
Воздействие общества на природу осуществляется через социотехносферу. Под социотехносферой понимается не общество в целом, а те ее проявления, которые выступают в качестве факторов воздействия на природу.
Обострение
экологической обстановки требует
принятия эффективных мер по поддержанию
экологического равновесия между человеком
и природой, решение проблем социально-
Экологическая культура – это интегративный многоаспектный феномен: элемент культуры как системы, содержание которой определяет целостность и гармоничность внутренних и внешних отношений человека, природы и общества в процессе воспроизводства жизни на всех ее уровнях.
Ядром
экологической культуры является экологическое
сознание, под которым понимается
совокупность экологических представлений,
существующего субъективного
Наиболее важным является изучение к природе у представителей разных этносов. Так как, разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима, чтобы разумно относиться к природе, не нанося ей вреда. Задачей общества является обеспечение системного характера экологического воспитания и образования, на основе тщательного изучения и всестороннего анализа.
В
сегодняшних условиях экологического
кризиса, изучение и учет закономерностей
проявления и функционирования национально-психологических
особенностей людей, определяющихся национально
специфическими потребностями, интересами,
ценностями приобретают новый важный
смысл, требует приоритетного внимания.
Глава 2. Культурно историческая обусловленность отношения к природе
2.1.
Исторические формы
отношения человека
к природе
Зависимость общества от природы прослеживается на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.
На ранних этапах главную роль играли источники средств жизни (дикие растения, животные, коренья и т.д.), а в дальнейшем с развитием производства на первый план все больше выдвигались естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Богатства второй группы стали в эпоху цивилизации одним из важнейших условий развития производства, а, следовательно, и всего общества. Это свидетельствует о том, что сам характер взаимодействия человека и общества с естественной средой обитания определяется не одной только природной средой, но и уровнем развития производства.[49]
В чем же конкретно просматривается влияние природы, ее факторов на развитие общества, на ход и характер исторического процесса?
Это влияние многогранно. Прежде всего, природа является необходимой средой существования и развития общества. В природе люди находят пресную воду для питья, орошения и других производственных нужд, воздух для дыхания и горения, строительные материалы, руду и уголь, нефть и газ, плодородные земли и другое.
Наряду с этим природные условия влияют на размещение производства, на территориальное разделение труда, а значит, и на расселение людей. Несомненно, влияние природных условий на темп развития общества. Так, чрезмерно суровые природные условия, подавлявшие человека, равно как и слишком щедрая природа, не стимулировавшая активность людей, сдерживали в свое время развитие общества и на крайнем севере и в тропиках.
В античном обществе, в философии да и в культуре в целом ведущей идеей был космоцентризм. Космос, его устройство, его гармония противопоставлялись хаосу, а идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон), по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслиться не иначе как в согласии и гармонии с природой. Поэтому одной из главных задач считалось постижение природы, ее тайн.[46]
Средние века отмечены решительными сдвигами в понимании природы и в отношении к ней. Средневековая философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Поскольку природа бездуховна, она – источник зла, нечто низкое в сравнении с человеком, наделенным душой, а потому недостойное внимание. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремиться к возвышению над природой. Правда, параллельно существовала и иная тенденция, так как природа сотворена богом, она заслуживает изучения для проникновения, в частности, в планы творца и постижения его мудрости, запечатленной в природных процессах и явлениях.
Эпоха
возрождения отмечена поворотом
к природе как источнику
Философы
этого времени сближают Бога и
природу и довольно часто доходят
до пантеизма, до отождествления Бога
и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно
Бог стал просто – напросто природой.
Возрожденческая философия
И, наконец, в период становления промышленного капитализма, с наступлением Нового времени происходит еще один, причем особенно серьезный сдвиг в подходе к природе и ее оценке. Этот новый подход в огрубленной форме можно определить как примитивно – потребительский. Природа начинает рассматриваться как объект преобразования, как кладовая, из которой остается только черпать, ничего не отдавая взамен.
В этом новом подходе своеобразно преломились особенности экономической основы капитализма. Подобный подход, его начала заложены уже у Ф. Бекона в его формуле: знание – сила, оно источник господства над природой. Еще рельефнее такой взгляд на природу выражен в печально знаменитой формуле: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».[20]
Такой узкоутилитарный подход к природе вырос, если оставить в стороне его чисто экономические основы, на почве объективизма науки, ее отношения к природе лишь как к чему-то внешнему, отчужденному от человека.
Так сложилась технократически - сциентистская формула отношения к природе и тесно связанная с ней односторонне – социологизаторская концепция человека, что в конечном счете сыграло немалую роль в возникновении той тяжелой ситуации в системе общество – природа, которая получила название экологического кризиса.
Подобная формула фактически соответствовала реальной практике взаимоотношений общества и природы вплоть до середины ХХ столетия.
Именно этот рубеж стал исходным для начала формирования качественно нового отношения к природе. Суть перемен в отношении к природе на этом новом этапе состоит, во-первых, в преодолении высокомерного, антропоцентрического подхода к природе; во-вторых, в начале ломки отчуждения человека от природы в повороте к осознанию, а в перспективе и к восстановлению единства человека с его биотическим окружением, к восприятию человеком себя как части природы. Речь вместе с тем идет о переходе от жесткого, одностороннего монолога и даже диктата в обращении человека с природой к компромиссу, к диалогу между разумом и природой и обществом на разумной основе.
Поэтому третий момент в трансформации отношения к природе отказ от примитивно – потребительских установок, от неограниченного давления техносферы на природу и решительный переход к сознательности и гуманности во взаимодействии общества с природой.
Понятие «природа» охватывает бесконечное многообразие явление и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространственными масштабами космическими объектами.
Таким образом, понятие «природа» охватывает все существующее, всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при подобной трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное, стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема – проблема отношения природы и человека, природы и общества.
Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества.
Взаимосвязь
и взаимовлияние общества и природы
реализуются непосредственно
Все
это свидетельствует о
Но
общество как часть природы есть
часть особенная, специфическая. Эта
специфика общества проявляется
через соотнесение понятий
Напротив, культура – это то, что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество.[45]
В
этом смысле общество, культура одновременно
включены в природу, и противостоят
ей, вступают с природой в определенные,
исторически изменяющиеся отношения.
2.2.
Отношение к природе
в культуре Востока
и Запада
Человек, выбирая свои жизненные ценности, действует в определенном экологическом контексте, что ориентирует его на соблюдение экологических требований. Еще Ибн Сина писал об устремленности к природе – устремленности к ее пониманию и «в соответствии с ним пользование ею, но пользование мудрое, учитывающиеся величие мироздания и природы, необходимости принадлежности к ней». Мысль восточной мудрости о недопущение неразумного вмешательства в природу была разделена многими философами.[45]
К сожалению, необходимая гармония в настоящее время нарушена вследствие отлучения человека от природы и культуры. И самое страшное, к чему может привести такая дисгармония – исчезновению духовности. А без нее человек не может быть человеком.
Нарушение равновесия между природой и человеком, природой и обществом изменило не только мир, но место и роль самого человека в мире. Проблема соотношения природы и человека сегодня затрагивает каждого человека, независимо от его национальной и социальной принадлежности.
Культура – это явление,
Информация о работе Культурно историческая обусловленность отношения к природе