Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:47, контрольная работа
Человек — существо крайне неорганизованное и хаотичное. В себе самом он со временем, может быть, и разберется. Установит свои ценности и идеалы, да и поступки научится выстраивать в соответствии с ними. Но людей много и каждый старается свои ценности утвердить в людском сообществе, свои идеалы установить в качестве самых для всех главных. Если это допустить, начинается общественный хаос.
Потолок залы непременно украшался пышным плафоном , а пол паркетными вставками с особым рисунком . В оформлении стен часто использовался ордер . Ионические и коринфские колонны отгораживали от общей залы небольшие лоджии , позволяя чувствовать себя и " в людях " и в " уединении людей ". Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели . Холодные — белые , голубые , зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой .
Подчеркивали торжественность и многочисленные светильники . " Паникадила и фонари , висящие с высоты , а со сторон позлащенные светильники , одни как жар горят , а другие как вода переливаются , и , совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние , все покрывают святозарностью ", — писал Г . Р . Державин . Вносили свой вклад в эту " святозарность " и многочисленные зеркала , ставшие непременным атрибутом парадной залы . " Чистота ", " праведность " хозяев усадьбы читались в их ровных блестящих поверхностях .
Мифическую " древность " дворянства удостоверяли многочисленные мраморные " антики " обязательно украшавшие гостиную . Античным считалось все древнее : и римские подлинники , и современная французская или итальянская скульптура . Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме . Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести , что и самим государям .
В начале XIX века гостиные " теплеют ". Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона . Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева . Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия . А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь , отгороженный от залы расшитыми каминными экранами .
Да и предназначение гостиных меняется . Теперь здесь проходят праздники семейные , тихие . Часто домочадцы собираются за семейным чтением : " Я помню и деревенские чтения романов . Вся семья по вечерам садилась в кружок , кто - нибудь читал другие слушали : особенно дамы и девицы . Какой ужас распространяла славная госпожа Радклиф ! Какое участие принимали в чувствительных героинях г - жи Жанлис ! " Страдания Ортенберговой фамилии " или " Мальчик у ручья " Коцебу решительно извлекали слезы ! Дело в том , что при этом чтении , в эти минуты вся семья жила сердцем или воображением , и переносилась в другой мир , который на эти минуты казался действительным ; а главное — чувствовалось живее , чем в своей однообразной жизни ", — писал М . А . Дмитриев .
Естественно , что официальный парадный портрет в новой обстановке был уже немыслим . Портреты царствующих особ становятся все скромнее и скромнее . А вскоре их заменяют портреты людей милых сердцу хозяев . " Я , помнится , спросил ее , зачем она , когда бывает дома , всегда сидит под портретом госпожи Ельцовой , словно птенчик под крылом матери ? " Ваше сравнение очень верно — возразила она , — я бы никогда не желала выйти из - под ее крыла " ( И . С . Тургенев " Фауст "). Именно такой , тихой и уютной , гостиная и вошла в русскую литературу XIX века .
В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет . Этого потребовал сентиментальный век , с его образами нежной жены и деловитой хозяйки . Теперь , получив образование , женщина сама формировала духовный облик не только своих детей , но и дворовых людей , вверенных ее попечению . День дворянки , особенно в сельской усадьбе , был заполнен заботами до отказа . Утро ее начиналось в уединенном кабинете , куда шли за приказом с отчетом , за деньгами , с дневным меню .
Однако , с течением дня функции женского кабинета меняются . Деловым всегда остается утро . А днем , и особенно , вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон . Само понятие салона , где исполнители и аудитория меняют друг друга , где ведутся " разговоры обо всем и ни о чем ", куда приглашают знаменитостей , сформировалось в конце XVIII века .
Одним из самых интересных салонных развлечений становилось заполнение альбома хозяйки . Эти " альбомы милых дам " хранят сегодня стихи и рисунки Батюшкова и Жуковского , Карамзина и Дмитриева . В этих альбомах , может быть , ярче всего проявилась атмосфера женского усадебного кабинета .
В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников , друзей , соседей . Здесь она читала , рисовала , занималась рукоделием . Здесь же вела обширную переписку . Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой . Стены окрашивались в светлые тона , оклеивались обоями . Цветочный декор , такая же цветочная роспись покрывали потолок . Пол складывался уже не из яркого наборного паркета , а застилался цветным ковром . К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло . Печи , камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии .
Но главную роль в женском кабинете несомненно играла художественная мебель . Простенки между окнами занимали большие зеркала , опирающиеся на изящные столики . В них отражались портреты , акварели , вышивки . Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы , в которой старались сохранить естественную фактуру , не закрывая ее позолотой и пестрой раскраской . Небольшие круглые столики и столики - бобики , кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют . При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков , каждый из которых имел свое предназначение .
Особо популярными в конце XVIII века стали миниатюрные столики - бобики для рукоделия , письма , чаепития . Название свое они получили за овальную с вырезом форму столешницы . А после того , как грузная и малоподвижная Екатерина II отдала предпочтение этим легким столикам , мода на них стала повсеместной . Их редко декорировали бронзой ( в отличие от Западной Европы ), предпочитая украшать пасторальными сценами , выполненными в технике маркетри ( мозаика из дерева ). Значительная часть мебели изготовлялась тут же , в усадебных мастерских собственными мастерами . Именно они , сначала в отдельных рисунках , а потом и все изделие , стали покрывать тонкими пластинами ( шпоном ) из карельской березы , тополя или капо - корня , что скоро стало признаком русского стиля в мебели .
Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани . Шторы , драпировки , обивка мебели , напольные ковры — все это тщательно подбиралось . Здесь на светлом фоне красовались реалистически выписанные цветы , венки , букеты , амуры , голуби , сердца — сентиментальный набор рубежа веков . Им вторили такие же амуры и букеты из росписи фарфора , с текстильных и бисерных рисунков .
Интересно , что рубеж веков ( XVIII - XIX ) явился " золотым веком " не только для русской литературы , но и для русского бисера . Увлечение им в аристократических кругах стало столь повальным , что стало неотъемлемой частью бытовой культуры . В отличие от Европы , в России изделия из бисера почти не делались на продажу . Это было чисто домашнее занятие . И только в некоторых монастырях организовали коммерческое производство изделий из бисера . Так А . Б . Мариенгоф вспоминает " ночные туфли , вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела - монаха Печерского монастыря ".
Да - да , именно у монаха , а не монахини ! Сентиментальная этика рубежа веков " заставляла " заниматься рукоделием не только женщин , но и мужчин . Оклады икон , различные панно , сумочки , кошельки , пояса , шапочки , туфли , чубуки для трубок — все могло стать " нежным сувениром ". Совсем юный М . Ю . Лермонтов пишет своей тетушке Н . А . Шангирей в 1827 году : " Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю ... бисерный ящик моей работы ".
При изготовлении больших изделий привлекались помощницы из крепостных . Как правило , они вышивали фон , тогда как хозяйка ( хозяин ) — роскошные букеты и птиц . Именно так выполнена трехметровая бисерная обивка дивана , ныне хранящаяся в Историческом музее в Москве .
Чего только не делали из бисера ! Детские игрушки , кошельки и чехлы , обложки и футляры , иконы и жанровые картины , целые гобелены в царские дворцы . Бисером обвязывали трости , курительные трубки , шкатулки , вазы , подстаканники , чехольчики для мела . Сегодня , читая в гоголевских " Мертвых душах " о том , что в доме Маниловых " ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы : какой - нибудь бисерный чехольчик на зубочистку ", мы смеемся над забавной фантазией автора . А между тем , в Эрмитаже хранится именно такой " чехольчик на зубочистку " с орнаментом и крышечкой , связанный крючком в 1820-1830- х годах . Даже домашние четвероногие пользовались изделиями из бисера . " В бисерном ошейнике , позвякивая железкой , весело вбежала Милка ", — писал Л . Н . Толстой в повести " Детство ".
В начале XIX века " бисерная лихорадка " распространилась по провинции . А к концу столетия , когда появился недорогой бисер , им стали заниматься и в крестьянских домах .
Искусство в усадьбе отнюдь не ограничивалось созданием парков , собиранием библиотек и всевозможных коллекций . Немалую роль в усадебной жизни играли музыкальные занятия . Хоры , оркестры и театры были неотъемлемой частью усадебной жизни . " Не было ни одного богатого помещичьего дома , где бы не гремели оркестры , не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки , на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные актеры " — писал исследователь дворянского быта М . И . Пыляев . В усадьбах специально возводились театральные здания , в парках под открытым небом создавались " воздушные " или " зеленые " театры .
Театральная зала располагалась , как правило , отдельно от основного дома , часто во флигеле . Пожалуй , единственным исключением была театральная зала в Останкино , где в соответствии с замыслом Н . П . Шереметева она стала ядром усадебного дома . Театральные представления являлись непременной частью усадебных торжеств , особенно вошедших в моду в 1780-1790- е годы . Для них разрабатывались специальные программы с таким расчетом , чтобы одно мероприятие следовало без перерыва за другим . Начинался праздник встречей гостей , кульминацией которой становилась встреча особенно почетного гостя . Затем следовал обязательный осмотр дома , коллекций хозяина . Гуляние по парку предваряло торжественный обед . И уже потом шли театральное представление ( нередко состоящие из нескольких пьес ), бал , ужин , фейерверк в вечернем парке и торжественный разъезд гостей .
Театральный репертуар дворянских усадеб составлялся в зависимости оттого , происходили представления в парковом " зеленом " театре или во внутренней театральной зале . На представлениях в парке , наряду с дворянами , могла присутствовать самая разнообразная публика — крестьяне , купцы , ремесленники . Потому пьесы выбирались несложные по постановке , с занимательным часто комическим , сюжетом . В " закрытом " или " настоящем " театре ставились в основном оперы и балеты . Причем , как правило , опера и балет представлялись единой парой . Часто вместо балета исполнялась пантомима . Ясно , что достоинства этих жанров могла по достоинству оценить лишь избранная публика . Тем более , что задачей театральных представлений , по понятиям эпохи просвещения , было " доставить публике удовольствие для ума , зрения и слуха ".
Надо признать , что театральные постановки в усадебных театрах на рубеже веков были вполне на уровне лучших европейских профессиональных театров . Многие оперы и балеты , прежде , чем попасть на императорскую сцену , ставились именно здесь . Большое количество произведений писалось специально для них . Особенно тщательно готовились такие постановки к приезду именитого гостя или для открытия новой театральной залы .
Если хозяину богатому хозяину усадьбы удавалось заполучить к себе выдающегося декоратора , то постановки превращались в красочные феерические представления почти без действующих лиц . Это был своеобразный театр декораций . Такими стали сцены штурма Измаила в Останкино Н . П . Шереметева , или знаменитые постановки с декорациями П . Гонзаго в Архангельском Н . Б . Юсупова .
Музыка в усадьбе бытовала в двух видах — как праздничное исполнение и как камерное домашнее музицирование . Крепостные хоры начинали петь уже во время встречи гостей . Конрдансы , менуэты , полонезы звучали на балу . Народные песни и плясовая музыка сопровождала гуляющих по парку . Во время парадных обедов и ужинов звучала инструментальная музыка , пелись торжественные хоры и итальянские арии . Послеобеденные карточные игры и беседы также проходили под звуки музыки . Да и вечером в саду во время иллюминации пели хоры и играли духовые оркестры . " В сие время поставленные в роще певчие и музыканты пели и играли огромный хор , который эхо разносило и повторяло вдалеке ", — писал участник усадебного празднества .
Специфическим музыкальным явлением России XVIII века стали роговые оркестры . Играть на рогах необычайно трудно . Музыкант должен обладать немалой силой , чтобы выдуть из рога звук . Но еще большей трудностью является согласованное звучание оркестра рогов . Дело в том , что каждый из инструментов позволяет получить весьма ограниченное количество звуков и мелодия часто распределялась между несколькими инструментами . Но все трудности искупались неповторимым звуком рогов . Они издавали протяжные гулкие звуки , производившие особый эффект на открытом воздухе . " В одном месте под открытым небом слышалась прекрасная музыка . Это играла скрытая в боскетах превосходная , принадлежавшая графу , роговая капелла ", — вспоминает очевидец .
Что касается домашнего музицирования , то только что написанные квартеты , трио , симфонии , оперные арии звучали лишь в домашнем концерте . Более того , такое музицирование было единственной формой полупрофессионального бытования музыки в тогдашней России . Именно здесь можно было услышать музыку Гайдна , Моцарта , Бортнянского . Причем , играли всегда много . По сегодняшним меркам одно такое музицирование укладывается в две - три концертные программы . " Сначала играли различные симфонии и концерты с солами различных инструментов ... После того играли различные штуки , как - то : Гейденовы концерты и прочее ... Все сие было слушано присутствующими с великими аплодированиями и весьма достойно ... Когда выведен был оркестр , то играли концерты на клавикордах ..., а потом следовали все к тихо приготовленному ужину ...", — вспоминает А . Т . Болотов .
Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая . Вместе с тем , столовая и необходимое повседневное помещение . Именно здесь семья чувствовала себя единством . Однако столовая , как отдельное помещение для совместных трапез , сформировалась при европейских дворах лишь в середине XVIII века . Еще в первой половине столётия столы накрывали в любом подходящем помещении дворца . В русском же дворцовом ритуале столы в особо торжественных случаях вообще накрывались прямо в тронной зале .
Церемониал королевского обеда , который старались перенимать все дворяне в своих усадьбах , сложился при французском дворе Людовика XIV . В этом пышном спектакле принимали участие лучшие дворяне Франции . Процессия королевского обеда начинала свой ежедневный путь в час дня из нижних покоев дворца . Возглавлял процессию метр - д , отель . За ним двигались придворные , кухонные служители с большими корзинами , в которых были разложены вилки , ножи , ложки , солонки , другая посуда и снедь . На огромных подносах мимо всегда многочисленных зрителей проносили богато украшенные блюда . Процессия не спеша , с достоинством обходила весь дворец . Потому в залу , где обедал король еда попадала уже совсем остывшей . Здесь метр - д , отель отдавал приказания по сервировке стола , а особо приближенный к королю дворянин пробовал все кушания , проверяя не отравлены ли они .