4.3 Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым
от компьютера
- Познакомить его с временными нормами.
- Приобщение к домашним обязанностям.
- Ежедневно общаться с ребенком, быть в курсе возникающих у него проблем
и конфликтов.
- Контролировать круг общения, приглашать друзей ребенка в дом.
- Учить правилам общения, расширять кругозор ребенка.
- Научить способам снятия эмоционального
напряжения, выхода из стрессовых состояний.
- Не разрешать выходить в Интернет бесконтрольно.
Установить запрет на вхождение определенной
информации.
- Не забывать, что родители - образец для подражания,
поэтому сами не должны нарушать правила,
которые устанавливают для ребенка (с
учетом своих норм, соответственно).
Если ребенок обещает, но не
выполняет, так как его зависимость сильнее
его самого, необходимо обратиться к специалисту
(к психологу, к психиатру).
- Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему свое малыша, то по крайней
мере не разрешать ребенку сидеть за компьютером
больше 20 мин в день и чаще чем 1 раз в 2
дня.
- Для детей 7-12 лет компьютерная норма - 30 мин в день, но не ежедневно!
- 12-14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
- Взрослым не желательно работать за компьютером больше 5 часов.
- Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.
5. ЭТАПЫ ПОПАДАНИЯ В ЗАВИСИМОСТЬ
ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
- Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат. Потом, вместо того чтобы ходить в школу, подросток идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит
к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.
- На втором этапе подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.
- Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно
начинают принимать активные меры администрация
школы, родителей и другие заинтересованные
лица. Но успешность помощи в данном случае
аналогична лечению любого запущенного
хронического заболевания.
6.ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
1. Общение с компьютером учит отдавать
команды, приказания и проверять их исполнение,
так как машина безропотно выполняет команды
человека. Личность ребенка при этом не
развивается. Создается иллюзия общения.
2. Человек в Интернете просматривает,
например, электронные энциклопедии. Именно
просматривает, а не изучает - так формируется
поверхностное отношение к познавательной
информации. Эта деятельность не требует
усилий для осмысления, продумывания,
вникания, так как вдумчивое чтение здесь
места не имеет.
3. Любой эмоциональный дискомфорт
устраняется с помощью погружения в компьютерные
игры, сайты, Интернет, ребенок не учится
никаким другим способам решения проблем
- так формируется эмоциональная зависимость
от компьютера и инфантильный стиль отношения
к проблемам.
4. Сидение за компьютером «сажает»
зрение: Глаза страдают от нечеткой картинки,
плохого света, от бликов, от необходимости
долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы
устают, теряют эластичность и со временем
отказываются работать с прежним успехом.
Если ребенок в возрасте 14-15 лет еженедельно
проводит у компьютера около двух часов,
потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована.
Изначально человеческий глаз привык
воспринимать преломленный свет: читая
с листа, мы видим отраженные буквы. Однако,
работая за монитором, мы смотрим на сам
источник света, а на его отражение. К тому
же изображение на дисплее дрожащие и
мелькающее, что создает дополнительную
нагрузку на органы зрения. Долгое нахождение
у экрана сильно напрягает глаза, так как
они расслабляются только тогда, когда
мы смотрим вдаль.
5. Из-за неудобного стула работающий
на компьютере со временем может заработать
сколиоз. От долгого сидения нарушается
кровообращение в области таза, что может
привести к геморрою и ожирению.
6. При длительной работе за компьютером
может развиться шейный остерохондроз,
так как страдают мышцы шеи, плечевого
пояса, спины и позвоночника.
7. Нагрузка приходится также на ноги:
сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому
гимнастику нужно делать стоя, включив
обязательно упражнения для ног - ходьбу
на месте, приседания, встряхивания ногами.
8. Подростки склонные к увлечению
компьютерными играми, как правило, имеют
повешенный риск стать алкоголиками или
наркоманами. При попытках преодолеть
игровую зависимость они относительно
легко приходят к замене ее на другие формы.
И наоборот, зачастую быстрой и легкой
«реабилитацией» юного токсикомана становится
перенос его жизни в салон компьютерных
игр.
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Среди старшеклассников проведен
опрос по определению компьютерной зависимости.
После интерпретации ответов выделены
основные причины зависимости:
- Поскольку покупка дорогостоящей игрушки-компьютер-связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок лишенный
родительского внимания, удовлетворяет
потребность в тепле и общении, взаимодействуя
с компьютером.
- Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок
попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными
друзьями и врагами, чтобы не участвовать
в странном и страшном мире взрослых.
- Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка.
- Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение
самостоятельно организовать свой досуг.
Симптомами «сетевой наркомании»,
по мнению старшеклассников, является
то, что интернетчик скрывает от друзей
и близких родственников реальное количество
времени, которое он проводите в Сети,
и что там делает (какими сайтами интересуется,
с каким количеством людей состоит в переписке).
8. Девятиклассникам предложена анкета
- Как Вы проводите свое свободное время?
А) читаю художественную литературу;
Б) смотрю передачи по телевизору;
В) играю на компьютере;
Г) другое.
- Есть ли у Вас дома компьютер?
А) да;
Б) нет.
- Сколько часов в день Вы проводите за компьютером?
А) менее часа;
Б) от 1 до 3 часов;
В) от 3 до 5 часов;
Г) другое.
- Сколько, по Вашему мнению, можно проводить часов в день за компьютером, не принося вред здоровью:
А) от 1 до 2 часов;
Б) от 2 до 3 часов;
В) другое.
- Отметьте те симптомы, которые Вы испытываете после работы за компьютером:
А) головная боль;
Б) головокружение;
В) боли в глазных яблоках;
Г) тошнота;
Д) раздражительность;
Е) онемение суставов;
Ж) никаких;
З) другое.
- Основная цель Вашего времяпрепровождения за компьютером:
А) игры, развлечения;
Б) поиск информации по учебе;
В) другое.
- Считаешь ли ты себя зависимым от компьютера?
А) да;
Б) нет;
В) другое.
- Как Вы считаете, время, проводимое Вами за компьютером, можно было потратить на другую деятельность с большей пользой и эффективностью?
А) да;
Б) нет;
В) другое.
9. Результаты опроса
- 25% учащихся смотрят передачи по телевизору и играют на компьютере;
- 50% из опрошенных имеют дома компьютер;
- 33% проводят за компьютером до 3 часов, и 33% - до 5 часов;
- Учащиеся знают, чтобы не вредить
здоровью, нужно работать не более 2-х часов;
- Только 83% учащихся ответили, что
состояние после работы за компьютером
неизменное, у 17% наблюдались симптомы
раздражительности и онемение суставов;
- Причиной времяпровождения за компьютером является игры и развлечения у 58% подростков.
- На вопрос «Считаешь ли ты себя зависимым от компьютера?», отрицательно ответили 68% учеников.
- «Как Вы считаете, время, проводимое Вами за
компьютером, можно было потратить на
другую деятельность с большей пользой
и эффективностью?»
«Да», ответило 58%
«Нет»,-17%
«Другое»,- 25%
10. Из проведенного исследования
можно сделать ВЫВОД:
- При неправильном использовании и несоблюдении правил работы за
компьютером может возникнуть отрицательное
воздействие, которое выражается нарушением
общего состояния здоровья или самочувствия
в связи с несоблюдением режима дня, низкая
двигательная активность, переутомление
глаз и т.д.
- Родители и педагоги должны более внимательно относиться и интересоваться тем, какие игры интересуют ребёнка, а также сколько времени ребёнок проводит за компьютером.
- Следующим негативным фактором является
то, что дети в реальной жизни не имеют
вообще или теряют настоящих друзей. Приобретают
виртуальных «друзья».
- Для того, чтобы сделать компьютер другом детей, нужно проводить разъяснительные беседы с учащимися
на тему «Здоровьесберегающих технологий»
с соблюдением Законодательства РФ (Закон
РФ Об образовании (статья 2, статья 51).
- Вовлечение учащихся в занятия во внеурочное время в учреждения дополнительного образования, что позволит ребёнку правильно
организовать свой режим дня с пользой
для здоровья, повышения образовательного
и развивающего уровня в сочетании использования
компьютера при правильной организации
рабочего места с учётом времени.
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беньяш Ю.Л. «Освоение персонального компьютера
и работы с документами»
- Джек Минго. Как компании стали великими. М.: 2001.
- Информатика: базовый курс. Под. ред. Симоновича С.В.
– СПб.: Питер, 2001.
- Эндри Ротбом «ПК для «чайников». - 4-е издание, М.: 2000.
- О.А. Соколова «Поурочные разработки по информатике»
- М.: ВАКО 2007.
- Журнал Школьный психолог. №2.2008 «Увлечение или диагноз?» Ульяна
Дмитриева.
- http://ru.wikipedia.org
- http://schools.keldysh.ru